Сразу в двух крупнейших музеях страны сейчас можно посмотреть изделия всемирно известной фирмы Карла Фаберже, наглядно отражающие разные исторические эпохи из жизни нашей страны: в Музеях Московского Кремля и Государственном Эрмитаже.
Карл Фаберже и Фёдор Рюкерт. Шедевры русской эмали
Музеи Московского Кремля
9 октября 2020 – 10 января 2021
Посетителям выставки представлено около четырехсот произведений из драгоценного металла с эмалью работы русских ювелирных фирм ХIХ – начала ХХ столетия из государственных и частных собраний России и Великобритании.
Ядром экспозиции являются многочисленные, разнообразные по типологии изделия московского «живописца по эмали» Фёдора Рюкерта (1851–1918) и всемирно известной придворной фирмы Карла Фаберже (1846–1920). В состав проекта вошли и произведения других фабрик, мастерских и артелей – А. Постникова, М. Семёновой, Г. Клингерта, А. Кузмичёва, изделия которого продавала известная американская компания «Тиффани».
Ряд произведений не только являются образцами мастерства русских мастеров серебряного дела и эмальеров, но также имеют историческое и мемориальное значение. Некоторые из этих предметов были дипломатическими подарками, другие имеют официальную имперскую символику.
К выставке подготовлен специальный каталог, рассказывающий о творчестве до последнего времени мало известного ювелира Фёдора Рюкерта, сотрудничавшего со многими известными фирмами, в том числе с фирмой Карла Фаберже. Фёдор Рюкерт создавал серебряные изделия, украшенные многоцветной эмалью, вставками с живописными миниатюрами, которые нередко воспроизводят композиции знаменитых русских живописцев, например, Виктора Васнецова. Это первое издание, показывающее творчество выдающегося ювелира в таком объёме – в каталог включено около 500 предметов, из них 300 были созданы в его мастерской.
Государственный Эрмитаж
30 декабря 2015 – 15 декабря 2020
Экспозиция, в состав которой вошли 43 предмета, знакомит посетителей с продукцией ювелирной фирмы Карла Фаберже.
Накануне 1914 года в мастерских Фаберже работало около 600 человек.
Первая мировая война вынудила сократить производство в мастерских Фаберже, количество сотрудников которых накануне 1914 года насчитывало 600 человек. Тем не менее фирма приспособила свои мастерские к нуждам военного времени и стала выпускать продукцию, предназначенную для фронта. Посетителям выставки демонстрируются разные виды подобных изделий – медные и латунные походные самовары и чайники, кастрюли и умывальники, зажигалка и чарка. Фирма изготавливала шприцы и ёмкости для их стерилизации. В число наиболее важных экспонатов входит кастрюля для стерилизации шприцев с надписью: «Лазарет имени Наследника и Великого Князя Алексея Николаевича в Зимнем Дворце» с монограммами императрицы Александры Федоровны и великих княжон Ольги и Татьяны, которые служили сестрами милосердия в госпитале, развернутом в парадных залах Зимнего дворца. Редкой вещью можно считать и таз с надписью: «Полевой военно-санитарный поезд № 143 имени Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны».
Кроме того, мастерские Фаберже выпускали и ударные и дистанционные трубки, гранаты, гильзы после получения военного заказа. На выставке представлен колокол, звон которого возвещал начало и конец рабочего дня на Московском механическом заводе К. Фаберже – так была переименована московская фабрика Фаберже.
Вместе с тем Фаберже не переставал выполнять заказы и для царской семьи. Незадолго до войны на Пасху 6 апреля 1914 года фирма выполнила серебряное пасхальное яйцо, украшенное монограммами императора Николая II и Александры Федоровны, которое императрица подарила царственному супругу.
Коллекция предоставлена ЗАО «Русский национальный музей», Москва.
Текст: Вера Марунова
Виртуальная выставка «Лица Сопротивления» размещена на сайте Музея Победы
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
У России и Соединённых Штатов Америки, двух крупнейших держав, были общие интересы и цели – в освоении новых территорий, развитии государственности, проведении гражданских реформ и отстаивании человеческих ценностей. И сегодня мы замечаем много схожего в истории наших стран, народов, правителей, в судьбах отдельных людей…
Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.
Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».
Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».
Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.
Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].