«Вся жизнь и один день»…

О работе над скульптурным изображением П.А. Вяземского, памятник которому был установлен во дворе РИО 23 декабря 2019 года, рассказывает автор скульптуры действительный член Российской академии художеств, заслуженный художник Российской Федерации Леонид Баранов.

— Леонид Михайлович, как признанный автор исторического портрета, Вы сами не раз замечали, что в первую очередь Вам интересны личности XVIII–XIX веков. Скажите, почему именно этот период? Что Вы чувствовали, приступая к новой работе? Какую роль здесь играет симпатия к конкретному историческому персонажу?

— Симпатия – это всегда со знаком плюс, а интерес может быть и со знаком минус. Конечно, в случае с Вяземским это интерес со знаком плюс. Но чем он конкретно вызван – объяснить невозможно. Я интересуюсь всеми людьми, которые жили в ту эпоху, причем интерес этот обусловлен не личными заслугами или иными проявлениями. Вся эта интересующая меня историческая линия, связующая эпоху, началась с Пушкина, Суворова, Ломоносова. Выстраивая её, начинаешь понимать, что по Невскому с Пушкиным рядом и Гоголь ходил, и другие таланты своего времени...

— То есть можно сказать, что к Вяземскому Вы пришли через Пушкина?

— Естественно.

— Как формировался его образ?

— Скульптурное изображение формируется из впечатлений, которые я приобретаю из разных источников. К представлению о деталях внешности добавляются сведения о том, что эти люди сделали, что их волновало, о чём они говорили. Главное – это первое впечатление. Бывает, начинаешь работать над образом, а в процессе он становится неинтересным, и ты теряешь эту связь с объектом. А бывает, что процесс увлекает тебя полностью. Если говорить о Вяземском, то я опирался в первую очередь на его портретные изображения. В данном случае их было много. Но каждый художник добавляет что-то своё. У каждого – свой Вяземский. И у меня Вяземской – тоже свой.

— Какое значение для скульптуры имеет выбранная поза? О чем она говорит? Многие из тех, кто видел скульптуру, так или иначе обратили внимание на характерную позу, уловив в ней некий символ, характер…

— Каждый при взгляде на скульптуру увидит, прочувствует, почерпнёт что-то своё. А с позой всё очень просто. Есть документальное изображение, где Вяземский именно так стоит, и я решил опереться на это свидетельство.

— Не сковывает ли безоговорочное следование источнику свободы творчества? Работа над историческим портретом накладывает какие-то ограничения?

— Думаю, что степень документальности должна быть максимальной. Исторический образ просто должен быть узнаваемым. И это ни в коем случае не ограничение, а следование человеческой, исторической правде.

— А настроение, с которым Вы приступаете к работе, имеет значение?

— Знаете, в моем возрасте уже не спрашивают, хочется тебе работать или нет, есть настроение или нет. Единственное условие – чтобы сегодня были силы, чтобы встать и делать свое дело… Так вставай и делай!

— Вы как-то сказали, что на создание скульптуры уходит «вся жизнь и один день». То есть, это достаточно длительный процесс, а раз так, то образ неизбежно должен претерпевать трансформации?

— Да, у меня работа над скульптурами длится по многу лет. Бывает, что вещь делается не сразу, а мелкими движениями: начал работу, а потом вернулся к ней через год, два, три, десять… Здесь всё очень сильно зависит от характера исполнителя. Я несколько раз попробовал ускорить процесс, но работа от этого стала только хуже. Даже когда произведение стоит абсолютно готовое, в бронзе, всё время смотришь и думаешь: наверное, кое-что надо было сделать подругому…

— Почему Вы работаете именно с бронзой? Чем это обусловлено?

— Дело в конфигурации. Подобного рода скульптуру сделать не из чего другого, кроме бронзы, невозможно чисто технологически. К тому же для такого материала, как камень, здесь слишком много мелких выступающих деталей, которые могут отколоться, отбиться…

— Вы говорили, что специально не покрываете скульптуру лаком, чтобы она жила, менялась.

