24 февраля 2022 года в Новом здании Российской национальной библиотеки открылась книжная выставка «Пространство Юрия Лотмана», приуроченная к 100-летию выдающегося учёного, филолога и культуролога Юрия Михайловича Лотмана.
На выставке представлены основные труды учёного, а также публикации его статей в периодических изданиях.
Юрий Лотман — человек-эпоха в гуманитарной науке, один из первых разработчиков структурно-семиотического метода изучения литературы и культуры в советской науке, основоположник Тартуско-московской семиотической школы. Член-корреспондент Британской академии (1977), член Норвежской академии наук (1987), академик Шведской королевской академии наук (1989) и член Эстонской академии наук.
Юрий Лотман родился 28 февраля 1922 года в Петрограде. Учился на филфаке Ленинградского университета. В преддверии Великой Отечественной войны на 2-м курсе был призван в армию. Был контужен, за боевые отличия награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги». После окончания Ленинградского университета в 1950 году получил место старшего преподавателя Педагогического института в Тарту. В последующие годы защитил кандидатскую диссертацию, в 1963 году стал профессором.
По рассказам современников, Юрий Михайлович внешне напоминал человека давно ушедшей эпохи. Дворянские манеры сочетались в нём с простоватым внешним видом: невысокий джентльмен с пышными усами, шапкой волос и с острым, пронзительным взглядом. Он отличался отменной аккуратностью, галантно подавал руку женщинам, обращаясь ко всем, включая студентов, по отчеству. «Господа, вы хотите узнать у меня нечто важное? Тогда слушайте...» Разумеется, его слушали — завороженно, трепетно, боясь упустить даже невольно обронённое междометие.
В первой части экспозиции представлены издания, посвящённые биографии Лотмана. Это публикации и письма его ближайших друзей и коллег. Стоит упомянуть книгу известного литературоведа Бориса Егорова, в которой многолетний друг и соратник Лотмана соединяет житейскую биографию учёного с обстоятельным анализом его научного наследия. В книгу включены также военные воспоминания самого Лотмана. Книга «Воспоминания» Лидии Лотман, исследовательницы русской литературы XIX века, сестры Юрия Михайловича Лотмана, содержит «литературные портреты» известных филологов и деятелей культуры. Главы, посвящённые брату, представляют большую ценность для истории филологии в России. Будучи свидетельницей и участницей событий, Лидия Лотман касается и таких печальных тем, как разгром гуманитарной науки в ходе «антикосмополитической кампании», преследования учёных.
На выставке представлены труды Юрия Михайловича Лотмана и издания о нём на эстонском языке из фондов Отдела национальных литератур. Среди них — книги серии «Biblioteca Lotmaniana» Таллинского университета.
Лотман очень хорошо рисовал. Его архив насчитывает 480 рисунков, среди которых заметное место занимают ироничные автопортреты. Представленные вместе 169 автопортретов в издании «Автопортреты Ю.М. Лотмана», по мнению его составителей, воспринимаются «как единый текст» и могут составить целую «биографию в рисунках»
Вторая часть экспозиции знакомит посетителей с научным наследием Лотмана. Основные области научных интересов учёного: семиотика, культурология, киноэстетика, методология науки, история русской литературы XVIII–XIX веков, структуральная поэтика, теория литературы. Лотман был одним из создателей Тартуско-Московской семиотической и филологической школы. Он первым в советском научном пространстве стал углублённо развивать учение о знаке как практически универсальном концепте, объясняющем многое в культуре, в интеллектуальной, гуманитарной деятельности людей. Это и есть семиотика — наука о знаках и их отношениях с реалиями, смыслами, другими знаками, то есть контекстом. Он пытался совместить математику и лингвистику, выявить в культуре универсальный код. Работы Лотмана, при всей сложности стоявшей перед ним задачи, логичные и доступные многим тексты.
Многим читателям Юрий Михайлович Лотман известен в первую очередь как пушкинист и культуролог, автор биографии А.С. Пушкина и подробного комментария к роману «Евгений Онегин», представленному на выставке. «Комментарий» включает как общие статьи, раскрывающие особенности дворянского быта пушкинской эпохи, внутреннюю хронологию романа, историю его создания, проблему прототипов, так и два типа пояснений: одни объясняют смысл архаичных слов и утраченных реалий, другие — анализируют особенности структуры произведения, своеобразие авторской позиции и логику становления характеров персонажей. В заключение приводится перечень основных работ о произведении, знакомство с которыми поможет читателю лучше понять пушкинский роман, одно из самых сложных и значительных произведений в русской литературе. Текст романа публикуется с иллюстрациями выдающегося художника-графика Н.В. Кузьмина.
Научное наследие Лотмана чрезвычайно обширно. Значительное место в нём занимают исследования, посвящённые Н.М. Карамзину. Среди экспонатов — книга «Сотворение Карамзина», которая стала итогом многолетнего изучения биографии и творчества великого русского писателя и историка. По определению Б.Ф. Егорова, Лотман создал биографию души, сосредоточив внимание на духовной эволюции Карамзина, становлении его личности. Жизненный и творческий путь мыслителя вписаны в русскую и европейскую историю, в атмосферу общественной жизни конца XVIII — начала XIX веков. По существу, Лотман заново открыл Карамзина, пересмотрев устоявшиеся оценки его роли в историко-литературном процессе.
Широкую известность получили телевизионные лекции «Беседы о русской культуре» (1986–1991), записанные на Эстонском телевидении. На выставке представлен один из томов собрания сочинений Ю. М. Лотмана под названием «Воспитание души», в котором впервые полностью публикуется текст лекций, публицистические выступления, автобиографические тексты. Учёный представлен здесь как выдающийся педагог и просветитель.
Завершает экспозицию одна из последних прижизненных монографий Лотмана «Культура и взрыв», ставшая интеллектуальным бестселлером в нашей стране и за рубежом. Думая о роли знака в культуре, Лотман ввёл понятие «взрыв», которым обозначал динамичные изменения во всех сферах культуры и науки. Он объясняет, как это происходит, обращаясь к произведениям известных писателей и художников, рассматривая процесс смешения языков, работу подсознания во время сновидений, сравнивая русскую и европейскую культуру.
В своих работах Лотман как бы во всеуслышание вопрошал:
«Итак, чему же учатся люди?» И сам же давал ответ: «Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе и которые вобрало в себя искусство. А искусство это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу».
Выставка продолжит работу до 10 марта 2022 года.
Текст: Полина Животова
По материалам сайта Российской национальной библиотеки
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
31 января 2025 года на историческом факультете Донецкого государственного университета представители отделения Российского исторического общества в Донецкой Народной Республике провели круглый стол, посвящённый памяти выдающегося военачальника, дважды Героя Советского Союза, маршала Василия Ивановича Чуйкова.