Суздальская археологическая экспедиция Института археологии РАН и Государственного исторического музея завершает первый сезон раскопок средневекового могильника у села Гнездилово под Суздалем.
Имя этого села хорошо известно археологам: курганы «на полях села Гнездилова» были в числе первых могильников, исследованных А.С. Уваровым в 1851 г. в рамках знаменитого проекта изучения суздальских древностей. Раскопки селища Гнездилово 2, проводившиеся в 1980–1987 гг. В.А. Лапшиным в составе экспедиции Института археологии РАН и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, положили начало изучению средневековых сельских поселений в Суздальском Ополье. Попытки нового обследования некрополя предпринимались не раз, но оказывались безрезультатными: место его не удавалось локализовать, поскольку в современных ландшафтах вблизи Гнездилова нет никаких следов курганных насыпей. Новое открытие могильника стало возможно благодаря использованию ГИС-технологий для обработки полевой документации 1851 г., сохранившейся в ГИМ, и применению методов геофизики для выявления невидимых на современной поверхности средневековых объектов. Эти работы выполнялись при поддержке Российского научного фонда (грант РНФ 19-18-00538).
Наложение данных магнитосъёмки 2020 г. на план раскопок А.С. Уварова. Фото с сайта: https://www.archaeolog.ru
Место старых раскопок удалось локализовать, привязав к современной системе координат планы и карты, составленные владимирским землемером Василием Аляевым, одним из сотрудников А.С. Уварова. Решению этой задачи способствовала высокая точность топографической съёмки, произведённой 170 лет назад. Геофизическая съёмка местности, ныне представляющей собой пахотное поле, показала присутствие на этом участке аномалий, часть из которых идентифицирована как округлые площадки – основания курганов – и кольцевидные ровики, окружавшие курганные насыпи. Хотя отдельные локальные аномалии, выявленные по данным геофизики, не всегда могут быть однозначно отождествлены с древними погребальными объектами, геофизическая карта, созданная под руководством доктора технических наук И.Н. Модина, оказалась надёжной основой для определения границ средневекового могильника.
Раскопки могильника Гнездилово. На заднем плане – Суздаль. Фото с сайта: https://www.archaeolog.ru
При археологическом обследовании на площадке могильника были собраны пережжённые кости и около 150 средневековых предметов из цветного металла и железа. Это целые и фрагментированные украшения и бытовые предметы, помещавшиеся в погребения в X–XII вв. в качестве сопровождающих вещей или деталей костюма. Часть погребений разрушена распашкой, значительная часть средневековых предметов, некогда сопровождавших погребения, залегает в переотложенном слое, связь их с отдельными погребальными комплексами не всегда может быть установлена. Состояние многих украшений, оплавленных и деформированных огнем, указывает на их происхождение из погребений по обряду кремации. Новыми разведочными раскопками, однако, установлено, что часть могильника осталась не затронутой полевыми работами А.С. Уварова и сохранила непотревоженные погребения.
В раскопе площадью чуть более 100 кв. м, заложенном в северной части площадки могильника, за пределами зоны распространения «курганообразных» аномалий, исследованы тринадцать целых и частично нарушенных погребений по обряду ингумации. Они находились в могильных ямах и были ориентированы головами на запад, одно из погребений было окружено кольцевой канавкой. Исключительный интерес представляет погребение мужчины, сопровождавшееся боевым топором-чеканом. В пяти женских и детских погребениях расчищены украшения, входившие в состав костюма: височные кольца, стеклянные бусы, подвески из восточных и западноевропейских монет, перстни. Сопровождающий инвентарь включал также керамический сосуд и железные ножи.
Расчищенное погребение. Могильник Гнездилово. Фото с сайта: https://www.archaeolog.ru
В семи погребениях находки отсутствовали. Отсутствие или малочисленность украшений и сопровождающих вещей в погребениях традиционно рассматривается как признак принадлежности их к позднему этапу функционирования древнерусских некрополей (середина XII – первая половина XIII в.), однако по находкам бус, монет и боевого топора шесть погребений на вскрытом участке предварительно датированы второй половиной XI – началом XII в. Можно полагать, что могильные ямы XI – начала XII в. на этом участке прорезали более ранние погребения по обряду кремации: на это указывает присутствие в заполнении могил пережжённых костей, а в пахотном слое – оплавленных стеклянных бус и бронзовых шумящих украшений.
