SHAL3270_1.jpg

В Москве открылся Музей русского зарубежья. История русской эмиграции во всей многогранности и полноте – это, пожалуй, первая экспозиция, позволяющая судить о великом наследии Российской империи, которое, казалось бы, навсегда было утрачено в годы Великой революции и Гражданской войны.

Свыше тысячи экспонатов переданы в дар музею потомками русских эмигрантов – они стали частью детального рассказа о том, как переживала крах страны российская интеллигенция и что мы в конечном счёте потеряли в её лице. Приветственную телеграмму гостям и участникам торжественной церемонии открытия музея направил Президент России Владимир Путин.

Экспозиция Дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына «Русское зарубежье. Пути и судьбы» собиралась по крупицам на протяжении многих десятилетий. Выставка будет постоянной – экспозиция располагается на двух этажах нового здания музея.

Сергей Лавров

«XX век для нашего народа оказался непростым, многие россияне были вынуждены покинуть свою страну. Однако, несмотря на сложные жизненные обстоятельства, им удалось сохранить свою культурно-цивилизационную идентичность, передать её детям, а также сберечь семейные реликвии», – сказал на открытии выставки Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Первый этаж экспозиции посвящён теме «В послании: русская эмиграция – миру» и рассказывает о наследии русской эмиграции, второй – «В изгнании: первая волна русской эмиграции» – восстанавливает картину исхода Белого движения и русской интеллигенции. Посетители смогут узнать историю знаменитого «Философского парохода», увидят предметы, выставляемые в рамках музейного пространства впервые, в том числе походную икону генерала Деникина и фрагмент пледа, принадлежавшего цесаревичу Алексею, который связали ему сёстры, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

«Генерал Дитерихс, который буквально через три дня после гибели царской семьи оказался в Доме Ипатьева, нашёл это всё, передал великой княгине Ксении Александровне – сестре государя, которая находилась в Лондоне», – отметил заместитель директора Дома русского зарубежья по вопросам культурно-исторического наследия Игорь Домнин.

Игорь Домнин

Великая княгиня передала одеяло своему духовнику – отцу Николаю Успенскому, который был назначен в своё время в Австралию. Спустя много лет покрывало стали разрезать на кусочки, передавая в знаковые места России – во многие храмы, однако Музей русского зарубежья – единственный музей, где хранится реликвия.

В числе других знаковых экспонатов – вуаль, которую носила вдовствующая императрица Мария Федоровна в Крыму, а затем и в Дании, где она доживала свой век.

«Что удивительно: эти вещи приходят к нам с разных континентов, от разных людей, которые это берегли, и только здесь соединяется этот мир зарубежной России. Здесь мы можем по этим кусочкам собирать мозаику этой сложной жизни русского зарубежья. Для этого наш музей и создан», – отметил Игорь Домнин.

Используя современные мультимедийные технологии, выставка обеспечивает полное погружение в историю России на сломе двух эпох. Кадры документальной кинохроники рассказывают о последних днях Российской империи – революции и Гражданской войне, поражении Белого движения и исходе на кораблях. За этими кораблями, по замыслу кураторов, летят чайки – раз в двадцать минут, рефреном, они проносятся по всем экранам выставочного пространства.

«Революционные события 1917–1922 годов раскололи российское общество, породив трагическую двойственность отечественной культуры. За пределами Родины вынужденно оказались многие представители её политической и творческой элиты, предприниматели и учёные, военные деятели и религиозные мыслители, – говорится в обращении Председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина к организаторам и гостям выставки, которое зачитал в ходе торжественной церемонии открытия член Президиума РИО, исполнительный директор фонда «История Отчества» Константин Могилевский. – Объединённые любовью к своей стране и стремлением сохранить её исконные традиции, они создали для себя и своих детей поистине «вторую Россию». <…> Кандинский, Набоков, Шаляпин, Бунин… Тысячи ярчайших талантов сделались добровольными архитекторами Русского мира, своего рода послами Отечества в самых отдалённых уголках земного шара».

В числе экспонатов – погоны белых офицеров. Многие сделаны грубо, в годы Гражданской войны и лагерной жизни первых лет эмиграции их наспех шили сами. Главные атрибуты и символы эмигрантской жизни – чемоданы, а в них – плюшевые игрушки, в которые подчас зашивали драгоценности. Уезжали по-разному: одни второпях, успев захватить только смену белья, другие – обдуманно собирая багаж. И зачастую в нём провозили вовсе не материальные ценности, а духовные: пытались сохранить интеллектуальное наследие.

На стеклах витрин цитаты из воспоминаний белых эмигрантов: «Русские – великие читатели. Опись багажа моей семьи содержит несколько небольших чемоданов с одеждой и двенадцать ящиков с книгами».

