«Так сказал красный май»: организация столичных торжеств под лозунгами Коминтерна весной 1919 года1Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-39-00080 мол_а..Организация торжеств второго периода Гражданской войны – с ноября 1918 г. по март 1920 г. – тема, до сих пор мало изученная исследователями. Особый «пробел» составляет первая половина 1919 г. В советской историографии история массовых празднеств рассматривалась в основном с 1920 г. Именно в тот год на столичных улицах состоялись такие масштабные и зрелищные театральные инсценировки, как «Мистерия освобожденного труда» и «Взятие Зимнего дворца». В ходе их подготовки стало окончательно ясно, что «настоящий праздник должен быть организован»2Луначарский А.В. О народных празднествах // Организация массовых народных празднеств. Гос. изд-во, 1921. С. 4.. Дальнейшие торжества носили все более выраженную печать официоза, что хорошо показано в работах современных зарубежных историков3Подробнее см.: Рольф М. Советские массовые праздники. М., 2009; Кустова Э. М. Советский праздник 1920-х годов в поисках масс и зрелищ // Неприкосновенный запас. М., 2015. № 3 (101). С. 57–77.
Тем примечательнее история становления советских торжеств. И, в первую очередь, в качестве способа демонстрации политических сил. Как для советского правительства, так и для их «белых» оппонентов, торжества представляли собой важный инструмент маркирования пространства завоеванных территорий. Например, в марте 1919 г. в Петрограде силами актеров-красноармейцев было организовано игрище «Свержение самодержавия», состоявшее из нескольких актов, отражающих недавнюю историю – от расстрела мирной демонстрации рабочих 9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье») до ареста Николая II и похорон жертв революции. Аудитория восприняла этот спектакль положительно, поэтому он неоднократно повторялся в течение 1919 г.4Подробнее см.: Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М., 1990.. В том же году 21 мая в Павлодаре офицерами и казаками праздновалась «годовщина свержения советской власти»5Телеграмма. Русское телеграфное агентство. Из Павлодара. [1919 г.] // Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р952. Оп. 1. Д. 538. Л. 1.. На площади при большом стечении народа был отслужен благодарственный молебен, затем состоялся парад войск. Другой интересный аспект в истории раннесоветских торжеств: соотношение масштаба замысла и его реального воплощения, а также отражение подготовки и проведения конкретного празднества в органах советской печати. Все это хорошо прослеживается по торжествам весны 1919 г.
Литературовед и театровед А.И. Пиотровский в «Хронике ленинградских празднеств» обращал внимание на приоритетную роль Красной армии в деле организации торжеств 1919–1920-х гг., особенно в плане дисциплины и агитации6Пиотровский А.И. Хроника ленинградских празднеств 1919–1922 гг. // Массовые празднества. Ленинград, 1926. С. 55–57.. С идеологической же точки зрения огромное влияние на специфику столичных торжеств весны 1919 г. оказало «рождение» III Интернационала (Коминтерна). Это событие произошло 2–6 марта 1919 г. «в красной столице Советской России» (в Москве), в честь чего 7 марта на Красной площади состоялся парад войск.
Л. Троцкий на Параде. Красная площадь
На параде с речью о значении Красной армии как опоры III Интернационала выступил Л.Д. Троцкий. Речи произносили также приглашенные иностранные гости, оставшиеся под большим впечатлением от мощи Красной армии. Немецкий коммунист Гуго Эберляйн (псевдоним – Макс Альберт) писал: «Красный парад был событием всемирно-историческим, заставившим сильнее биться наши сердца. Он наполняет нас пламенным желанием увидеть в такой же обстановке рабочих нашей собственной страны. Мы покинули парад с твердым намерением по возвращении в наши собственные страны рассказать нашим братьям-рабочим, что и они должны, как можно скорее, последовать примеру русской Красной армии. Я уверен, что недалек тот день, когда и берлинский пролетариат устроит свой первый красный парад на Темпельгофском поле»7Макс Альперт. Красный парад // Правда. 1919. № 53. С. 2..
На следующий день, 8 марта, отмечался день работниц, в ходе которого говорилось о «всестороннем раскрепощении женщины» как одной из задач Коминтерна8Коллонтай А. День работниц и Третий Интернационал // Правда. 1919. № 52. С. 2.. Прошли районные митинги. В.И. Ленин приветствовал первый выпуск «красных агитаторш» Советской России9«День работницы» и московские пролетарки // Правда. 1919. № 54. С. 3. И все же наибольшая связь III Интернационала прослеживалась с празднованием Первомая. Разговоры о III Интернационале велись с первых дней революции, идея постепенно крепла и получала более конкретное воплощение. К 1 мая 1918 г. вышла обстоятельная статья «1-е Мая и Интернационал», подготовленная Л.Н. Троцким. В ней напоминалось о том, что «Праздник 1 мая был установлен Парижским международным социалистическим конгрессом 1889 г.». Таким образом, традиция празднования Первомая перекликалась с датой возникновения II Интернационала. Значение праздника состояло в том, «чтобы путем одновременных выступлений рабочих всех стран в этот день подготовить почву для сплочения их в единую международную пролетарскую организацию революционного действия, обладающую одним мировым центром, одной мировой политической ориентацией». Однако на деле с этой задачей не справились.
