Российское историческое общество совместно с Российским военно-историческим обществом объявило конкурс на создание нового памятника императору Александру III. Об этом заявил Председатель РИО Сергей Нарышкин 21 мая в ходе расширенного заседания отделения Российского исторического общества в Санкт-Петербурге.
Памятник планируется установить во дворе Большого Гатчинского дворца в городе Гатчина Ленинградской области.
«Монумент, изображающий Александра III сидящим в кресле, предлагается установить как раз в дворике Большого Гатчинского дворца. Российское историческое общество и Российское военно-историческое общество объявляют конкурс на его создание»,
– сказал Сергей Нарышкин
Гатчина была любимой резиденцией Александра III, предпочитавшего тишину и спокойную загородную жизнь. «Счастливы быть снова дома», – писал всякий раз государь в памятной книжке, возвращаясь в Гатчинский дворец из поездок. Отсюда царь уезжал в 1883 году на коронацию, сюда возвращались после крушения поезда в Борках в 1888 году, во время путешествия на Кавказ. Здесь отмечали любимые праздники – Рождество и Пасху, дни рождения государя, императрицы и великих князей, праздник лейб-гвардии Кирасирского Её Величества полка... О жизни Александра III в Гатчине и об идее установки памятника царю редакции веб-сайта рассказал директор Государственного музея-заповедника «Гатчина» Василий Юрьевич Панкратов.
— Василий Юрьевич, как отразились на самой Гатчине тринадцать лет пребывания здесь семьи Александра III?
— С именем Александра III связан новый этап развития Гатчины. С первых дней своего правления и появления в Гатчине Александр стал преобразовывать её как императорскую резиденцию. Именно в Гатчине 28 апреля 1881 года царём был одобрен проект Высочайшего манифеста о незыблемости самодержавия (подписан 29 апреля в Петербурге). Этот манифест определил курс развития страны на ближайшие десятилетия.
Пребывание в Гатчине приходилось на осенние, зимние и весенние месяцы, это время было самым продуктивным для работы по управлению страной. Остальные месяцы государь проводил на военных манёврах, в поездках по России и за границу. Поэтому основные государственные решения и указы рождались и подписывались, по большей части, именно здесь.
Все переустройства в Гатчине воплощали то, что государь хотел видеть по всей стране: чистый город, освещённый электричеством, с асфальтированными тротуарами, новыми водопроводом и канализацией, удобной телефонной линией и железнодорожным сообщением. Александр III постоянно проводил преобразования в городе, сам следил за ходом работ. Здесь возводились новые учебные, благотворительные и медицинские учреждения, оснащённые современным оборудованием, и многое другое.
Кроме заботы о городе, царь вникал во все работы, которые велись во дворце и парке. В парке при нём были отреставрированы все архитектурные сооружения, построены новые оранжереи. Во дворце шли ремонтные работы, с 1881 года здесь стали проводить электрическое освещение. При Александре III приобретались живопись, иконы, фарфор и другие произведения искусства. Часто их размещением император занимался лично, особенно это касалось приёмных государя и дворцовой церкви.
— Известно, что дворец во время Великой Отечественной войны серьёзно пострадал, был полностью разграблен, а в 1944 году – горел. Удалось ли залечить раны, нанесённые войной?
— Во время войны Гатчинскому дворцу был нанесён колоссальный ущерб – утрачена значительная часть коллекции предметов искусства, пожар уничтожил помещения Центрального корпуса и Арсенального каре. Единственный дошедший до наших дней подлинный интерьер дворца, сформировавшийся при перестройке ансамбля в середине XIX века, – Дворцовая церковь: огонь, бушевавший во дворце, остановился перед помещением храма. Хранившиеся здесь раритеты – иконы, культовая утварь, книги – были разграблены. Безвозвратно утрачен иконостас. Но принципиальные конструктивные решения и убранство залов сохранились. В 2017 году помещения крипты и церковного зала были отреставрированы под руководством Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) в рамках Программы Санкт-Петербурга по сохранению историко-культурного наследия города.
В Гатчинском дворце есть зал, входя в который, как будто возвращаешься в 1944 год, – это Чесменская галерея. Она находится в руинированном состоянии. И кажется, что война здесь, рядом, совсем близко, она осязаема. Мы приняли решение не воссоздавать этот интерьер: галерея будет законсервирована и станет залом Памяти войны.
