На фото: Дом Дворянского собрания. Современный вид

Отделение Российского исторического общества в Великом Новгороде ведёт свою деятельность с 2013 года. Оно было образовано на базе Новгородского музея-заповедника. Возглавила региональное представительство генеральный директор музея Наталья Григорьева, и уже более шести лет деятельность организации успешно реализуется на музейных площадках. Неформальным же офисом новгородского отделения РИО стал дом Дворянского собрания, памятник архитектуры с уникальной судьбой. Сегодня в нём размещён Музей изобразительных искусств. Но эти стены помнят много знаковых для истории города событий.

Строительство здания в 1850-е годы связано с именем военного губернатора Елпидифора Антиоховича Зурова. В анналы истории он вошёл уже хотя бы потому, что его руководство городом пришлось на годы службы Александра Герцена в Новгороде, о чём есть упоминание в мемуарной хронике «Былое и думы». В свойственной ему гарнизонной манере, Зуров решил превратить часть Софийской площади в плац-парадную для разводов караулов. Но поскольку грунт перед древним кремлем был весьма подвижен, этот замысел не воплотился. Тем не менее, дом Дворянского собрания, входивший в проект переустройства, был возведён. Так исполнилось пожелание тогдашнего губернского предводителя дворянства князя Александра Илларионовича Васильчикова – заметного литератора, секунданта на последней дуэли Михаила Лермонтова и основателя кооперативного движения в России. Дом Дворянского собрания отделил от Софийской площади часть, которую стали называть Сенной площадью. Таким образом, пространство перед кремлем обрело парадный вид.

Из нескольких проектов, представленных на конкурс, повезло работе петербургского архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. И хотя современный облик здания трудно сопоставить с первоначальным, благодаря фотографиям начала XX века можно представить, что видели новгородцы XIX столетия.

Штакеншнейдер обратился к эклектике, модной в разгар кризиса архитектурного классицизма в России. Он соединил древнерусские мотивы, петровское барокко, а главный фасад украсил пятью фронтонами в форме кокошников с лепными гербами Новгорода и городов Новгородской губернии. Над Софийской площадью вознеслись два этажа. Сложно себе представить более верное решение для дворянской элиты «древнего старца», как любили величать Новгород в публицистике второй половины XIX столетия.

Парадные залы особняка предназначались для депутатских собраний. Были предусмотрены и служебные квартиры для губернского и уездного дворянства. С приходом эпохи «Великих реформ» Александра II здесь вершились судьбы новгородского земства. Но не только для решения деловых вопросов собирался в этом доме цвет тогдашнего общества.

Сразу же после открытия в Дворянском собрании стали проводиться праздничные балы и концерты. «Новгородские губернские ведомости» публиковали подробнейшие отчеты обо всём, что происходило на Софийской площади. Так, в феврале 1853 года здесь выступала обладательница первой премии парижской консерватории певица Малеско. Подобные концерты с участием звёзд объединяли любителей музыки, а сборы за билеты жертвовались в пользу бедных. В том же году, через месяц, на масленицу, панораму увеселений дополнили маскарад и бал. «Не часто на долю провинциальных городов выпадает такое счастье, какое выпало Новгороду. В зале Дворянского Собрания дал концерт знаменитый музыкант и композитор Войтех Иванович Главач», – читаем в статье за 1891 год. Специально для этого выступления Главач привёз инструменты собственного изобретения – «концертный гармониум» и «Армонипиано», имитировавшие игру целого оркестра и человеческое пение. «Можно сказать, что посещение города такими знаменитыми артистами как бы возвышает Новгород, который хотя не богат числом жителей и средствами, но глубоко сочувствует всему истинно изящному», – подводит итог в рецензии на концерт Иван Павлович Можайский, инспектор новгородских губернских народных училищ, сотрудничавший также со знаменитыми столичными сатирическими журналами «Искра» и «Будильник».

На фото: Дом Дворянского собрания. Открытка начала XX в.

Одна из самых ярких страниц истории Дворянского собрания связана с праздничными торжествами в 1862 году, когда отмечалось Тысячелетие России. «Очередное собрание дворян заседало в красивом белом с золотом зале, украшенном большим, во весь рост, портретом царя-освободителя, в том зале, по которому его Величество шел в полонезе под руку с грациозной княгиней Мышецкой, а ея супруг, губернский предводитель дворянства, в лейб-гусарском мундире, имел счастье вести государыню Марию Александровну. Ея приветливая улыбка и ласковое обращение живо были памятны всем, кто находился в Новгороде во время этих празднеств», – писал много десятилетий спустя очевидец тех событий, председатель земской управы Николай Фирсов в «Историческом вестнике». Сегодня память о торжествах хранит самое большое живописное полотно в коллекции Новгородского музея-заповедника – «Открытие памятника "Тысячелетие России" в Новгороде в 1862 году» Богдана Виллевальде. А бронзовый бюст Александра II встречает современных посетителей Дворянского собрания.