«Майский праздник постепенно превратился из средства борьбы мирового пролетариата в средство борьбы рабочих каждой отдельной страны за свои местные интересы». II Интернационал в конечном счете дискредитировал себя, но праздник все еще мог раскрыть изначально заложенный потенциал. И новая эпоха, начавшаяся Октябрьской революцией, по мнению автора статьи, представлялась как раз подходящей для этого: «Ее характер благоприятствует выполнению майским праздником той роли, которую старались ему предназначить революционные элементы парижского конгресса 1889 г. Ему предстоит облегчить процесс преобразования III революционного интернационала и служить делу мобилизации пролетарских сил для мировой социалистической революции». При этом в качестве основных лозунгов предлагались: «III Интернационал», «диктатура пролетариата», «Всемирная Советская республика», «социалистическая революция»101-е Мая и Интернационал // Известия ВЦИК. 1918. № 87. С. 2..
Накануне Первомая 1919 г. атмосфера оставалась ничуть не менее боевой. «Первое мая 1919 года должно стать днем натиска, днем пролетарской революции, во всей Европе»11От III Коммунистического Интернационала к трудящимся всего мира // Правда. 1919. № 87. С. 2., – заявлялось на страницах «Правды». Однако одно дело – заявить, другое – организовать. Прежде всего были скорректированы лозунги: «Праздник светлой надежды стал праздником добытых и грядущих побед», «Первое мая – смотр ударных батальонов международной революции», «Да здравствует Коммунистический Интернационал, боевой штаб мировой рабочей революции!», «Первое мая – праздник труда. Да здравствует дружный труд, да здравствует рабочая дисциплина!», «Международная революция начата, завершим ее, пролетарии!» и др. Часть из них была посвящена более конкретной задаче – борьбе с наступлением Колчака («Колчак идет потушить главный очаг мировой революции. Кто за мировую революцию, тот против Колчака»).
Празднование Первомая
Угроза падения власти большевиков на тот момент оказалась вполне реальной. Историк С.Б. Веселовский рассуждал об этом на страницах дневника 15 апреля 1919 г.: «Если, после перерыва, вызываемого распутицей, начнется второе движение Колчака и будет таким же быстрым, и если с запада разовьется движение поляков и немцев, то пребывание б[ольшевико]в в Москве и Петербурге станет едва ли возможным <…> после побега из Москвы для масс станет ясно, что их дело проиграно <…>»12Веселовский С.Б. Дневники 1915–1923, 1944-х годов // Вопросы истории. 2000. № 8. С. 102.. Таким образом, Москва была и символом, и стратегическим направлением. Вот почему для сохранения власти так важно было показать, что она «красная». Более того, готова стать плацдармом мировой революции. Ее так и называли в большевистской печати «Москва – алый цветок революции»13Празднование 1-го мая // Правда. 1919. № 93. С. 3..
Соответственно, следующим этапом стала активная подготовка к проведению майских столичных торжеств. Началась она за несколько недель – в середине апреля. Как свидетельствуют архивные документы Театрального отдела Наркомпроса (ТЕО), тематикой праздника должны были стать международная солидарность и труд, с обязательным привнесением весеннего колорита. Праздник следовало перенести из закрытых помещений «на открытый воздух, на шумные улицы, широкие площади, весенние скверы и лужайки». Убранство городских улиц предполагалось сделать ярким и праздничным.
Главная же задача торжества заключалась в том, чтобы привлечь к нему как можно больше участников: «Какими бы яркими красками ни была убрана внешняя рама праздника, – он потеряет весь свой внутренний смысл без непосредственного участия в нем широких народных масс. Поэтому ТЕО видит основной задачей устройства этого праздника – вовлечение в его действенную сущность широких народных масс. Не равнодушных и не безучастных зрителей привлекаем мы на праздник 1 мая в живую толпу, одушевленную теми же чувствами, которыми полны и устроители торжеств. Эта толпа живо реагирует на все то, что предлагают ей программы праздников; она сама становится и участницей, и зрительницей»14Проект празднования 1-го мая // ГА РФ. Ф. А2306. Оп. 24. Д. 156. Л. 3..
