Развитие русского искусства в конце XIX – начале ХХ века выявило определенную общественную тенденцию в области культуры: активное возникновение и функционирование художественных сообществ не только в центральных городах России, но и в провинции.

В этот период подобные общественные образования формируются, например, в Архангельске (Архангельский кружок любителей изящных искусств, 1913г.) и Томске (Томское общество любителей художеств, 1909г.), Вологде (Северный кружок любителей изящных искусств, 1906), Саратове (художественный кружок, 1883), в Иркутске (Иркутское общество художников, 1915) и даже на Дальнем Востоке (Владивостокское общество поощрения изящных искусств, 1900).

Павел Алексеевич Власов

Инициатором создания художественного кружка в Астрахани явился Павел Алексеевич Власов (1857 – 1935), художник с классическим академическим образованием (окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Императорскую Академию художеств), который начал свою деятельность в городе в 1890 году. После открытия кружка Власов был бессменным председателем его комитета. Исследования убеждают, что желание создать в Астрахани эту важную для города общественную организацию было не просто личным устремлением столичного художника, заскучавшего в провинции, или группы провинциальных интеллигентов – соратников Власова, а именно серьезной культурной тенденцией.

В любой книге, посвященной культуре Астраханского края, можно встретить упоминание о кружке, активно действовавшем с 1896 по 1919 год. Однако желание подробно познакомиться с его деятельностью наталкивается на серьезные проблемы. Первой из них является отсутствие необходимых для анализа документов, нехватка научных материалов.

Среди доступных сегодня документов - «Устав АХК» - первый исторический документ кружка [4] и ряд ежегодных отчетов. Следует, однако, заметить, что они сохранились только за период с 1896 по 1905 годы (кроме 1903). Кружок же функционировал до 1919 года. Что с ним происходило во второй половине его существования, можно пока только догадываться. С этими документами можно познакомиться в Государственном архиве Астраханской области, Астраханской областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской, а также библиотеке Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина.

Некоторые сведения можно извлечь из газетных статей – рецензий на прошедшие выставки и каталогов выставок 1895, 1900 и 1918 годов. Сохранился также фотоальбом, в котором собраны фотографии, сделанные на выставке 1915 года, посвященной 25-летию педагогической деятельности П.А. Власова. Из работ современных исследователей обычно используются при изучении проблемы небольшая монография О.М. Рындиной о П.А. Власове и статья Р.А.Захаровой об архитекторах, входивших в АХК 3Рындина О.М. Павел Алексеевич Власов. – Астрахань, 1965. Захарова Р.А. Астраханские архитекторы – экспоненты художественного кружка //Б.М. Кустодиев и развитие русского искусства конца ХХ - первой половины ХХ века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 27-28 мая 2013 года. – Астрахань: издательство Р.Сорокина, 2014. С. 24-30..

Второй проблемой является наличие неточностей, случайных или намеренных искажений и умолчаний. Например, долгое время не были опубликованы списки участников кружка.


П.А. Власов с учениками

Сравнение списков действительных членов кружка показало, что ротация участников неточно указана даже в самих ежегодных отчетах.

В одной из речей действительного члена кружка А.В. Щукина говорится: «…ближайшей целью (* АХК) было объединение художественной деятельности местных художников, живописцев и любителей живописи, ваяния и зодчества и содействие развития и распространения названных искусств среди местного общества»2, c.38Речь действительного члена АХК А.В.Щукина/Астраханский художественный кружок: год 1900 пятый.- Астрахань: Типография В.Л. Егорова, 1901. С.38 -40.. Для сравнения приведем фрагмент Устава Томского общества любителей художеств. В нем сказано, что общество «имеет своей целью объединение томских художников и любителей искусства на почве художественных интересов, взаимной материальной и духовной поддержки, воспитания в публике эстетического чувства посредством устройства регулярных выставок, создания художественного музея, организации художественных вечеров, чтения докладов по вопросам искусства» 5Художественные общества в Сибири/ Историческая энциклопедия Сибири (в 3х тт.). Т.3. Цит.по: http://irkipedia.ru/content/obshchestva_hudozhestvennye_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009. (Дата обращения 26.08.2017)..

Перечисленные томичами средства достижения поставленной цели использовались и астраханцами: также проводились художественные выставки, на которых экспонировались не только работы членов кружка, но и произведения старых мастеров из частных коллекций, произведения декоративно-прикладного и народного искусства (1895, 1900, 1915, 1918); читались лекции и сообщения по истории искусства, заслушивались обзоры книг и журналов; неоднократно организовывались и проводились тематические вечера. В качестве примера можно назвать художественный вечер в честь 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина (1899), вечер, посвященный Н.В. Гоголю и «художникам-юбилярам И.Е. Репину и В.Д. Поленову» (1902), вечер с «живыми картинами» в пользу раненых и больных воинов на Дальнем Востоке (1904) во время русско-японской войны. Таким образом, видно, что АХК кружок не оставался в стороне от событий в стране. Важнейшей функцией кружка был прием и распределение заказов на художественные работы.

