Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»
«Союз итальянских женщин» и итальянская коммунистическая партия: конфликт интересов и фактор двойного влияния (1944–1982 гг.) «Союз итальянских женщин» (с 2016 г. – «Союз женщин в Италии») был создан в сентябре 1944 г. на волне движения Сопротивления, на базе «Групп защиты женщины», действовавших на Севере страны с осени 1943 г. при коммунистических «бригадах Гарибальди». Несмотря на провозглашенный принцип открытости для всех социальных слоев, вероисповеданий и политических направлений, его руководящий актив составляли коммунистки и социалистки.

20–23 октября 1945 г. во Флоренции прошел I Национальный конгресс Союза, собравший 298 делегаток из всех регионов Италии, кроме Базиликаты1Ascoli G. L’Udi tra emancipazione e liberazione (1943–1964) // La questone femminile in Italia dal’900 ad oggi / Ascoli G. Milano, 1977. P. 117–118.. К этому времени в организации уже состояли 400 тыс. женщин из 78 провинций (всего провинций было 98)2Ombra M. Introduzione // Guida agli Archivi dell’Unione Donne Italiane. Roma, 2002. P. 8.. В принятом на конгрессе уставе Союз позиционировался как свободная ассоциация3Casmirri S. L’Unione donne italiane (1944–1948) // Quaderni della FIAP. 1978. № 28. P. 20., а в его программе были отмечены семь направлений деятельности: защита женских прав в сфере труда; социальная адаптация (гражданское самосознание, повышение культурного уровня женщин); защита семьи; решение проблем детства; обеспечение солидарности в обществе (создание демократических организаций и учреждений); подготовка женщин к участию в политической жизни; участие в международных отношениях4Programma approvato dal I Congresso nazionale dell’U.D.I. // Quaderni della FIAP. 1978. № 28. P. 70–73..

На V Национальном съезде Итальянской коммунистической партии (ИКП, 29 декабря 1945 – 6 января 1946 г.) Л. Лонго, заместитель генерального секретаря партии, назвал Союз организационной формой, которая выходила «за привычные рамки партийного строительства», так как, имея унитарный характер, допускала значительное внутреннее разнообразие, которое позволяло «преодолевать второстепенные или частные расхождения ради осуществления – на основе, которая может быть общей для всех, – необходимого и благотворного единства действий»5Лонго Л. Избранные статьи и речи (1946–1975 гг.). М., 1975. С. 8..

Исследователи единодушно указывают на политическую природу Союза, большинство подчеркивают зависимость Союза от ИКП, называют его «прокоммунистической женской ассоциацией»6Gabrielli P. 2 giugno 1946. L’impegno comune del CIF e dell’UDI per il diritto di voto // Quaderni del C.I.F. 2010. № 2. P. 36., «политическим субъектом, представлявшим интересы ИКП»7Tola V. Dalla Resistenza a protagoniste della Repubblica: la nascita dell’UDI // «Noi compagne di combattimento…». I Gruppi di Difesa della Donna, 1943–1945. Torino, 2015. P. 51., «массовой женской ассоциацией, тесно связанной с ИКП»8Women in Italy, 1945–1960: an interdisciplinary study / ed. by P. Morris. N.Y., 2006. P. 8., отмечают, что «лозунги Союза были продиктованы, в первую очередь, ИКП»9Cerrai S. I partigiani della pace in Italia: tra utopia e sogno egemonico. Padova, 2011. P. 121.. Специалисты ссылаются на то, что «коммунистки составляли руководящий актив Союза»10Colombo D. The Italian feminist movement // The women’s liberation movement. Europe and North America / J. Bradshaw. Oxford, 1982. P. 467. и на «сильное коммунистическое присутствие» в Союзе, которое, наравне с исключением коммунистов и социалистов из правительства в 1947 г., называют ключевым фактором, определившим позицию Союза в годы холодной войны11Alano G. Armed with a Yellow Mimosa: Women’s Defence and Assistance Groups in Italy, 1943–1945 // Journal of Contemporary History. 2003. Vol. 38 (4). P. 630–631.. Ч. Вентуроли, профессор Болонского университета – крупного центра гендерных исследований в Италии – называет основной задачей Союза политизацию женщин, пишет о том, что «подавляющему большинству итальянок казалось, что легче вступить в женскую организацию, чем в партию», а Союз привлекал тем, что занимался решением конкретных женских проблем12Venturoli C. Tommasina Giuliani: le ragioni di una scelta. La vita e l’impegno politico della prima amministratrice donna di Casalecchio di Reno. Casalecchio di Reno, 2009. P. 14.. Г. Ботти указывает на заинтересованность А. Де Гаспери (лидер Христианско-демократической партии) и П. Тольятти в появлении женских ассоциаций в качестве политических субъектов, «которые давали ответы женщинам»13Botti G. L’associazionismo al femminile in Campania tra passato e presente // La сamera blu. Rivista di studi di genere. 2012. № 6. P. 67.. С. Плессет подчеркивает, что Союз был основан итальянками, «имевшими политические корни в ИКП, которые стремились к признанию гендерных различий и укреплению солидарности в женской среде»14Plesset S. Women negotiating gender and violence in Northern Italy. Stanford, 2006. P. 7..