— Да, я считаю, что бронза этого не требует. Например, железо, если его не красить, через 200 лет просто исчезнет. В данном же случае – сама бронзовая патина, или коррозия, является предохранительной корочкой, защитой. Поэтому бронза египетских времён и сохранилась в первозданном виде: где бы она ни находилась – позеленела, и только. Этот слой образуется веками. Если покрыть бронзовую скульптуру лаком, то она тоже будет под защитой, но не будет меняться. И более того: этот лак появился примерно лет тридцать назад. И что будет с покрытой им скульптурой через несколько веков – никто не знает...

— Бывает такое, что в мастерской Вы работой довольны, а то, как она вписалась в ландшафт, в пространство, Вам не нравится?

— Прежде всего, такого, чтобы мне моя скульптура понравилась, я просто не знаю. Никогда не нравится…

— А как автор считаете ли Вы, что Ваша работа гармонично смотрится во дворе Дома РИО?

— Это, скорее, вопрос к архитектору, Владимиру Степановичу Кереметчи, который рекомендовал меня в качестве скульптора. Ведь именно он руководил реставрационными работами в усадьбе на Воронцовом поле и сформировал то органичное пространство, в котором поместилась скульптура.

Беседовала Анна Хрусталёва

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Георгий Максимилианович Маленков - из сумрака забвения…

Презентация книги «Энциклопедия Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.»

«Мост между Россией и странами Востока». Об истории общества Российского востоковедения

Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Как жили бояре, стоявшие у истоков династии Романовых

romanovi.jpg

Представление об образе и качестве жизни членов боярских семей, находящихся в XVI – начале XVII века у истоков династии Романовых, даёт книга «В поисках бояр Романовых: междисциплинарное исследование усыпальницы XVI – XVIII вв. в Знаменской церкви Новоспасского монастыря в Москве».

 

Смотреть документальный фильм "Козьма Крючков и другие герои"

1406522564_2716248912896498129846192844586541.jpg

Фильм "Козьма Крючков и другие герои". Правда о Великой войне. Посвящен событиям Первой мировой войны и Музею Первой мировой войны в Царском селе. Фильм создан телекомпанией "Плеяда" при содействии Российского исторического общества. 

 

Contradictio in adjecto: буржуазные ценности советской торговли 1950-1960-х гг.

982365892638956892638956293852.jpg

Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.

Новости Региональных отделений

Итоги I-го этапа научно-исследовательского проекта «О Героях Читы написано не всё…»

Итоги I-го этапа научно-исследовательского проекта «О Героях Читы написано не всё…»

В Чите подведены итоги первого этапа реализации научно-исследовательского проекта студенческого научного общества историко-филологического факультета Забайкальского государственного университета «О Героях Читы написано не все…», посвященного 75-летию Великой Победы.

 

Отделение РИО в Саратове подвело итоги работы за 2020 год

Отделение РИО в Саратове подвело итоги работы за 2020 год

Саратовское отделение РИО в 2020 году выступило соорганизатором нескольких конференций.

 

30 декабря 1941 г. Калуга была освобождена от фашистов

30 декабря 1941 г. Калуга была освобождена от фашистов
На фото: Смоленская улица. Последние числа декабря 1941 г.
«Бей фашистскую зверюгу, освобождай Калугу»*
*(поговорка времен Великой Отечественной войны)

Трибуна

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

Выступление Натальи Татарчук на круглом столе "Нормандия-Неман - 75 лет"

Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.

 

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

Monographic

Коллективный портрет немецких политических эмигрантов

Novosti-img/berlin-1945-2015.jpg

В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.

 

Экономическая и политическая история СССР 1945 – 1991 годов

82736598263958623865928365923865-2.jpg

Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.

 

Росархив представил уникальный интернет-проект «Крым в истории России»

Krim-portal1.jpg

Сегодня, 12 марта 2019 года, Федеральное архивное агентство представило интернет-проект «Крым в истории России» ( http://krym.rusarchives.ru/ ).

Проект предоставляет всем желающим возможность работать с архивными документами за период начиная от крещения князя Владимира до вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации в марте 2014 года.

Прокрутить наверх