Хорошее академическое образование Павла Алексеевича позволило ему, начав с частных уроков на дому, перейти к постоянным занятиям черчением, рисунком и живописью 2-3 раза в неделю по вечерам и утром в праздничные дни. Занятия проходили вначале в квартире художника, позже в помещении местных музыкальных классов, а в 1899 году у кружка появилось собственное помещение (хозяин снимаемого помещения г-н Яковлев пристроил дополнительные комнаты для занятий). Занятия состояли в рисовании карандашом и углем с гипсовых моделей, орнаментов, масок, голов, фигур и животных, а также рисование акварелью, живопись с человеческой натуры, пейзажи и др. С 1900 года специально отмечено, что члены кружка работают красками с натурщиками днем («пишут маслом с живой натуры»). Обратим внимание на то, что в кружок не принимались несовершеннолетние, учащиеся учебных заведений, нижние военные чины и юнкера, подвергшиеся ограничению в правах по суду.

Отчеты издавались, как небольшие брошюры, в типографии Н.Л. Рослякова, позже арендованной и выкупленной В.Л. Егоровым (1897). Они включали помимо собственно отчета о разнообразной деятельности, ещё и список членов кружка, информацию о составе и занятиях его комитета, протоколы проведенных собраний, инструкции, отчет о движении денежных сумм. Суммы эти имели несколько источников, среди которых выделяются: ежегодные и единовременные членские взносы участников кружка, частные пожертвования, отчисления (10%) от сумм, вырученных за исполнение полученных заказов и продажу произведений искусства, переданных кружку на комиссию, прибыль от устраиваемых кружком выставок и вечеров, а также оплата за заказанные художественные материалы. После открытия рисовальных классов прибавились 300 рублей, ежегодно выделяемых на содержание классов Астраханской городской управой.

Основные расходы составляла оплата съемного помещения, отопление и освещение, плата преподавателям, натурщикам, прислуге. Некоторые суммы пошли на печать устава, членских билетов, объявлений об общем собрании и приеме заказов, типографские и канцелярские расходы, приобретение имущества кружка (мебели, картин, книг и художественных изданий, материалов и пособий). Отдельной строкой прописаны расходы на устройство иллюминации в дни празднования «Священного коронования Их Императорских Величеств» (более 50 р., по тем временам сумма немалая). Создание АХК совпало с этим большим для страны событием.

Кружок состоял из почетных и действительных членов и так называемых соревнователей. На момент официального открытия почетным членом был астраханский губернатор, генерал-лейтенант Михаил Александрович Газенкампф, пожизненным членом-соревнователем – предводитель дворянства Харлампий Николаевич Хлебников. Уставом определялось, что звание почетного члена предоставляется общим собранием как действительным членам, так и членам – соревнователям, заслуживающим особенного внимания по художественным их трудам, а равно лицам, оказавшим особые услуги кружку. В 1898 году почетным членом становится преосвященнейший Сергий, епископ Астраханский и Енотаевский. Соблюдая этикет и общепринятые правила, при смене первых лиц, комитет кружка предлагает в почетные члены нового губернатора генерал – майора Бронислава Людвиговича Гронбчевского и нового епископа, преосвященнейшего Георгия. И общее собрание их утверждает. За старыми почетными членами это звание остается.


Фото из альбома «Мариинская гимназия»

В первом списке членов кружка (1896) - 52 человека, из которых 50 – действительные члены, в том числе 4 женщины. Одной из них была сестра Б.М. Кустодиева Екатерина - учительница математики в женской Мариинской гимназии. Действительными членами могли быть лица обоего пола, «специально знакомые» с живописью, ваянием или зодчеством. Новые члены принимались в кружок по рекомендации двух действительных членов. Всем членам кружка вручался членский билет. Дом-музей Б.М. Кустодиева располагает билетом, принадлежавшим некогда Нине Федоровне Каспиевой, действительному члену кружка с 1901 года. Типографское изображение,

наклеенное на картон, создано Л.Л. Карбоньером (его подпись можно увидеть в правом нижнем углу). На фоне вида на астраханский Кремль с Волги изображены атрибуты искусств: мольберт картиной (интересно, что это картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»), палитра и стакан с кистями, краски, угольник и транспортир, скульптура – голова Аполлона, циркуль и даже фотоаппарат. Почему изображение было именно таким, можно понять, если проанализировать, кто же вошел в кружок. Кем были эти люди?

