В этом году в России согласно указу Президента России проводится Год театра. Дом русского зарубежья имени А.И. Солженицына подготовил виртуальную выставку, приуроченную к этому событию.

Выставка «Русские театральные традиции, сохраненные в эмиграции» знакомит с малоизвестными театральными студиями русской эмиграции: кабаре «Золотой петушок», Русская драматическая студия, Новый русский театр в Нью-Йорке.

Кабаре «Золотой петушок» было создано в Берлине в начале 1920-х годов Анатолием Ивановичем Долиновым и его сыном Михаилом. Семья эмигрировала в Германию в 1920 году. В Берлине Долиновы организовали кабаре, в 1924 году переехали в Париж, где «Золотой петушок» продолжил свое существование. Долинов-старший работал директором кабаре, его сын – конферансье. В кабаре выступала и жена Анатолия Ивановича, Клавдия Семеновна Долинова. В представлениях «Золотого петушка» участвовала и приехавшая во Францию артистка А.И. Корвин-Юшкевич (1892 г.), эмигрировавшая из России в Латвию.

Русская драматическая студия была организована в Варшаве в 1932 году бывшими артистами Московского Художественного театра Василием Ивановичем Васильевым-Сикевичем (1894–1986 гг.) и его женой Галиной Степановной Гуляницкой (1902–1974 гг.). До переезда в Польшу артисты состояли в труппе Пражской группы МХТ под руководством В.М. Греч и П.А. Павлова. После оккупации Польши и запрета деятельности Студии весной 1941 года Васильев-Сикевич вместе с женой и частью труппы переехал в Прагу. Через некоторое время группой артистов был создан Русский театр, директором которого стал В.И. Васильев-Сикевич. Театр просуществовал до 1948 года. В 1955 году Васильев-Сикевич и его семья получили советское гражданство и вернулись в СССР. Василий Иванович работал в Ленинграде в Театре комедии, Театре имени Ленсовета, снимался в эпизодических ролях в кино.

Новый русский театр был создан в начале 1950-х годов в Нью-Йорке. Идея создания принадлежала бывшему актеру Московского Художественного театра Сергею Николаевичу Дубровскому и инженеру Андрею Львовичу Киршенеру. Оба прибыли в США после Второй мировой войны из Германии. Режиссером нового театра стал С.Н. Дубровский, сам игравший в спектаклях под псевдонимом С.Н. Орловский. Дубровский был очень требовательным к себе и к своим коллегам-артистам. Короткая история театра насчитывала около десятка постановок. Репертуар Нового русского театра включал как классику («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Василиса Мелентьевна» А.Н. Островского, «Сверчок на печи» Ч. Диккенса, «Стакан воды» Э. Скриба), так и произведения современных авторов («Семья Широковых» С. Максимова, «Летчики» С. Малахова). Финансовые возможности труппы были крайне малы. Поэтому общими усилиями шили костюмы и делали декорации по эскизам актера и художника Б.М. Волкова. Несколько спектаклей было оформлено художником-декоратором В. Одиноковым, работавшим в Метрополитен-опере. Театр просуществовал несколько сезонов. С.Н. Дубровский уехал в Германию, куда его пригласили для работы на радиостанции «Свобода». Творческого дарования, равного Дубровскому, не нашлось, да и расходы театра, несмотря на большое количество русских, проживающих в Нью-Йорке, превышали сборы. Театр был вынужден закрыться.

Репертуар и эстетика этих трупп по преимуществу следовали тем образцам, которые сложились в доэмигрантский период. Для русского зарубежного театра характерно переплетение литературных традиций прошлого с экспериментальными тенденциями современности.

Театральная жизнь эмиграции была весьма интенсивной и разноплановой. Представления с успехом шли на подмостках русских театров в Париже («Летучая мышь» Н. Балиева, «Русский драматический театр», новый «Русский театр» И. Фондаминского и другие), в Берлине («Группа» Ю. Офросимова, театры миниатюр «Ванька-Встанька» Н. Агнивцева, «Карусель» Б. Евелинова, «Театр Дуван-Торцова», «Маски» под руководством Б. Неволина и Л. Мунштейна, «Синяя птица» – директор Я. Южный, и другие). В Праге работал Русский камерный театр под руководством И.Д. Сургучева, «Пражская группа МХТ», в Харбине – Русский драматический театр, в Таллине – Русский драматический театр. Спектакли ставились по пьесам не только эмигрантских авторов, но и советских драматургов, в частности, «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и «Кабала святош» М. Булгакова, «Зависть» Ю. Олеши. Актеры, оказавшиеся в эмиграции, создавали русские труппы, среди которых – Пражская группа Художественного театра, руководимая М.Н. Германовой (1922–1927 гг.), а затем В.М. Греч и П.А. Павловым; Русский театр (Париж, 1936–1938 гг.); Камерный театр Е.Н. Рощиной-Инсаровой (Рига, 1924–1925 гг.); Театр русской драмы в Риге, которым с 1925 по 1940 год руководил Р.А. Унгерн.