В исследованиях последних лет встречается точка зрения о паритетном влиянии коммунистической и социалистической партий на организацию, иногда Союз позиционируют как «социал-коммунистическую женскую организацию»15Pisa B. Il Movimento Liberazione della Donna nel femminismo italiano. La politica, i vissuti, le esperienze (1970–1983) / B. Pisa. Roma, 2017. P. 16., что связано с ориентацией коммунисток в его составе на тесное взаимодействие с социалистками и необходимостью учитывать интересы последних при принятии решений. В литературе также распространена общая характеристика Союза как «левой организации», «ассоциации, представлявшей женщин в левых политических кругах»16Pojmann W. Oral history, identity and the Italian women’s movement in the future of the contemporary past // Journal of International Women’s Studies. 2005. Vol. 7. № 2. P. 195.. К. Бассоли, Н. Лоди и Л. Серантони в статье «Союз итальянских женщин: цели и деятельность вчера и сегодня» пишут о том, что положение Союза в качестве «левой женской организации» было закреплено только в ходе парламентских выборов 1948 г., при создании Народно-демократического фронта (НДФ)17Bassoli C., Lodi N., Serantoni L. La storia dell’Unione Donne Italiane: obiettivi e azione ieri e oggi // Quaderni del C.I.F. 2010. № 2. P. 26.. Члены женских ячеек ИКП и Итальянской социалистической партии (ИСП) и члены Союза (а иногда это были одни и те же персоны) вошли в состав созданного в феврале 1948 г. по инициативе М. Микетти Женского альянса НДФ, способствовали созданию провинциальных и городских комитетов Фронта18Noi Donne. 1948. № 6.

Наиболее точно, на наш взгляд, идейную направленность Союза охарактеризовала К. Ренцони, указавшая на то, что Союз выражал стремления коммунисток и в меньшей степени социалисток, участниц Сопротивления, и в течение многих лет фактически был «вспомогательной организацией» ИКП, но постепенно приобрел автономию»19Renzoni C. Servizi sociali e assetto urbano nella pubblicistica e nei Congressi dell’Unione donne italiane (1960–1964) // Territorio della Ricerca su Insediamenti e Ambiente. Rivista internazionale di cultura urbanistica. 2013. Vol 6. № 10. P. 124..

Влияние ИКП на Союз проявлялось в нескольких плоскостях. Во-первых, как отмечали руководители Союза, «теоретический фундамент организации не был достаточен и не мог обеспечить ее необходимыми инструментами»20Rodano M. Memorie di una che c’era. Una storia dell’Udi. Milano, 2010. P. 123., поэтому Союз базировался на фундаменте, который был предложен ИКП.

Новая линия партии, принятая еще в марте 1944 г. на Национальном совете в Неаполе, ориентировала Союз на политику национального единства, делала женщин активным и необходимым субъектом процесса послевоенной демократизации. Руководство ИКП разделило задачи в сфере женской эмансипации между женскими ячейками партии и Союзом. Сферой деятельности женских ячеек была политическая эмансипация, Союз сосредоточил усилия на экономической эмансипации (преодоление маргинализации и дискриминации женщин в сфере труда, улучшение экономических условий жизни семей и т. д.). Подобный подход позволял сохранять контроль над организацией и выделить политически нейтральную сферу, в которой Союзом могла быть реализована программа единства действий и консолидации политических сил.

