Фото с сайта института археологии РАН
Фото с сайта института археологии РАН

Институт археологии РАН сообщает, что определить возраст и первоначальный облик античной терракоты – изображения мужской головы – позволили естественнонаучные методы. Учёные из данного института и НИЦ «Курчатовский институт» изучили скульптуру при помощи методов оптической и растровой электронной микроскопии, энергодисперсионного рентгеновского микроанализа, рентгеновской дифракции и инфракрасной спектроскопии. Благодаря этому удалось узнать, что античная терракотовая голова, найденная во время подводных археологических раскопок перед строительством Крымского моста в 2017 году, изначально была раскрашена. Реконструирование первоначальной раскраски терракоты дало возможность установить, что борода и волосы скульптуры были покрыты составом на основе древесной смолы. Исследования проводились в лаборатории естественнонаучных методов в гуманитарных науках Курчатовского института при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

«Контекст этой находки во многом неясен: мы не знаем, как она использовалась, и только применение высокотехнологичных и нестандартных приёмов естественнонаучного анализа могут прояснить датировку, её изначальный облик и происхождение. Уже получены данные, позволяющие понять, как она была раскрашена. Совершенно неожиданно удалось получить органические материалы для датирования радиоуглеродным методом – это редкий случай использования радиоуглеродного датирования для определения времени создания предметов античного искусства»,

– заявил член Президиума Российского исторического общества,
вице-президент РАН,
директор Института археологии Российской академии наук академик Николай Макаров.

Как сообщает пресс-служба ИА РАН, в 2017 году Подводный отряд Института археологии под руководством Сергея Ольховского исследовал крупное скопление древней керамики на дне Керченской бухты, которое представляет собой культурный слой, отложившийся в гавани древнегреческого города Пантикапей в период с VI века до н. э. по VIII век н. э. и перемещенный к мысу Ак-Бурун в результате дноуглубительных работ 1970-х годов.

Одной из находок стало полое терракотовое изображение мужской головы в пропорциях взрослого человека. Как показали первичные исследования, голова (возможно, античного божества) была сделана из пористой глины методом оттиска с матрицы. Античный мастер гравировкой по сырой глине обозначил волосы и бороду, затем изделие прошло обжиг: такая технология широко применялась уже в VI веке до н. э., но обычно для изготовления небольших тонкостенных статуэток. Любопытно, что скульптура соединила в себе художественные приёмы двух или трёх изобразительных школ: верхняя часть лица выполнена в архаической традиции (резкие переходы, крупные глаза), а изображение носа, губ и бороды – в восточных канонах. Это позволило предположить, что скульптура была изготовлена в небольшой мастерской одного из греческих городов Малой Азии, подражавшей известным центрам и передававшей портретное сходство с исторической личностью. Первоначально скульптура датировалась V веком до н. э. – эпохой греко-персидских войн и периодом расцвета классической греческой культуры.


Фото с сайта института археологии РАН

Во время первичной очистки от донных отложений специалисты ИА РАН отобрали образцы с разных участков поверхности скульптуры: с внутренней части изделия, из области усов, ноздрей, верхней губы и из углубления линии волос, обозначающих бороду. Все эти фрагменты были очень маленького размера (диаметром не более одного миллиметра) и не причинили никакого ущерба скульптуре. Образцы были переданы для исследований в НИЦ «Курчатовский институт». «Проведенные исследования позволили воссоздать первоначальный облик античной терракоты, определить точный состав использованных пигментов и установить способ изготовления скульптуры», – рассказала Екатерина Яцишина, возглавляющая лабораторию естественнонаучных методов в гуманитарных науках НИЦ «Курчатовский институт».

Учёные изучили все образцы с помощью методов оптической и растровой электронной микроскопии (РЭМ) и обнаружили в пробах, взятых с лицевой части, наличие органических соединений. Один из образов из внутренней части скульптуры состоял из свинца: вероятно, это был остаток крепления, находящегося внутри статуи.

Образцы, содержащие органику, исследовали методом ИК-спектроскопии. В итоге были получены спектры, характерные для материалов, содержащих древесную смолу хвойных деревьев.

Исследование с помощью ИК-спектроскопии также выявило наличие в пробах минералов, предположительно якобсита и браунита: эти минералы содержат соединения марганца и традиционно использовались для создания темного пигмента. Минералы практически отсутствовали в средней части образцов, но интегральные данные рентгенофазового анализа свидетельствуют о том, что эти минералы были в смоляных образцах до взятия микропроб из толщи. Это позволило сделать вывод, что смола использовалась как подстилающая основа, на которую был нанесён краситель.

Тщательный осмотр и проведённая в Керченском музее фотограмметрическая съёмка скульптуры показали, что в углублениях, имитирующих бороду и волосы, а также в межгубной щели находятся фрагменты темно-коричневого материала. Слабые пятна сохранились также на некоторых участках ровной поверхности посреди линий волос. После графической реконструкции окраски скульптуры методом усиления цветового контраста эти пятна проявились в виде сплошного покрытия, но при этом на поверхности лица, щеках, лбу и в ушных раковинах тёмный материал и пигментные пятна отсутствовали.