Впрочем, разработчики теоретического плана вполне отдавали себе отчет в том, что на подготовку торжества оставалось мало времени и не все из задуманного могло быть осуществлено. Кроме того, многое зависело от инициативы и возможностей отдельных организаций, занимавшихся подготовкой торжеств уже на местах: «Предлагая нижеследующий проект устройства [перво]майских торжеств, ТЕО Наркомпроса полагает необходимым указать, что этот проект, намечая лишь общую схему устройства праздников, тем самым представляет широкую возможность для проявления инициативы со стороны тех организаций и лиц, в ведении коих будет находиться организация праздников на местах». И все же выработка общего плана представлялась полезной как для данного праздника, так и для последующих15Заседание Государственной комиссии по устройству Первомайских торжеств. 14 апреля 1919 г. // ГА РФ. Ф. А2306. Оп. 24. Д. 156. Л. 1–3.. Параллельно рассматривались вопросы видов праздничной активности, музыкального сопровождения, выработки общей символики, декорирования праздничного пространства и др.
В результате празднования в Москве проходили по восьми районам: Замоскворецкий, Рогожский (Рогожско-Симоновский), Басманный, Благуше-Лефортовский, Бутырский, Сущевско-Марьинский, Сокольнический и Хамовнический16К празднованию 1-го мая. В Москве // Известия ВЦИК. 1919. № 91. С. 1.. В каждом из них устраивались митинги, концерты, спектакли и другие зрелища. Повсюду проходили шествия, разносилось пение «Интернационала».
На домах развевались красные флаги, на центральных улицах развешены были гирлянды зелени и красные полотнища с «золотыми» лозунгами. Среди зелени можно было рассмотреть портреты Маркса, Ленина и др. Некоторые задумки выделялись на общем фоне и обещали быть весьма эффектными.
Например, в Сокольническом районе намеревались установить шесть триумфальных арок и пирамиду, изображающую старый строй. Вечером ее предполагалось поджечь17К празднованию 1-го мая // Правда. 1919. № 89. С. 2–3.. Однако отмечалось и другое: отсутствие «прошлогодних саженных18Сажень – мера длины. 1 сажень = 2,13 м плакатов и панно всякого рода новейшей, “футуристической” живописи». В итоге «общее впечатление от приукрашенных улиц и площадей – простота и скромность убранства, и простые, без вычур гармонии не отвлекают любопытствующего глаза к мелочам, к ненужному»19Празднование 1-го мая. На улице // Правда. 1919. № 93. С. 3..
Центром празднества стала Красная площадь. Именно туда направлялись представители всех районов, чтобы послушать речи В.И. Ленина и других ораторов. «К полудню широкие просторы Красной площади с трудом вмещают прибывающие массы. Над площадью символически господствует колоссальная звезда с гербом Р.С.Ф.С.Р. По бокам Памятной доски на Кремлевской стене установлены плакаты с лозунгами о единении пролетариев всего мира <…>. Глаз теряется среди разнообразия групп, среди весенней яркости зелени и знамен, в этом море колыхающихся знамен, флажков на пиках конницы, среди десятков тысяч лиц и пестрых пятен детских нарядов и аллегорических фигур»20Празднование 1-го мая. На Красной площади // Правда. 1919. № 93. С. 3. Над площадью летали аэропланы, разбрасывавшие прокламации. Газеты и брошюры подвозились также на автомобилях. Достопримечательностью стал выставленный броневик – танк, отбитый в Одессе у французов.
В ходе празднества на Лобном месте был торжественно открыт памятник Степану Разину (скульптор – С.Т. Коненков). Характерны комментарии, которые раздавались вокруг и были зафиксированы корреспондентом газеты.
Памятник "Степан Разин с ватагой" на Лобном месте
Женщина в платке недоумевала: «Разбойник-то он, душегубец!». «Он буржуев лупил, буржуев», – отвечал на это подросток. А рабочий, улыбаясь, говорил: «Большевик был хоть куда!»21Красный день. Москва. Впечатления // Правда. 1919. № 93. С. 3.. Однако, по сообщениям современников, простоял памятник совсем недолго. Как следует из дневниковой записи москвича Н.П. Окунева, уже через несколько дней он был убран и помещен в «один из национальных музеев»22Окунев Н.П. Дневник москвича, 1917–1924. М., 1997. Кн. 1. С. 262..
