В этом месяце, 10 января, исполнилось 113 лет со дня смерти доктора арабской словесности, академика ИАН, профессора Виктора Романовича Розена (21.02.1849 — 10.01.1908), чьё имя включено в «Галерею основоположников» на сайте Института восточных рукописей РАН.
Он внёс крупный вклад в изучение арабской поэзии, художественной и научной литературы, истории и культуры средневекового мусульмано-христианского Востока, в том числе на территории России. Он ввёл новые методы исследования и текстологической критики исторических источников. Издал переводы арабских и персидских рукописей, содержащих сообщения о славянах, хазарах, печенегах, булгарах и др. Был талантливым организатором науки.
В 1870 году будущий директор Азиатского музея окончил факультет восточных языков Санкт-Петербургского государственного университета, а также в течение двух семестров в Лейпциге слушал лекции члена-корреспондента ИАН Г. Л. Флейшера в 1870–1871 годах.
На следующий год стал доцентом в СПбУ, затем экстраординарным (1883), ординарным (1885) профессором арабской словесности, а также деканом факультета восточных языков СПбУ (1893–1902). В 1883 году стал доктором арабской словесности. Кроме того, был экстраординарным (1890), ординарным (1901) академиком Императорской академии наук и её вице-президентом (1900).
В 1879 году Розен стал адъюнктом по историко-филологическому отделению, но в 1882-м подал в отставку из-за несогласия в определении целей востоковедения как дисциплины и академии в целом, сообщается в материале к.и.н. Николая Серикова на сайте Института восточных рукописей РАН. «Старые академики» не разделили его мнение о том, что в центре внимания российских ученых должен находиться «собственный Восток». Кроме того, Виктор Романович примкнул в Императорской академии наук к «новой партии», полагавшей, что труды наших ученых должны публиковаться на русском языке, и сам стал следовать этому правилу. В академию Розен вернулся только в 1890 году, когда его условия были de facto приняты.
Новую школу российского востоковедения Виктор Романович создал в 1880-е. Он добился того, что отечественная наука о Востоке «национализировалась»: в сферу интересов попадал российский Восток, и «интернационализировался», т.е. стал на один уровень с европейским востоковедением, пишет Николай Сериков. Таким образом, востоковедение превратилось в прикладную дисциплину и полученные в ходе востоковедных исследований сведения стали использоваться для нужд политики, армии и торговли.
В 1885 году Розен возглавил Восточное отделение Русского археологического общества и уже со следующего года начал выпускать его «Известия» (с 1806 года до этого момента они назывались «Записки»).
Как отмечается в материале, усилиями Виктора Романовича была устранена традиционная дихотомия «Восток — Запад», в результате чего русская культура стала восприниматься как вместилище культуры Запада и Востока одновременно. Его учениками была плеяда выдающихся востоковедов конца XIX — середины XX века: Василий Владимирович Бартольд, Николай Яковлевич Марр, Сергей Федорович Ольденбург, Игнатий Юлианович Крачковский, Федор Ипполитович Щербатской и другие. Они во многом развили идею России как коммуникационного пространства между Востоком и Западом, что позже нашло своё отражение в советском востоковедении.
Напомним, что на сайте Российского исторического общества можно ознакомиться с электронной версией выставки «Российское востоковедение в лицах», в которой также один из разделов посвящён Виктору Романовичу Розену.
Текст: Вера Марунова
Чин венчания на царство Ивана IV. 100 раритетов российской государственности
Виртуальная экскурсия по масштабной экспозиции Музея Победы «Подвиг Народа»
Библиотека Соловецкого монастыря. Электронное представление
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
1917 год подвел черту не только под императорской, а затем и под либеральной россией, но и под целой эпохой в истории русской культуры. То, что происходило в литературе, в живописи, в архитектуре после 1917-го, можно называть расцветом русского авангарда, можно – временем новых ярких поисков. Но декаданс и богоискательство предыдущих двадцати лет остались в прошлом.
Русские в Японии – тема столь же трудная для освещения, сколь и интересная. Взгляд историка немедленно «разбегается» по отдельным лицам и биографиям, выхватывая те или иные зарисовки характеров и судеб. В Японии нас никогда не было много.
Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.
Сегодня, 12 марта 2019 года, Федеральное архивное агентство представило интернет-проект «Крым в истории России» ( http://krym.rusarchives.ru/ ).
Проект предоставляет всем желающим возможность работать с архивными документами за период начиная от крещения князя Владимира до вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации в марте 2014 года.
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».