Представленные архивные документы, фотографии, афиши передают атмосферу театра наших соотечественников, их дух. Материалы в составе личных коллекций переданы в дар и хранятся в Архиве Дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына.

Напомним, что история театра в России является одной из приоритетных тем работы Российского исторического общества в 2019 году. Соответствующее решение было принято на Общем собрании РИО 20 июня 2019 года.

ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Музей русского зарубежья открыл свои двери для посетителей

Музей русского зарубежья открыл свои двери для посетителей

Меры по продвижению русского языка за рубежом обсудили на заседании Совета фонда

Николай Иванович Новиков и русское Просвещение

Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Япония в годы Первой мировой войны. Оборонительный союз с Россией

734182547812575412547512445.jpg

В годы Первой мировой войны Япония избежала участия в продолжительных боевых действиях на суше, но сумела из ведущей дальневосточной державы превратиться в великую мировую.

 

Жажда созидания. Русский авангард: культурный смысл «послания»

detail_pictu1297561982598612895re.jpg

«Нам трудно представить в сегодняшней прагматичной, растерявшей многие иллюзии России постреволюционный созидательный энтузиазм 20-х годов прошлого века. Голод и разруха военного коммунизма, продолжавшаяся на окраинах страны Гражданская война, скудный быт, как это ни покажется сегодня странным, порождали в головах молодых не уныние, а жажду созидания, невиданный творческий и трудовой порыв…

 

Штурм цитаделей. Красная армия против немецких крепостей в 1945 году

3982685689216358693815615.jpg

6 мая 1945 г. в Силезии сложил оружие германский гарнизон Бреслау (ныне – Вроцлав, Польша). 40 тыс. солдат вермахта, СС и фольксштурма сдались советским войскам. Бреслау был не просто осажденным городом: в Силезии окончилась эпопея «фестунгов» — крепостей Третьего Рейха, создание которых стало одной из самых неоднозначных стратегических идей гитлеровского командования за всю войну.

Новости Региональных отделений

Во Владивостоке открылась экспозиция «УЛица героев»

«УЛица героев» во ВладивостокеАвтор фото – Илья Аверьянов

31 июля 2020 года, при поддержке Дальневосточного отделения Российского исторического общества во Владивостоке, была организована экспозиция «УЛица героев».

 

В Севастополе освятили закладочный камень храма в честь иконы Богородицы

В Севастополе освятили закладочный камень храма в честь иконы Богородицы

Церемония освящения закладочного камня храма в честь иконы Богородицы «Умягчение злых сердец» состоялась 27 июля 2020 года. Храм будет построен в районе Максимовой дачи. В гражданскую войну здесь происходили массовые расстрелы.

 

Из печати вышла книга о семейной истории рода Астафуровых

Исследовательская группа «Семейная летопись» (г. Москва) выпустила книгу члена Совета отделения Российского исторического общества в Саратове Юрия Каргина «Астафуровы. Исторический очерк».

Трибуна

Выступление Натальи Татарчук на круглом столе "Нормандия-Неман - 75 лет"

Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

Monographic

1924 год. Выставка работ русских художников в Америке

На фото: Организаторы и участники выставки. Нью-Йорк, 1924 г.

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года – одна из интереснейших страниц истории отечественного изобразительного искусства. Ей, к сожалению, посвящено на удивление мало исследовательского материала.

 

Суверенитет потребителя и государственная потребительская политика в СССР

6875764674646746746742.jpg

В течение ХХ в. в США и в странах Западной Европы сформировался институт защиты прав потребителей, предполагающий ограничение экономической свободы участников рынков в пользу слабейших из них.0Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект "Государственная политика в сфере прав потребителей в СССР, № 14-01-00125".

 

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

Прокрутить наверх