Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

В Доме РИО открылась выставка, посвященная советскому разведчику-нелегалу Вильяму Фишеру

К столетию отечественной внешней разведки в Доме Российского исторического общества открылась выставка, посвящённая советскому разведчику-нелегалу Вильяму Фишеру, более известному как Рудольф Абель.

Более сотни документов и фотографий, картины, написанные самим Фишером, и, главное, его письма семье из американской тюрьмы рассказывают историю этого выдающегося человека. Художник и фотограф, талантливый прозаик, полиглот и музыкант — он стал настоящей легендой советской разведки и символом служения Отечеству.

«На его долю выпала тяжелейшая миссия – создавать и развивать разведывательную сеть, перед которой была поставлена задача о добывании важнейшей стратегической, военно-стратегической, военно-политической информации о планах и замыслах Соединенных Штатов Америки, об агрессивных планах в отношении Советского Союза, в том числе о планах атомной бомбардировки городов Советского Союза. И с этой задачей Вильям Фишер и его коллеги справились блестяще»,

– сказал, открывая выставку, Председатель Российского исторического общества,
директор Службы внешней разведки Российской Федерации Сергей Нарышкин.

В Доме РИО открылась выставка, посвященная советскому разведчику-нелегалу Вильяму Фишеру
На фото: Сергей Нарышкин

Пожалуй, главной чертой, присущей Вильяму Фишеру, была верность своим принципам и убеждениям. Сын высланных из России в начале XX века революционеров, он всю юность провёл в Великобритании. Семья вернулась обратно лишь в 1920-м, в молодую Страну Советов. Фишер мог стать художником: он даже поступил во ВХУТЕМАС, но, стоявший на главенстве реализма в искусстве, Фишер покинул его из-за разногласий с преподавателями – приверженцами авангардизма.

В Доме РИО открылась выставка, посвященная советскому разведчику-нелегалу Вильяму Фишеру

Кстати, среди многочисленных художественных работ Фишера, представленных на выставке, – авторский оттиск с рисунка из серии «С чего начинается Родина» – из личного собрания Председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина. Работа датирована 1950– 1960 годами. Ещё один уникальный экспонат – деревянный мольберт, принадлежавший Уильяму Фишеру.

В его лице страна могла обрести великого художника, но получила легендарного разведчика. Так и не связав свою жизнь профессионально с живописью, Фишер пошел служить в армию, где и приобрёл специальность радиста, определившую во многом его дальнейшую судьбу.

В годы Великой Отечественной Вильям Фишер отвечал за организацию боевых разведывательно-диверсионных групп, нелегальных резидентур и партизанских отрядов, а также принимал участие в масштабных радиоиграх, дезинформируя нацистские спецслужбы. Благодаря одной из них, носившей название «Монастырь», удалось отстоять Сталинград.

«Не случайно Вильям Генрихович гордился медалью партизана Великой Отечественной войны первой степени, для него она была одной из самых дорогих наград, которые он получил за свою жизнь»,

– рассказал в ходе церемонии открытия экспозиции историк внешней разведки Сергей Яковлев.

В Доме РИО открылась выставка, посвященная советскому разведчику-нелегалу Вильяму Фишеру

После войны ситуация в корне переменилась. Защищать интересы страны нужно было уже от вчерашних союзников. И нелегальная разведка стала наиболее эффективным инструментом. Уже в 1948-м, после ускоренной подготовки, Фишер прибыл в США. Он обосновался в Нью-Йорке под именем Эмиля Гольдфуса, открыл художественное ателье и одновременно вёл разведывательную работу, добывая бесценную информацию, связанную с обеспечением безопасности СССР.

В Доме РИО открылась выставка, посвященная советскому разведчику-нелегалу Вильяму Фишеру

«К сожалению, в результате предательства в 1957 году он был арестован контрразведкой Соединенных Штатов Америки, и суд над Вильямом Фишером был одним из громких эпизодов времен «холодной войны». Он вступил в этот своеобразный бой в одиночку и вышел из этого поединка непобежденным, сохранив при этом и офицерскую честь, и защитив интересы нашей страны»,

– подчеркнул Сергей Нарышкин.

Директор ЦРУ Аллен Даллес говорил, что хотел бы иметь трёх-четырех таких людей, как Абель, в Москве. Действительно, уже на следующий день после ареста Фишер признался, что является гражданином СССР, но это было его единственное признание. Он даже не раскрыл своего настоящего имени, назвав имя покойного друга – Рудольфа Ивановича Абеля. Вскоре был оглашён приговор: срок – 30 лет.

«Как я писал вам ранее, мне кажется, что все законные возможности уже исчерпаны и мне придётся отсидеть положенные 30 лет. Временами мне очень досадно, особенно, когда ответственные политические лидеры США говорят о 10 годах тюрьмы, которые получил один из их шпионов, как об очень суровом наказании»,

– из письма Р. И. Абеля жене от 18 сентября 1960 года.


Права писать родным он долго добивался через адвоката Джеймса Донована. Вся корреспонденция подвергалась жесткой проверке: ведь в письмах семье были и завуалированные послания советской разведке – Абель давал понять, что не намерен идти на сотрудничество с американскими спецслужбами.

В Доме РИО открылась выставка, посвященная советскому разведчику-нелегалу Вильяму Фишеру

«Из федеральной тюрьмы в Атланте он написал около 50 писем своим родным, близким, и все эти письма наполнены по-настоящему чувством патриотизма, чувством долга перед своим Отечеством и уверенности в победе того дела, которому он отдал всю свою жизнь»,

– подчеркнул Сергей Нарышкин.

Эти письма занимают центральное место в экспозиции. Впервые эти материалы представлены, более того, собраны под одним переплетом и опубликованы: к 100-летию Службы внешней разведки в свет вышел сборник писем Рудольфа Абеля под названием «Тайный архив советского разведчика-нелегала».