Прежде всего, художники-любители. Но не только они. Были в кружке и профессиональные художники, окончившие Императорскую академию художеств или иное учебное заведение. Кроме П.А. Власова – Н. В. Бобров, трудившийся учителем рисования и чистописания в реальном училище; А.М. Меликов – преподаватель иконописания в духовной семинарии. Присутствовала в кружке целая группа архитекторов. Разумеется, они тоже имели профессиональное образование. В разные годы в состав кружка входили К.В. Бальди, С.И. Карягин, В.Б. Вальдовский-Варгенек, А.С. Малаховский, П.В. Шкателов. Членами кружка также были известные городские фотографы: М.А. Козлов, В.А. Сергеев, С.А. Боброва.

Члены кружка представляли разные профессии, среди них были учителя, военные, врачи, присяжные поверенные, строители. Были и высокопоставленные лица: вице-губернатор А.Г. фон Бринкман, начальник женской Мариинской гимназии Н.В. Лавров, камер-юнкер двора его императорского величества, старейшина Астраханского общественного собрания Д.Н. Сергеев, товарищ председателя Астраханского окружного суда С.М. Соколов, директор повивальной школы, заведующий родильным отделением губернской больницы Л.Ф. Леневич.

Были в кружке и мастера-иконописцы. Анализ документов первых лет деятельности кружка позволяет увидеть, что большая часть заказов, полученных кружком, приходится на «создание икон и росписей, поновление и реставрацию церквей» в городе и окрестностях. Чаще всего эти заказы выполнялись (по распределению) М.П. Цветковым, Г.Т. Серовым, И.Г. Соломоновым (он был также позолотчиком). Реже – Л.Л. Карбоньером и П.А. Власовым. Иногда от начатой работы приходилось отказаться в силу разных причин (например, как в случае с храмом св. Владимира, где вследствие изменившейся концепции украшения собора от росписи отказались вообще). По желанию заказчика работу выполнял конкретный живописец. Так, по желанию члена правления колонии малолетних преступников Николая Катоновича Фонова, П.А. Власов написал копию с картины В.М. Васнецова, изображающей Богоматерь с младенцем, для строящейся в колонии церкви. Ощутимые суммы тратились на рекламу – объявления о приеме заказов на художественные работы, ведение переговоров, поездки по губернии. С этой же целью отчеты кружка рассылались священникам иногородних церквей и благочинным местной епархии. В целях демонстрации возможностей кружка в 1897 году в течение всего года работала выставка произведений членов кружка в технической конторе С.И. Карягина.

Однако результаты не всегда были позитивными. Если, например, в 1898 году общая сумма заказов составила 4195 рублей, то в 1904 заказов не было принято вообще. Средняя сумма составляла чуть более 2 000 рублей. Выполнение заказов на эту сумму было по силам кружку и его участникам. Изредка поступали необычные заказы. В 1902 году Н.П. Протасовым, старшим коллегой и другом Б.М. Кустодиева, было написано декоративное панно (5х11 аршин) по заданию Астраханского Петровского общества. В 1903 году кружок получил заказ на разборную сцену (подмостки с декорациями) от клуба Общественного собрания. Исполнителем работ был Наум Исаевич Гржебин.

Важнейшим достижением кружка было открытие при нем художественных и технических классов, занятия в которых состояли в обучении рисованию и черчению. П.А. Власов был избран заведующим классами, имевшим наряду с советом широкий спектр полномочий: от приема и увольнения учащихся до проверки счетов и состояния отчетности.

Программа обучения классов была утверждена Советом Императорской академии художеств. Причем Академия серьезно подошла к просьбе провинциального кружка – при внимательном изучении программы и проекта устава был сделан ряд замечаний. Они были учтены, программа переработана, проведено общее собрание, отчитавшееся о работе. Только после этого программа была принята.

Большой заслугой П.А. Власова можно также считать создание фонда учебных пособий и моделей, используемых на занятиях. Академия откликнулась на ходатайство комитета кружка прислать в Астрахань в дар техническо-рисовальным классам рисунки с гипсов, этюды масляными красками, чертежи ордеров, проекты и другие работы учащихся академии с целью использования их в преподавании предметов программы.


Дом купца Чучина. Одна из студий АХК.