У Союза не было теоретического фундамента, альтернативного коммунистическому. В связи с этим звучавшее со стороны руководства Союза с начала 1950-х гг. требование автономии, представлявшейся в публичном дискурсе как полная автономия от ИКП, на деле ограничивалось предоставлением большей свободы в выборе инициатив и расширением круга вопросов по их выдвижению в рамках партийной линии. Сдерживающим фактором на пути к автономии был и страх потерять поддержку ИКП в парламенте (в Италии женщины получили право голоса только в 1946 г., с 1948 г. руководители Союза избирались в парламент, за счет поддержки ИКП и ИСП, придерживавшихся до 1956 г. «Пакта о единстве действий», добились принятия ряда законов в пользу женщин).

Вторая плоскость влияния ИКП на Союз – финансирование организации: Союз получал средства от компартии21Rothenberg N. The Catholic and the Communist Women’s Press in the Post-War Italy. An Analysis of «Cronache» and «Noi Donne» // Modern Italy. 2006. Vol. XI. № 3. P. 286.. Основные средства Союз получал за счет членских взносов22Casmirri S. Op. cit. P. 9., благотворительных акций «народной солидарности» (сбора средств на проведение отдельных кампаний, например организацию летних детских лагерей) и продажи журнала «Noi Donne» (издавался с июля 1944 г.). Несмотря на то, что доля участия компартии в бюджете организации была невелика, финансовая поддержка со стороны партии была важным фактором в продвижении некоторых инициатив. Союз получал средства от лидеров компартии, например, в июне 1949 г. Л. Лонго, заместитель генерального секретаря ИКП, перечислил Союзу в дар 250 тыс. лир23Unità. 1949. 12 giugno. До 1958 г., как общественная организация, Союз участвовал в программах бюджетного субсидирования социально значимых инициатив (организация приютов, курсов повышения квалификации для женщин и т. д.). Эпизодически Союз получал средства от иностранных организаций: во время наводнений 1951, 1953 и 1966 г. Союз, занимаясь сбором и распределением гуманитарной помощи, получал средства от многочисленных зарубежных женских ассоциаций, в том числе из стран социалистического блока и СССР24Noi Donne. 1951. № 49.

Третья плоскость – участие Союза в Движении сторонников мира (ДСМ).

Отмеченное в программе Союза «участие в международных отношениях» проходило в рамках деятельности Международной демократической федерации женщин (МДФЖ) и в ДСМ, под строгим надзором ИКП. До середины 1950-х гг. по инициативе ИКП Союзом был проведен ряд крупных национальных акций (антиядерная кампания 1947–1948 гг., сбор подписей против вступления Италии в НАТО 1948–1949 гг.), Союз обеспечил поддержку крупных международных инициатив ДСМ женским населением Италии, в том числе Стокгольмского воззвания «О запрете применения атомного оружия» (1950), Берлинского призыва за «Пакт мира между пятью великими державами» (1951) и Венского «Обращения к народам мира о проведении всемирной кампании против подготовки атомной войны» (1955). Во всех случаях в Италии женщинами было собрано не менее половины подписей25Советская женщина. 1965. № 8.

Компартия поддерживала контакты Союза с КСЖ, настоятельно рекомендовала руководству Союза взаимодействовать с комитетом путем организации встреч и обмена делегациями. Практика обмена делегациями между двумя организациями установилась в 1947 г., хотя и ранее члены Союза и комитета входили в состав делегаций, в том числе молодежных, нацеленных на «укрепление советско-итальянских уз дружбы»26L’Unità. 1946. 25 agosto.. В апреле–мае 1947 г. Италию посетила советская женская делегация в составе шести человек во главе с В.А. Фоминой27Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р7928. Оп. 4. Д. 12. Л. 1., в июле–сентябре состоялся ответный визит итальянской женской делегации из семи человек, возглавляемой председателем Союза Р.Пиколато28Там же. Д. 13. Л. 29–30..

