Накануне мы уже рассказывали о некоторых виртуальных выставках плакатов периода Великой Отечественной войны, подготовленных рядом российских музеев. Сегодня мы продолжаем эту тему и обращаем ваше внимание на проект Государственного музея политической истории России, отметившего в прошлом году своё столетие: видеоэкскурсия по выставке антифашистских сатирических рисунков, плакатов и карикатур предвоенного периода и военных лет, созданных не только советскими, но и зарубежными художниками.
В состав экспозиции вошли около 30 произведений, среди которых, в частности, карикатуры датского художника-графика Херлуфа Бидструпа, работы мастеров советского плаката, агитационные и сатирические выпуски объединения «Боевой карандаш», графические листы московских художников, создававших «Окна ТАСС».
Особое место в музейной коллекции занимают работы Херлуфа Бидструпа. В середине 1930-х гг. антифашистский журнал «Kulturkampen» опубликовал серию его рисунков, сопровождавшихся цитатами из речей Гитлера. Организаторы проекта приводят цитату самого художника: «Настоящим политическим сатириком я стал во время гражданской войны в Испании. Фашисты творили там чудовищные злодеяния. Я старался их заклеймить, пытался вскрыть существо происходящих событий». Героями сатирических произведений Бидструпа были и Франсиско Франко, Бенито Муссолини, Герман Геринг и Йозеф Геббельс. Кроме того, он также рисовал антифашистские карикатуры для нелегальной газеты «Land og folk», издававшейся датскими коммунистами.
Новый сатирический образ внешнего врага начал формироваться в советской антивоенной графике незадолго до Второй мировой войны, во время битвы на реке Халхин-Гол. В период Советско-финской войны (1939–1940) эта тема получила развитие в выпусках «Боевого карандаша» – творческого объединения ленинградских художников и поэтов, выпускавших агитационные и сатирические плакаты, близкие к лубочным картинкам и сопровождавшиеся меткими лаконичными стихами. Плакат «Фашизм – враг человечества! Смерть фашизму!», вышедший в июне 1941 г., стал первым откликом коллектива на начало Великой Отечественной войны. Листы «Боевого карандаша» отличали небольшие размеры, выразительный колорит, сочетание изображения со стихотворным текстом.
Представлены и эскизы плакатов ленинградских художников «Боевого карандаша» Николая Муратова и Владимира Гальбы. Один из основателей творческого коллектива «Боевой карандаш» Николай Муратов с первых дней войны был в рядах войск противовоздушной обороны, но не прекращал при этом создавать агитплакаты, шаржи, карикатуры. Владимир Гальба создал серию сатирических работ «Цепные фашистские собаки», иллюстрирующую бесчеловечную мораль руководства Третьего рейха.
Художник Василий Власов, работавший в жанре сатирического антифашистского плаката, вместе с поэтом Борисом Тимофеевым-Еропкиным создали один из первых сатирических плакатов Великой Отечественной войны «Что ты лжешь, мой конь ретивый?» (1941).
Также в экспозиции представлены графические листы московских художников, создававших «Окна ТАСС», – агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза. Это работы Кукрыниксов, Бориса Ефимова, Виктора Дени.
Виртуальную экскурсию проводит куратор выставки, хранитель фондов музея Екатерина Костина.
Текст: Вера Марунова
На основании материалов сайта Государственного музея политической истории России.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School