В экспозиции – собрание сочинений Пушкина и учебный атлас по русской истории начала XX века, незыблемое и основополагающее «Слово о полку Игореве», а также увесистые тома «Свода законов Российской империи».

На чужбине русским изгнанникам удалось организовать и учреждения высшего, среднего, а также начального военного образования. До осени 1923 года на Балканах действовало шесть военных училищ. Столько же русских кадетских корпусов работало в Югославии, Франции, Китае, Тунисе.

Оказавшись в эмиграции, русские держались сообща: традиции, культуру, знания бережно передавали новым поколениям. Детей учили в своих школах, своих гимназиях, своих институтах. Экспозиция включает в себя системы открытого хранения – выдвижные стеллажи, которые позволяют размещать оригиналы ценных архивных документов и фотографий. Один из них посвящён директору Харьковского института благородных девиц – Марии Алексеевне Неклюдовой, которая после революции помогла бежать из страны около сотне своих воспитанниц.

«В 1945 году советские войска арестовали её, и она была вывезена за Волгу, её отправили в Самарскую губернию, девочек отняли, и она умерла от истощения в 1947 году. Но её боготворила вся эмиграция. Выпускницы института разъезжались по всему миру», – рассказал в ходе осмотра экспозиции Игорь Домнин.

В эмиграции русские не стремились интегрироваться в социум стран, предоставлявших им убежище, считая своё изгнание временным. Один из основополагающих экспонатов выставки – «нансеновский паспорт». Документ, удостоверяющий личность, признавали все цивилизованные страны вместо уже недействующих русских паспортов. По логике он должен был быть временным, но с такими многие эмигранты прожили на чужбине до конца своих дней: они отказывались от гражданства приютивших их стран – в ожидании падения советского режима.

С 1917 года и до окончания Гражданской войны Россию покинули от полутора до двух миллионов человек. Более точных данных нет, и определить их практически невозможно. Ещё от шести до восьми миллионов русских – бывших подданных Российской империи – стали эмигрантами, не покидая своего дома. Граница «перешла через них», и они оказались на территории новых государств, возникших после революции на окраинах бывшей царской России.

«Мы не в изгнании, мы в послании», – говорили о себе сами русские эмигранты. Эта цитата стала лейтмотивом всей выставки. Спустя десятилетия послание, наконец, дошло до потомков. Прочесть и прочувствовать его отныне может каждый: с 29 мая двери Музея русского зарубежья открыты для всех желающих.

Текст: Анна Хрусталёва

Фото: Александр Шалгин

Поиск по сайту

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Мы в соцсетях

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Жажда созидания. Русский авангард: культурный смысл «послания»

detail_pictu1297561982598612895re.jpg

«Нам трудно представить в сегодняшней прагматичной, растерявшей многие иллюзии России постреволюционный созидательный энтузиазм 20-х годов прошлого века. Голод и разруха военного коммунизма, продолжавшаяся на окраинах страны Гражданская война, скудный быт, как это ни покажется сегодня странным, порождали в головах молодых не уныние, а жажду созидания, невиданный творческий и трудовой порыв…

 

Как польский мятеж 1863 года объединил славянофилов и западников

38958962831568165816586155.jpg

После Венского конгресса 1815 г. под скипетром Романовых оказалась большая часть территории Речи Посполитой, исчезнувшей еще в конце XVIII в. с политической карты Европы. Это были как удерживаемые Польшей в течение нескольких столетий бывшие земли Древней Руси (Правобережная Украина, Белоруссия), так и Литва, и значительная часть собственно «этнографической Польши».

 

254 месяца в узах и горьких работах. Подвиг жизни святителя Афанасия (Сахарова)

27156481285612856182568125125-5.jpg

Судьба святителя Афанасия (Сахарова) уникальна. Он был посвящен в сан епископа в возрасте 34 лет в 1921 г., когда развернулось первое наступление компартии и советских спецслужб на Православную церковь.

Новости Региональных отделений

Польско-советская война 1919–1920 годы: эволюция историографических оценок

10 и 11 октября 2019 года научно-образовательный центр Смоленского государственного университета «Россия и Беларусь: история и культура в прошлом и настоящем»

 

Новгородский музей подготовил выставку к 250-летнему юбилею графа А.А. Аракчеева

В Главном здании Новгородского музея-заповедника открылась выставка «Русский новгородский дворянин. К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева».

 

Презентация энциклопедии «Города и поселения Ульяновской области»

24 сентября 2019 года во Дворце книги – Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина – прошла презентация первого тома научно-популярной энциклопедии «Города и поселения Ульяновской области» (Ульяновск, 2019).

Трибуна

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

 

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

Прокрутить наверх