До 1956 г. – активно, после – с меньшей интенсивностью, Союз испытывал двойное влияние со стороны ИКП и КСЖ. С 1946 г. КСЖ действовал в рамках поставленной ВКП(б) задачи «проведения широкой пропаганды за рубежом и показа преимуществ советской системы хозяйства на материалах о положении женщин в СССР»29Там же. Д. 10. Л. 6. В свою очередь контакты между комитетом и Союзом признавались руководством последнего нужными в связи с возможностью ознакомления с советским опытом женской эмансипации, который считался передовым в мире. Еще одним стимулом взаимодействия с КСЖ было предписание ИКП на установление «прямого контакта с советской стороной в ходе визитов с целью смягчения антисоветской пропаганды и воздействия на итальянское правительство через общественное мнение и общественную активность»30L’Unità. 1951. 8 novembre.. Интересно, что визит первой советской женской делегации в 1947 г. позволил ИКП проникнуть на крупные предприятия, где сохранялась монополия христианских демократов и куланкуистов (члены Партито дель уомо куалункуэ). Дж. Амендола, секретарь неаполитанской федерации ИКП, попросил делегацию поехать на одну из табачных фабрик, куда коммунисты до сих пор не имели доступа, тем же путем представители партии впервые попали на шерстяную трикотажную фабрику «Ангора» в городе Перуджа31ГА РФ. Ф. Р7928. Оп. 4. Д. 12. Л. 4..

Через Союз КСЖ активно проводил тезис о миролюбивой политике СССР, который после Венгерских событий 1956 г. стал подвергаться критике в Союзе. С первого обмена делегациями в 1947 г. в отчетах и информациях о делегатах комитет постоянно оценивал пропагандистский потенциал итальянок, приходя к выводу, что он очень низок из-за страха репрессивных действий со стороны итальянских властей, неодобрения родственников, неготовности женщин работать с большими аудиториями. Как следствие, КСЖ уделял большое внимание отправке готовых агитационных материалов для публикации в журнале «Noi Donne» и установлению личных контактов с представителями Союза.

И компартия, и КСЖ выделяли в качестве основной задачи Союза создание условий эффективной совместной работы социалисток и коммунисток, вне зависимости от политической обстановки в стране. Слаженная работа представительниц двух партий наблюдалась до кризиса 1956–1957 гг., ставшего следствием целого ряда событий (XX съезд КПСС, Венгерские события, разрыв «Пакта о единстве действий» между ИКП и ИСП, выход ИСП из ДСМ) и выражавшегося в переоценке просоветских ориентиров. В разгар Венгерских событий, с 28 октября – 15 ноября 1956 г., в СССР пребывала итальянская женская делегация во главе с социалисткой Эльзой Бергамаски, членом секретариата Союза32Там же. Д. 104. Л. 112. В первые дни из-за событий в Венгрии и Египте в делегации наблюдались волнения и паника, обсуждался вопрос о возвращении в Италию33Там же. Л. 117. Вскоре после возвращения в журналах «Иль джорнале д’Италия», «Висто», «Эспрессо» члены делегации опубликовали ряд антисоветских статей34Там же. Л. 118, 215. Это был первый прецедент подобного рода. На заседании 22 ноября 1956 г. руководство КСЖ приняло решение поставить в известность МИД СССР о том, что «советское посольство в Италии не оказало должного влияния на подбор делегатов, в результате чего в делегацию были включены случайные люди»35Там же. Л. 223.

Наметилась реальная опасность выхода социалисток из Союза. И со стороны ИКП, и со стороны КСЖ прозвучали рекомендации по скорейшей выработке нового подхода, который позволил бы удержать социалисток в организации. Руководство Союза выдвинуло в качестве приоритетных проблемы единства и автономии организации, магистральным направлением деятельности организации выделило женскую эмансипацию. Под единством понималось объединение по вопросам эмансипации всех женщин Италии, независимо от их политических и религиозных убеждений. Эмансипация рассматривалась как осознание женщинами равноправия с мужчинами во всех областях жизни36Там же. Д. 155. Л. 155., борьба за расширение демократических прав и организацию общественной жизни в соответствии с новыми правами37Там же. Д. 166. Л. 480..