Подвеска-уточка. Могильник Гнездилово. Фото с сайта: https://www.archaeolog.ru
Набор артефактов, происходящих из разрушенных погребений (это основная часть коллекции) разнообразен. Он включает выразительные украшения женского костюма, связанные с различными культурными традициями: восточнославянской (височные кольца, бусы, декорированные зернью и сканью), поволжско-финской (шумящие украшения, в том числе подвески в виде коньков) и скандинавской (обломки фибул и круглых ажурных подвесок с плетением). Некоторые из этих предметов (бусы с зернью) выделяются высоким качеством исполнения, другие (полая подвеска-уточка) представляют собой оригинальные типы украшений, неизвестные на других археологических памятниках Волго-Окского междуречья. Редкими для Суздальского Ополья находками являются фрагменты скандинавских овальных скорлупообразных фибул. С разрушенными мужскими погребениями можно связать находки накладок и наконечников поясов и боевого топора. Среди монет (более 10 экземпляров), помимо обычных для Суздальского Ополья арабских дирхемов и западноевропейских денариев, присутствуют византийский милиарисий императора Иоанна Цимисхия (969–976 гг.) и сасанидская драхма Хосрова I (556 г.). Чеканка монет сасанидскими правителями прекратилась после завоевания Персии арабами в 651 г., но часть монет оставалась в обращении и поступала на Русь в IX–X вв. вместе с куфическим серебром. Для взвешивания монетного серебра использовались железные гирьки, обтянутые медью (найдено 7 экземпляров). Состав находок определенно указывает, что часть погребений на холме у с. Гнездилово относится к X в., хотя ненарушенные погребения этого времени здесь пока не выявлены.
Cлева: бусина с зернью, могильник Гнездилово.
Справа: боевой топор из разрушенного погребения, могильник Гнездилово. Фото с сайта: https://www.archaeolog.ru
«Новое открытие» могильника Гнездилово важно для изучения культурной ситуации и общественных отношений X–XI вв. в Ростово-Суздальской земле и становления Суздаля как одного из главных центров власти в этой части Руси. Новые исследования характеризуют ближайшую округу Суздаля как место сосредоточения состоятельного населения с широкими внешними связями, вовлеченного в военные занятия. В составе этого населения были выходцы из различных этнических групп. Многие типы украшений и монеты, найденные в могильнике, не встречены в культурных напластованиях суздальского Кремля, где раскопками были вскрыты большие площади. Гнездилово – единственный могильник в ближайшей округе Суздаля, в котором выявлены остатки языческих погребений по обряду кремации X – рубежа X–XI вв. Раскопки свидетельствуют о резкой смене погребальной обрядности в XI в., переходу к ингумации и отказу от помещения в могилы сопровождающих вещей, в соответствии с христианскими обычаями. Более подробные комментарии об особенностях погребального обряда, культурных традициях и происхождении населения, оставившего могильник, могут быть даны после завершения раскопок и обстоятельного исследования собранных в Гнездилове артефактов и антропологических остатков.
Подвеска из монеты – сасанидской драхмы. Хосров I, 556 г. Могильник Гнездилово. Фото с сайта: https://www.archaeolog.ru
Работы в Гнездилове демонстрируют возможности современных технических средств, методов геофизики и ГИС-технологий для выявления археологических памятников, невидимых в современных ландшафтах и считающихся утраченными. Опыт работ 2020 г. в Гнездилове, как и опыт проводившихся ранее работ в Шекшове (в соседней Ивановской области), показывает, что могильники, которые, как считалось ранее, были полностью раскопаны А.С. Уваровым в середине XIX в., сохранили нетронутые погребения и изначальную пространственную организацию и перспективны для будущих исследований.
Сергей Нарышкин: …И чужая страна стала для них Родиной
Школьный лекторий археологической экспедиции Якты-Куль – Кусимово «Северные амуры»
Археологи проводят исследования на Царицынской сторожевой линии
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
В начале ноября 2024 года на территории Богоявленского собора состоялось перезахоронение останков жителей и служилых людей Орловского крепости XVI-XVII веков, обнаруженных во время проведения археологических работ в Орле. Местом захоронения выбрана территория храма со стороны Парка «Орловская крепость».