Создание памятника императору Александру III во дворе Арсенального каре Гатчинского дворца

Дискуссия об установке памятника Александру III в Гатчине велась ещё с начала 1990-х годов. Официально о намерении создать новый памятник императору Александру III объявил Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин в мае 2018 года: в ходе расширенного заседания отделения РИО в Санкт-Петербурге.

Он сообщил, что РИО поддерживает инициативу руководства музея-заповедника «Гатчина» об установке памятника Александру III во дворе отреставрированного Арсенального каре.

Проведение конкурса на создание памятника

В мае 2018 года был объявлен конкурс на создание памятника. Организаторами конкурса выступили Российское историческое и Российское военно-историческое общества. На конкурс было представлено четыре заявки. Согласно условиям конкурса, участникам требовалось воплотить замысел скульптора Паоло Трубецкого, его малоизвестный проект, изображающий императора Александра III сидящим в кресле.

Именно Трубецкой – автор знаменитой конной статуи Александра III, которая сейчас стоит в парадном дворе Мраморного дворца Государственного Русского музея. Именно эта работа, сделанная в соавторстве с архитектором Фёдором Шехтелем, в 1900 году победила на конкурсе, объявленном к завершению строительства Великого Сибирского пути. Однако немногие знают, что на первый этап конкурса скульптор подавал совсем другой проект. Эта, вторая, модель сейчас хранится в фондах Русского музея. Именно её и было предложено воссоздать конкурсантам.

Итоги конкурса были подведены в мае 2019 года на заседании жюри Международного открытого творческого конкурса по созданию памятника императору Александру III, которое прошло в Большом Гатчинском дворце под председательством Сергея Нарышкина.

«Установка памятника Александру III – человеку, который связал свою жизнь с историей России и с историей Гатчины непосредственно, – для нас очень важна»,

– заявил губернатор Ленинградской области –
председатель Правительства Ленинградской области Александр Дрозденко.


«Памятник должен быть произведением искусства. Он должен идти от души, сердца, мыслей мастера, не должен быть статичным»,

– считает он.

Лучшей была признана работа выпускника Российской академии художеств Владимира Бродарского.

Выбор места установки

Гатчина была любимой резиденцией императора - в стенах Большого Гатчинского дворца он провёл значительную часть своей жизни.

«Здесь он занимался и государственными делами, проводил время с семьёй и, конечно, уделял внимание Русскому историческому обществу, почётным председателем которого он был со дня основания общества»,

отмечал Сергей Нарышкин.

Напомним, что Российское историческое общество было воссоздано в традициях Русского исторического общества (1866–1920 гг.). Сергей Нарышкин подчеркнул, что Александр III вместе со своим отцом императором Александром II «заложил прочную основу отечественного исторического просвещения».

Возведение памятника

10 марта 2020 года во дворе Арсенального каре Большого Гатчинского дворца прошла торжественная церемония открытия закладного камня на месте будущего памятника. Торжественная церемония, в которой приняли участие представители музеев, общественных организаций и жители города, была приурочена к 175-летию со дня рождения императора. В ходе церемонии председатель Совета отделения Российского исторического общества в Санкт-Петербурге, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил правильность принятого решения о создании памятника на основании эскиза Паоло Трубецкого.

Как отметил тогда Владимир Мединский, «Александр III – один из самых недооцененных государей в истории нашей страны».

«Прозвище Миротворец получил потому, что старался создать систему коллективной безопасности в Европе, старался урегулировать конфликты между великими державами посредством переговоров, всегда найти компромисс»,


– сказал он.


Пример его жизни может стать ориентиром для подрастающего поколения в том, как нужно строить свою жизнь,

считает Владимир Мединский.

5 мая 2020 года состоялась приёмка модели памятника, выполненная скульптором Владимиром Бродарским. Одним из наиболее сложных аспектов при создании полноразмерной – трёхметровой – модели оказалось сохранение эстетики импрессионизма, удачно и легко исполненной в миниатюре.

«Установка памятника в Гатчинском музее-заповеднике – это общее дело, направленное на сохранение исторической памяти и возвращение более адекватного представления о личности Александра III»,

– подчеркнул Константин Могилевский.

Директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов подчеркнул, что памятник В. Бродарского соответствует идее памятника Паоло Трубецкого. При этом Василий Панкратов также заметил, что памятник не совсем традиционный, потому можно предположить, что у скульптуры будет много как критиков, так и тех, кому она понравится.

Текст: Вера Марунова

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Историко-просветительские проекты российского бизнеса

Феномен исторической памяти об Александре Невском. К 800-летию великого князя

Создан Попечительский совет Государственного музея истории Санкт-Петербурга

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Мы в соцсетях

Запись на экскурсии в Дом РИО

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Научной библиотеке СОГУ открылась выставка проекта «Без срока давности»

В Научной библиотеке СОГУ открылась выставка проекта «Без срока давности»

23 апреля 2021 г. на площадке СОГУ был дан старт мероприятиям, посвященных памятным датам Великой Отечественной войне и Дню Победы 9 мая.

 

Учителям истории Северной Осетии представили онлайн – проект «РИО.Компас»

Учителям истории Северной Осетии представили онлайн – проект «РИО.Компас»Фото с сайта: https://www.nosu.ru

В конце мая в зале Ученого совета СОГУ состоялась презентация просветительского онлайн – проекта «РИО.Компас».

 

В ТГПУ им. Л.Н. Толстого презентовали проект "РИО.Компас"

В ТГПУ им. Л.Н. Толстого презентовали проект РИО.Компас

В ТГПУ им. Л.Н. Толстого учителям и студентам, обучающимся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «История») презентовали проект "РИО.Компас", который является важным и необходимым подспорьем для учителей и преподавателей, студентов и учащихся школ.

Цех историков

Финансовая удавка. Добровольные займы в СССР

1225481263812581625861285682156816525.jpg

Массовые внутренние займы у населения являлись в Советском Союзе одним из основных источников пополнения государственного бюджета. Уже к концу 1922 г. был разработан проект выигрышного займа на 100 млн руб. золотом сроком на 10 лет.

 

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

 

Первые шаги к рынку. Возвращение частных банков в СССР

23586823658623867582365862351.jpg

Одним из самых решительных шагов к рынку в период перестройки стала коммерциализация банковской сферы, начало которой было положено во второй половине 1980-х гг. образованием первых со времен НЭПа кооперативных и коммерческих банков.

Трибуна

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

Monographic

1924 год. Выставка работ русских художников в Америке

На фото: Организаторы и участники выставки. Нью-Йорк, 1924 г.

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года – одна из интереснейших страниц истории отечественного изобразительного искусства. Ей, к сожалению, посвящено на удивление мало исследовательского материала.

 

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

 

Об отношении коммунистических партий к парламентаризму на II конгрессе коминтерна


Второй конгресс Коминтерна 1920 г.

Второй конгресс Коминтерна, проходивший с 19 июля по 7 августа 1920 г. и утвердивший организационные принципы мирового коммунистического движения, необходимым пунктом включил в повестку вопрос об отношении к парламентаризму.

Прокрутить наверх