Восстановительные и ремонтные работы начались во дворце в 1944 году, вскоре после освобождения города. Однако уже в 1951-м часть комплекса дворцовых зданий было решено использовать под размещение военного училища, а затем, с начала 1960-х годов, передать секретному институту «Электронстандарт». На долгие годы Гатчинский дворец перестал быть музеем, и это тоже наложило свой отпечаток: многое из того, что сохранилось во время войны, было утрачено в этот период. Реставрация началась только в 1976 году и продолжается до сих пор. Одно из самых больших завоеваний последних лет – открытие в 2016 году воссозданной Греческой галереи и Мраморной лестницы.
— Какие реставрационные работы на очереди в настоящее время?
— Сейчас идет реставрация помещений личных комнат императора Николая I в Арсенальном каре. Анфиладная линия вдоль восточной части первого этажа включает Малый угловой (Башенный) кабинет, Камердинерскую, Приемную и Большой военный кабинет. Представление об отделке комнат дают акварели Эдуарда Петровича Гау, выполненные в 1862 и 1877 годах, дореволюционные и предвоенные фотографии.
Работы проводятся с ноября 2015 года. Этой весной мы приступили к завершающему этапу – отделке стен и финишной обработке паркета. При ремонте участка перекрытий над подвалом реставраторы сделали открытие – обнаружили машинное помещение лифта и старинные детали подъёмного механизма. Как удалось установить, лифт предназначался для императрицы Александры Федоровны, которая могла на нём легко добраться до комнат третьего этажа.
Также в Гатчинском дворце началась реставрация Арсенального зала (заказчик – КГИОП), в ближайшее время приступим к воссозданию Овальной комнаты за Чесменской галереей.
— Вероятно в процессе реставрационных работ были сделаны неожиданные находки, касающиеся эпохи правления Александра III?
— К сожалению, после войны дворец занимали посторонние организации, причём находящиеся под грифом «Секретно», они и проводили первые послевоенные ремонты в здании. Собственно реставрация в личных комнатах Александра III проводилась через много лет, поэтому многое оказалось утраченным. Тем не менее, рядом с апартаментами сохранились прекрасные потайные винтовые лестницы. По одной из них государь мог быстро попасть из своего рабочего кабинета в антресольном этаже в парадные приёмные залы бельэтажа. По этой же лесенке можно было выйти к гостям в Арсенальный зал или попасть прямо в Собственный сад, где часто трапезничала царская семья.
Во время работы над устройством экспозиции в личных комнатах Александра III нам стало понятно, почему государь поселился именно там и так их любил. Его кабинет размещался в башенном помещении, окна которого выходили на разные стороны дворцового сада. С одной стороны – Голландские сады, засаженные кустами ароматной сирени, и рыбный Карпин пруд с живописным мостиком. С другой стороны – панорама пейзажного парка с озером, а прямо под окнами находился старинный, принадлежавший еще императору Павлу I, Собственный сад. В нём, среди зеленых трельяжей, красочных клумб и мраморных статуй, были захоронены любимые питомцы царской семьи – собаки и птицы, в том числе и любимая лайка государя – Камчатка, памятник которой государь проектировал сам.
— Почему памятник Александру III будет возведён именно по проекту Паоло Трубецкого?
— Скульптор Паоло Трубецкой наиболее известен конной статуей Александра III, которая победила в конкурсе, объявленном 25 ноября 1899 года. Памятник был установлен на Знаменской площади в Санкт-Петербурге, а ныне находится во дворе Мраморного дворца. Первоначальной идеей было перенести в Гатчину именно этот памятник, но в ходе обсуждения мы от неё отказались, так как не были уверены, что монументальная статуя гармонично впишется в сравнительно небольшое пространство двора Арсенального каре. И тогда мы обратились к другой работе Трубецкого – неосуществлённому проекту памятника Александру III, эскиз которого был подан скульптором на первый тур конкурса. Модель, изображающая императора сидящим на троне, сейчас находится в фондах Государственного Русского музея. Благодаря поддержке Председателя Российского исторического общества Сергея Евгеньевича Нарышкина этот проект будет воплощён в жизнь. Я убежден в том, что памятник Александру III в Гатчине должен быть. Это место, которое он очень любил, где он много лет жил и работал, где во время его правления вершились судьбы Российской империи. И об этом нельзя забывать.
Беседовала Зоя Нечепоренко
Для участия в конкурсе на создание нового памятника императору Александру III необходимо представить проект на основе эскизов монумента работы Паоло Трубецкого, а также сопроводительные документы, в числе которых – пояснительная записка с техническими параметрами и экономическими показателями проекта. Подробную и актуальную информацию можно посмотреть в разделе конкурса на сайте Российского исторического общества.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School