© Фотография Государственного исторического музея
Во время раскопок на могильнике кобанской культуры Заюково-3 в Кабардино-Балкарии археологам удалось обнаружить бронзовый наконечник ножен для короткого меча , датированный VI – V вв. до н. э., сообщила ТАСС начальник Объединённой северокавказской археологической экспедиции Государственного исторического музея, Кабардино-Балканского государственного университета и Института археологии РАН Анна Кадиева.
В артефакте угадывается характерный для скифов зооморфный мотив, но, вероятно, наконечник изготовили кавказские мастера. Сейчас эта находка 2018 года вместе с другими проходит описание для включения в полевой отчёт. Этот документ является обязательным перед началом следующего сезона раскопок.
По мнению Анны Кадиевой, находка позволила подтвердить предположение о том, что уже более 2,5 тысячи лет назад был налажен культурный обмен между аборигенами-горцами и скифами-степняками.
Начальник экспедиции также сообщила агентству, что на могильнике Заюково-3, который оставили местные горные племена, археологи обнаружили захоронение воина с конём, относящееся к скифской эпохе, то есть к VI–V вв. до н. э. «В нём до наших дней дошла бутероль [наконечник ножен меча] со стилизованным изображением свернувшегося хищника. Этот довольно распространённый образ скифского звериного стиля олицетворяет подземный мир, – рассказала она. – Но именно этот предмет делал не скиф, а местный кавказский умелец, ранее видевший подобные вещи. Об этом свидетельствует утрированный образ чудовища, а также нанесенная на изображение штриховка, что было распространённым приёмом среди кобанских мастеров».
«В древности любой декор выполнял функцию оберега. Этот образ хищника занимал определённое место в культовых представлениях не только скифов, но и кавказских племён. То, что изображенный на бутероли хищник свернулся в утробной позе, могло означать, что клинок несёт новое рождение через смерть. Для скифского искусства, где один образ часто переходит совершенно в другой, это достаточно характерная черта», – добавила при этом Анна Кадиева.
Что представляет собой кобанская культура?
Кобанская культура – археологическая культура позднего бронзового и раннего железного веков, существовала в XIII/XII – IV вв. до н. э. и локализовалась на территории современных Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Чечни, а также в прилегающих к Главному Кавказскому хребту районах Грузии и Южной Осетии. Кобанская культура входила в состав крупной археологической производственной общности – Кавказской металлургической провинции. Носители этой культуры владели высоким уровнем металлургии и металлообработки. По мнению многих исследователей и искусствоведов, изделия кобанских мастеров имеют художественные достоинства, а часть из них является шедеврами прикладного искусства.
Могильник Заюково-3
Могильник располагается в Кабардино-Балкарии, в Баксанском районе, на высоте 900 – 1000 м над уровнем моря. Среди местных жителей известен как «кладбище нартов». Он находится на мысу над рекой Гунделен и состоит из трех объектов – грунтового могильника (VIII в. до н. э. – VIII в. н. э.), поселения Гунделен сарматского времени и
скального могильника Гунделен-2 (VIII – XI вв.). Некрополь действовал более полутора тысяч лет – с VIII в. до н. э. до VII в. н. э., он охватывает кобанскую, сарматскую и аланскую эпохи. На данный момент исследовано 157 погребений.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.