Это позволило предположить, что зона «волосяного покрова» терракоты была залита смолой хвойного дерева – сандараком. Использование смолы в качестве защитного покрытия было широко распространено во времена античности, что зафиксировано античными историкам. Так, Павсаний писал о покрытых смолой медных щитах лакедемонян, взятых в плен афинянами в битве у острова Сфрактери, а Плиний упоминал о традиции покрывать статуи жидкой смолой, как для защиты, так и в качестве подстилающего слоя для наклеивания золотой фольги. Вероятно, автор скульптуры также использовал смолу как адгезивную основу для нанесения темно-коричневого минерального красителя.

В пробе, взятой из уголка левой губы терракоты, учёные обнаружили высокое содержание гипса – именно этот слой выглядит как беловатый оттенок на губах. Также образец показал наличие железа. Это сочетание позволило предположить, что губы статуи были окрашены в красный цвет: поверх гипсового слоя, который использовался как выравнивающее покрытие, был наложен краситель из красной охры.


Фото с сайта института археологии РАН

Радиоуглеродное AMS-датирование образца смоляного покрытия, проведенное в Центре изотопных исследований Университета Джорджии (США), позволило определить дату создания статуи – V век до н. э.

С помощью методов нейтронной и рентгеновской томографии на основе анализа выявленных технологических швов исследователи установили, что скульптура была создана методом лепки с последовательным добавлением профильных деталей к глиняной основе. Вероятно, она крепилась нижней частью к утраченной опоре или основанию с помощью свинцовой стяжки. Все томографические исследования проводились неразрушающими методами, позволившими провести мониторинг скрытых полостей и трещин, которые могут представлять в дальнейшем угрозу сохранности ценной находки.

Как полагают исследователи, скульптура предназначалась для установки на корабле: она была прикреплена с помощью свинцовых креплений, а смола, покрывающая терракоту, препятствовала разрушающему действию морской воды.

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Виртуальный тур по выставке «Сквозь века и пространства: наскальное искусство России»

Десять самых важных открытий археологического сезона–2019: от палеолита до 1812 года

Николай Макаров: «Камням больше доверия, чем текстам»

Как начиналась Северо-Восточная Русь: изучены села с тысячелетней историей

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Мы в соцсетях

Экскурсии по Дому РИО приостановлены в связи с ремонтными работами

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Ульяновске открылся выставочный павильон «Оружие Подвига»

В Ульяновске открылся выставочный павильон «Оружие Подвига»

Торжественное открытие нового выставочного павильона «Оружие подвига» состоялось 10 сентября в рамках тематической недели национального проекта «Культура».

 

Замдиректора Пензенского краеведческого музея рассказал о развитии краеведения

Замдиректора Пензенского краеведческого музея рассказал о развитии пензенского краеведения

9 сентября в Ульяновске в рамках Фестиваля краеведов Приволжского федерального округа состоялся круглый стол «Опыт реализации краеведческих проектов в Приволжском федеральном округе».

 

Международная научная конференция «Россия и Монголия в ХХ – XXI в.

Международная научная конференция «Россия и Монголия в ХХ – XXI в.

При поддержке регионального отделения Российского исторического общества в Республике Бурятия состоялась международная научная конференция «Россия и Монголия в ХХ – XXI вв.: к 100-летию монгольской революции и установления дипломатических отношений».

Цех историков

Япония - объект августейшего интереса Императорского дома Романовых

1275419259851256182512851251.jpg

Вопреки своей географической удалённости и непростой истории отношений с «северным соседом» Япония, как ни какая другая страна Востока, оказалась объектом августейшего интереса Романовых.

 

Вскоре после Фултона. Социально-психологические основы холодной войны

Вскоре после Фултона
На фото: Гарри Трумэн (второй справа) и Уинстон Черчилль (слева) на задней платформе специального поезда Балтимор – Огайо на пути в Фултон. 4 марта 1946 года.

Пожалуй, ни одна из политических речей в XX веке не привлекала к себе такого внимания современников, а потом и историков, как фултонская речь Уинстона Черчилля, произнесённая семьдесят пять лет назад.

 

Трибуна

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

 

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

Monographic

Contradictio in adjecto: буржуазные ценности советской торговли 1950-1960-х гг.

982365892638956892638956293852.jpg

Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.

 

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

 

Росархив представил уникальный интернет-проект «Крым в истории России»

Krim-portal1.jpg

Сегодня, 12 марта 2019 года, Федеральное архивное агентство представило интернет-проект «Крым в истории России» ( http://krym.rusarchives.ru/ ).

Проект предоставляет всем желающим возможность работать с архивными документами за период начиная от крещения князя Владимира до вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации в марте 2014 года.

Прокрутить наверх