Народу на улицах и площадях собралось неимоверно много, казалось, что все смешались в праздничном порыве. И тем не менее в толпе можно было различить «пролетариев», «обывателей» и «бывших хозяев жизни». В Первомай 1919 г. для детей рабочих впервые были устроены «праздничные древонасаждения», впоследствии хорошо известные как майские субботники. Для юных зрителей показывали также специальные спектакли и концерты. Было организовано аллегорическое шествие зверей.
В Петрограде, именуемом в прессе не иначе как Красным Питером, также весь день проходили празднества. На Марсовом поле и в других районах города состоялись манифестации; в воздухе летали аэропланы, разбрасывавшие первомайскую литературу; по Неве курсировали суда и дредноуты, один из которых носил название «Третий Коммунистический Интернационал»23Празднование 1-го мая. В Петербурге // Правда. 1919. № 95. С. 2..
На площади Народного дома была реализована массовая инсценировка «Да здравствует III Интернационал!». Вот как воспринималось это действо, в центре которого располагался «огромный земной шар»: «Это, собственно, не пьеса, а инсценированные революционные лозунги. Ряд лозунгов, которыми живет народное восстание. Эти лозунги сотканы в своеобразную живую схему, и по ней исполнители вышивают свой собственный диалог <…>. Текста было очень мало. Содержание построено из нескольких отдельных моментов: гибель старого мира и борьба за новый мир с призывом борющихся под Красные знамена; похороны погибших героев, изгнание тиранов и в конце концов мир во всем мире»24Вестник театра. 1919. № 29. С. 7..
Инсценировки являлись на тот момент наиболее востребованной формой празднества. Они позволяли задавать общую тему торжества, а затем реализовывать ее с помощью заготовленных «шаблонов», но с неизменной возможностью импровизировать и активно вовлекать зрителей в творческий процесс.
Спектакль, как и сама история, воссоздавался буквально на глазах. По аналогичному принципу строились и сами торжества.
Представление "Мистерия освобожденного труда"
Посредством прессы озвучивалась общая идея, предлагались праздничные лозунги, а дальше происходила реализация конкретной программы на местах. Для этого создавались разного рода комиссии – районные, художественные, музыкальные и т. д. На разных уровнях стремились найти баланс между величественным замыслом и возможностями его реализации. Из-за скудости денежных средств и дефицита времени не все и не всегда получалось так, как хотелось бы. Но полученный опыт постепенно накапливался, и все отчетливее организаторы празднеств осознавали необходимость наличия детально продуманного общего плана, способного объединить разрозненные усилия в единую картину торжества. Пока же с этой задачей неплохо справлялась периодическая печать.
В газете «Правда» отмечалось, что майские празднества 1919 г. прошли «с большим подъемом и воодушевлением». Подобные «образцовые» торжества нужны были для дальнейшего закрепления политических позиций: «смешными кажутся теперь зловещие карканья о слабости Советской власти», или праздник «ясно для всех показал, какими глупыми бабьими сказками были толки об ужасах этой диктатуры». Если в Париже или других капиталистических городах пролетарский праздник становился камнем преткновения, разъединял собравшихся на два враждебных лагеря, то в «красной» Москве все обстояло наоборот – на улицах не было «начальства», «свирепой полиции», все демонстрировали поразительное единство25Мещеряков Н. У нас и у них // Правда. 1919. № 93. С. 1.. Праздник Первомая трактовался как подведение промежуточных итогов и мотивация к дальнейшим свершениям.
Дата празднества служила связующим звеном. Помимо Москвы и Петрограда, Первомай праздновался в других городах России и за границей.
Однако примечательно, что ни в 1919 г., ни в 1920 г., когда подготовка была более длительной и тщательной, так и не удалось разработать и воплотить единый, всеохватывающий сценарий торжества, темой которого могла бы стать история трех Интернационалов26Львов Н И. История первого социалистического сценария // Организация массовых народных празднеств. Гос. изд-во, 1921. С. 10–14.. Хотя в 1920 г. и проходили отдельные празднества, посвященные Коминтерну27Пиотровский А.И. Хроника ленинградских празднеств 1919–1922 гг. // Массовые празднества. Ленинград, 1926. С. 62.. Таким образом, между идейными лозунгами советской власти и реальным воплощением «сценариев» торжеств существовала заметная разница. Она была обусловлена целым рядом факторов, включающих вопросы финансирования, согласованности общих планов с положением на местах, возможностью проявлять личную инициативу и т. д.
Текст: Лиманова Светлана Андреевна, к.и.н. (Архив Российской академии наук)
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
В начале ноября 2024 года на территории Богоявленского собора состоялось перезахоронение останков жителей и служилых людей Орловского крепости XVI-XVII веков, обнаруженных во время проведения археологических работ в Орле. Местом захоронения выбрана территория храма со стороны Парка «Орловская крепость».