«Очень трудно найти что-нибудь подходящее, чтобы написать о моей жизни здесь. Во-первых, имеются правила, накладывающие определённые ограничения на то, о чём можно писать в письмах. Во-вторых, жизнь здесь весьма однообразна изо дня в день; фактически настолько, что очень трудно заметить, как проходит время»,

– писал Абель своей жене 24 ноября 1960 года.


Выдуманные имена родных, выдуманные адреса: все письма писались в Лейпциг и только потом их переправляли в СССР. После проверки КГБ долгожданные конверты, наконец, попадали к конечным адресатам.

Все изменилось в 1960-м, когда в небе над Уралом был сбит американский самолёт-шпион У-2, а в плен был взят американский пилот Фрэнсис Пауэрс.

«Мои надежды на скорое освобождение из тюрьмы – надежды, которые не покидали меня всё время, – теперь обрели под собой реальную почву!»

– писал Фишер.


После долгих переговоров обмен Пауэрса на Фишера состоялся. Он произошел 10 февраля 1962 года на Глиникском мосту, соединяющему Западный Берлин с Потсдамом. Кстати, на нем Вильям Фишер появился с мешком, в котором нёс свои картины, рисунки, краски, кисти и старенький мольберт. Вильям Фишер стал первым в истории советским разведчиком-нелегалом, освобождённым в результате обмена.

Фото: Александр Шалгин

Подлинник обменной грамоты Абеля с подписью президента США Кеннеди из Архива Службы внешней разведки, датированный 31 января 1962 года, – безусловно, один из самых ярких документов, представленных на выставке.

Уважаемые гости! Запись на выставку «“Я уверен, что рано или поздно мы будем вместе…”. Письма советского разведчика В.Г.Фишера из американской тюрьмы» осуществляется с помощью специальной электронной формы.

Посещение экспозиции будет доступно 11, 14, 16 и 18 декабря 2020 года в 18:30 (группы до 5 человек). Вход только при наличии справки, подтверждающей отрицательный результат лабораторного исследования на COVID-19 (получена накануне посещения выставки). Предупреждаем, что в помещении действует перчаточно-масочный режим. Убедительно просим остаться дома при наличии симптомов ОРВИ. Благодарим за понимание. Будьте здоровы! *Вход бесплатный.

Адрес: Дом Российского исторического общества, Подсосенский пер, дом 25 строение 3, м. Курская, Чкаловская.
Контактное лицо: Щукина Мария, 8-962-967-80-24.

Текст: Анна Хрусталёва

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

С.Е. Нарышкин: «До конца своих дней Р. Абель служил Отечеству»

Интервью Сергея Нарышкина журналу «Историк». «Есть такая профессия»

Историки и дипломаты обсудили судьбу Русского исхода и его влияние на историю Европы

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Запись на ближайшую экскурсию откроется 18 августа. Группа на 17 августа сформирована!

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Волгоградской области завершила работу молодежная археологическая школа

В Волгоградской области завершила работу молодежная археологическая школа

В Волгограде подвели итоги проведения первой молодежной школы «Объекты археологического наследия Петровской эпохи на территории Волгоградской области», организованной при поддержке фонда «История Отечества».

 

Проект Гродековского музея выиграл в конкурсе Благотворительного фонда В. Потанина

Проект Гродековского музея выиграл в конкурсе Благотворительного фонда В. Потанина

Проект «Клещ. Поймать с поличным» победил в пятом цикле грантового конкурса «Музей 4.0» программы «Музей без границ» в номинации «Технологии и инструменты».

 

Дискуссионная площадка «Битва за Донбасс в 1942 году: трагедия и подвиг»

Дискуссионная площадка «Битва за Донбасс в 1942 году: трагедия и подвиг»

28 июля в рамках деятельности отделения Российского исторического общества в Донецкой Народной Республике была организована дискуссионная площадка по теме «Битва за Донбасс в 1942 году: трагедия и подвиг». Мероприятие было проведено в очно-дистанционном формате.

Цех историков

Лучший памятник Евфимию Васильевичу Путятину

98561162895619825681258612895612852.jpg

За что Евфимию Васильевичу Путятину был пожалован титул графа и почему на его гербе изображён щит, который поддерживает справа русский офицер с флагом чрезвычайного посольства, а слева – японский солдат? Об этом рассказывает ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН кандидат исторических наук Нелли Лещенко.

 

Протопоп Аввакум: «родное» и «вселенское». Год 400-летия А.П. Кондратьева

Протопоп Аввакум: «родное» и «вселенское»

Юбилейные мероприятия, посвящённые 400-летию со дня рождения великого правдолюбца, стали опытом нового прочтения аввакумовского наследия. Аввакум Петрович Кондратьев (1620–1682) относится к числу знаковых фигур, определяющих исторический путь России как уникального, целостного цивилизационного мира.

 

Один из самых крупных судебных процессов в истории человечества. Нюрнберг, 1946

Нюрнберг, 1946

Его называют «судом истории», «судом народов». 1 октября 1946 года, после десяти месяцев работы, Международный военный трибунал в Нюрнберге осудил главных военных преступников поверженного «Третьего рейха».

Трибуна

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

Monographic

Россия в ХХ веке: как экономика определяла историю, а история – экономику

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

 

Contradictio in adjecto: буржуазные ценности советской торговли 1950-1960-х гг.

982365892638956892638956293852.jpg

Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.

 

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года.

На фото: Организаторы и участники выставки. Нью-Йорк, 1924 г.

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года – одна из интереснейших страниц истории отечественного изобразительного искусства. Ей, к сожалению, посвящено на удивление мало исследовательского материала.

Прокрутить наверх