На фото: Полотно Богдана Виллевальде

Послужил особняк и науке. Здесь проходили заседания членов Общества любителей древности из числа наиболее активных исследователей истории Новгорода и собирателей уникальных артефактов. Летом 1911 года при их организационном участии проходил ХV Всероссийский археологический съезд. В нём принимали участие светила российской истории и археологии начала XX века.

Предчувствуя грядущую катастрофу, политическая и интеллектуальная элита города осознавала символическое значение Новгорода для государства. Но читатели «Новгородских губернских ведомостей» узнали об этом документе только в марте, когда беспощадный механизм революции уже был запущен. После Октября здание ненадолго заняла губернская земская управа, а в декабре председатель исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов Григорий Валентинов-Абрамсон с солдатами арестовал почти всех представителей земства прямо в парадных залах.

До Великой Отечественной войны здание занимали различные советские учреждения и конторы. В 1941–1944 годах, во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими захватчиками, Дворянское собрание в числе многих памятников города сильно пострадало от обстрелов. Но если другим ценнейшим памятникам архитектуры учёные и реставраторы возвращали первоначальный вид, то главному историческому дому на Софийской площади повезло меньше. В 1950-е годы он был реконструирован архитектором Людмилой Ефановой. В ходе работ уничтожены фасадные кокошники, надстроен третий этаж, появились портал и колонны. Помещение занял техникум электронной промышленности.

На фото: 1944 год.

И только в 2001 году началась новая жизнь Дворянского собрания. В открывшемся Музее изобразительных искусств разместилась коллекция картин, портретной миниатюры, скульптуры. Стены парадных залов украсили работы Брюллова и Айвазовского, Репина и Рериха, Коровина и Бенуа.

На фото: После реконструкции 1950 г.

Помимо художественных и исторических выставок сегодня здесь устраиваются концерты, литературные чтения и даже проводятся реконструкции великосветских балов. Ежегодно цвет научного сообщества обсуждает на конференциях новейшие исследования и открытия в области истории, археологии и реставрации. А с 2013 года при поддержке регионального отделения Российского исторического общества проводятся публичные лекции, творческие встречи, презентации новых изданий ведущих исследователей. В XXI веке дом Дворянского собрания вернул своё важнейшее культурное и научное место в жизни древнего города.

Сергей Козлов

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Сергей Нарышкин рассказал о планах РИО и фонда «История Отечества» на 2020 год

Святые земли. Издательский проект «Моя страна Россия»

Десять самых важных открытий археологического сезона–2019: от палеолита до 1812 года

Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Та самая «Баттерфляй»? Журналисты-сатирики о Японии в 1904–1905 гг.

гейша фот в 1904–1905 гг.

К началу ХХ столетия деловитый порыв западных держав и примкнувшей к ним России в направлении Дальнего Востока, при всём прагматизме его целей, был проникнут многочисленными мифами и стереотипами ориенталистского происхождения.

 

Как жили бояре, стоявшие у истоков династии Романовых

romanovi.jpg

Представление об образе и качестве жизни членов боярских семей, находящихся в XVI – начале XVII века у истоков династии Романовых, даёт книга «В поисках бояр Романовых: междисциплинарное исследование усыпальницы XVI – XVIII вв. в Знаменской церкви Новоспасского монастыря в Москве».

 

Археология Московского Кремля: итоги раскопок на Кремлёвском холме

knifa-kreml.jpg

В 2016–2017 годах учёные Института археологии РАН провели раскопки на территории Московского Кремля, на месте демонтированного 14-го корпуса, где когда-то находились Малый Николаевский дворец, Чудов и Вознесенский монастыри.

Новости Региональных отделений

Итоги I-го этапа научно-исследовательского проекта «О Героях Читы написано не всё…»

Итоги I-го этапа научно-исследовательского проекта «О Героях Читы написано не всё…»

В Чите подведены итоги первого этапа реализации научно-исследовательского проекта студенческого научного общества историко-филологического факультета Забайкальского государственного университета «О Героях Читы написано не все…», посвященного 75-летию Великой Победы.

 

Отделение РИО в Саратове подвело итоги работы за 2020 год

Отделение РИО в Саратове подвело итоги работы за 2020 год

Саратовское отделение РИО в 2020 году выступило соорганизатором нескольких конференций.

 

30 декабря 1941 г. Калуга была освобождена от фашистов

30 декабря 1941 г. Калуга была освобождена от фашистов
На фото: Смоленская улица. Последние числа декабря 1941 г.
«Бей фашистскую зверюгу, освобождай Калугу»*
*(поговорка времен Великой Отечественной войны)

Трибуна

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

 

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

Monographic

Росархив представил уникальный интернет-проект «Крым в истории России»

Krim-portal1.jpg

Сегодня, 12 марта 2019 года, Федеральное архивное агентство представило интернет-проект «Крым в истории России» ( http://krym.rusarchives.ru/ ).

Проект предоставляет всем желающим возможность работать с архивными документами за период начиная от крещения князя Владимира до вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации в марте 2014 года.

 

Археография: символ свободы или жертва идеологии?

2938659823698562398652.jpg

Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».

 

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

Прокрутить наверх