В 1902 году общее собрание членов кружка признало деятельность действительного члена и председателя комитета Павла Алексеевича Власова «заслуживающей особого внимания, т.к. при его непосредственном участии кружок упрочил свое положение и расширил свою деятельность, а также осуществилась основная цель…- открытие и постановка художественных и техническо-рисовальных классов»1, c.4Астраханский художественный кружок. 1902 седьмой (*год). – Астрахань: Паровая типография М.Г. Владимировой, 1903. – 44 с.. Единогласно собрание избрало П.А. Власова почетным членом кружка. Инициатором внесения данного предложения выступила Е.И. Нешмонина, действительный член с 1896 года. На этом же собрании звание получил и Лев Львович Карбоньер, выполнявший в разное время функции секретаря и казначея, активно радевший за дело. В 1902 году, покидая Астрахань, он удостоился также официального чествования.

По сути дела, эти и другие общества, прежде всего, ставили перед собой задачу формирования регионального культурного пространства как части российской культуры, из чего вытекали и культурно-просветительская миссия объединений, и выявление взаимодействия и взаимовлияния культуры разных народов, проживающих в регионе, в основном, любительский характер деятельности и заполнение досуга городского населения.

Что сделано? Изучена и проанализирована доступная литература. Отслежена история возникновения кружка и его оформления под руководством классного художника П.А. Власова. Собраны списки участников кружка за период с 1896 по 1904 год. Выявлены основные направления деятельности и наиболее значимые события в жизни этой важной общественной организации. Начата работа по составлению картотеки.

Предстоит поиск нового материала, уточнение уже имеющегося, большая работа по выявленным персоналиям, чтобы о каждом из этих необычных людей, одаренных разнообразными талантами, можно было сказать хотя бы несколько слов, дать соответствующий материал краеведам и историкам, культурологам и искусствоведам. Чтобы наполнить понятие «Астраханский художественный кружок» полноценным и ярким содержанием, отражающим его жизнь и деятельность.

В.П. Ватаман, кандидат философских наук, доцент, ст. научный сотрудник филиала «Дом-музей Б.М. Кустодиева» ГБУК АО «Астраханская картинная галерея»


  1. Астраханский художественный кружок. 1902 седьмой (*год). – Астрахань: Паровая типография М.Г. Владимировой, 1903. – 44 с.
  2. Речь действительного члена АХК А.В.Щукина/Астраханский художественный кружок: год 1900 пятый.- Астрахань: Типография В.Л. Егорова, 1901. С.38 -40.
  3. Рындина О.М. Павел Алексеевич Власов. – Астрахань, 1965. Захарова Р.А. Астраханские архитекторы – экспоненты художественного кружка //Б.М. Кустодиев и развитие русского искусства конца ХХ - первой половины ХХ века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 27-28 мая 2013 года. – Астрахань: издательство Р.Сорокина, 2014. С. 24-30.
  4. Устав Астраханского художественного кружка. – Астрахань: Паровая губернская типография. 1902 (?) – 6 с.
  5. Художественные общества в Сибири/ Историческая энциклопедия Сибири (в 3х тт.). Т.3. Цит.по: http://irkipedia.ru/content/obshchestva_hudozhestvennye_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009. (Дата обращения 26.08.2017).

Поиск по сайту

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Мы в соцсетях

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Экономическая и политическая история СССР 1945 – 1991 годов

82736598263958623865928365923865-2.jpg

Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.

 

Археография: символ свободы или жертва идеологии?

2938659823698562398652.jpg

Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».

 

Документы из личного архива маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского

2738956823685682365862386586231.jpg

Российское историческое общество впервые публикует ранее неизвестные документы из личного архива маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Родиона Яковлевича Малиновского. Документы были предоставлены дочерью маршала Натальей Родионовной Малиновской. 

Новости Региональных отделений

В Саратове открылась мемориальная доска памяти актёра Анатолия Солоницына

6 ноября 2019 года в Саратове, в рамках VI открытого фестиваля-конкурса детского и юношеского кино «Киновертикаль», установлена мемориальная доска заслуженному артисту РСФСР Анатолию Солоницыну.

 

В Саратове в музее-усадьбе Н.Г Чернышевского прошли научные чтения

В Саратове в музее-усадьбе Н.Г Чернышевского прошли 41-е международные научные чтения «Н.Г. Чернышевский и его эпоха», посвящённые 130-летию памяти писателя, журналиста, философа Н.Г. Чернышевского (1828 – 1889)

 

В ВоГУ прошел круглый стол, посвященный 180-летию Николая Верещагина

В начале мероприятия состоялась презентация отдельного компонента выставки под названием «Николай Верещагин. На благо России», полная экспозиция которой проходит в Научной библиотеке университета.

Трибуна

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

 

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

Прокрутить наверх