Апогеем политики «единства» стал VI Национальный конгресс Союза, проходивший 7–10 мая 1959 г. в Риме. Конгресс утвердил введение в Союзе коллегиального управления: ликвидировалась должность председателя Союза (до 1959 г. ее занимали исключительно коммунистки), его функции переходили Президиуму. Президиум состоял из 14 равноправных председателей, каждый из которых осуществлял практическое руководство в течение одной недели. В состав Президиума вошли «6 коммунисток, 5 социалисток (2 правых и 3 левых) и 3 независимые»38Там же. Д. 131. Л. 178.. Переход к коллегиальному органу управления являлся практической реализацией принципа единства. Новый подход, выработанный в период 1956–1959 гг. и ставший основой деятельности Союза до 1982 г., заключался в выделении проблемы женской эмансипации как базовой нейтральной области взаимодействия и пропаганде общезначимых идей мира с отказом от адресных обвинений в международной напряженности. Выработка нового подхода и его практическое применение позволили избежать выхода социалисток из организации и продолжить совместные парламентские инициативы.

В начале 1960-х гг. в руководящих кругах Союза стала распространяться идея о переносе нового подхода в сферу международных отношений, изменении принципов функционирования МДФЖ. Разные подходы Союза и советской стороны к определению целей и задач Федерации привели к конфликту, который проявился на Всемирном женском конгрессе в Москве (24–29 июня 1963 г.), собравшем представительниц 114 стран, 1543 делегатки, 384 наблюдательницы39ГА РФ. Ф. Р7928. Оп. 4. Д. 167. Л. 162–163..

Руководство Союза стремилось открыть дискуссию внутри МДФЖ с целью обсуждения деятельности организации и придания ей более широкого и унитарного характера, «заставить ее выйти за рамки типичных в годы холодной войны схем»40L’Unità. 1963. 10 dicembre.. Дискуссию в Союзе инициировали коммунистки Р. Лонго, Дж. Тедеско, Б. Берти и социалистка М. Пассильи. Накануне конгресса состоялось заседание Президиума Союза в Риме, на котором было выработано «Обращение» в Бюро МДФЖ, содержавшее требование перехода от остро-политических вопросов к теме женской эмансипации и тезис о том, что МДФЖ не должна руководить национальными организациями, а лишь координировать и обобщать опыт41ГА РФ. Ф. Р7928. Оп. 4. Д. 167. Л. 164, 166.. В основе итальянского подхода лежал критический анализ деятельности Федерации как внешнеполитического инструмента СССР42Rodano M. Op. cit. P. 112.. Союз призывал МДФЖ отойти от уловок международной политики холодной войны, поскольку приверженность советской политике больше не казалась итальянкам лучшим решением для мира. На заседании социалистки из руководства Союза потребовали его выхода из МДФЖ в связи с несоответствием характера и методов работы Федерации задачам женского движения. Вопрос о выходе был вынесен на голосование, в результате которого большинством в один голос было принято решение остаться в составе международной организации43ГА РФ. Ф. Р7928. Оп. 4. Д. 167. Л. 165–166..

Итальянская делегация прибыла в Москву накануне конгресса, 23 июня, вечером того же дня в гостинице «Москва» Р. Лонго провела совещание, на котором итальянки решили дважды покинуть заседания конгресса в знак протеста: при заслушивании японского и кубинского докладов. В случае с японским докладом они выступали против «острой постановки вопроса об американском империализме», в кубинском докладе негативно оценивали тезис о том, что в рамках капиталистического строя женское движение не может добиться хотя бы частичного решения женских проблем44Там же. Л. 166–167.. 24 июня итальянки покинули конгресс во время доклада японской делегации, во избежание подобной ситуации в дальнейшем Н.В. Поповой было принято решение о переносе кубинского доклада с вечера 24 июня на 25 июня. Вечером 24 июня состоялась беседа итальянской делегации с Н.А. Муравьевой, С.Н. Павловой и Р.Ф. Дементьевой, а 25 июня на обеде, в котором участвовала жена первого секретаря ЦК КПСС Н.П. Хрущева, стороны обменялись подарками. Как отмечалось в отчете КСЖ, «меры, своевременно принятые комитетом, помогли предотвратить уход итальянской делегации с кубинского доклада», часть делегации посетила доклад45Там же. Л. 169.. После встречи в ИКП подчеркивали, что советская сторона высоко оценила идеи, привнесенные итальянками в международное движение и московский конгресс. Итальянки настаивали на необходимости сплочения рядов Федерации, объединении национальных женских организаций и превращении МДФЖ во всемирный женский форум. Делегация предложила добавить в повестку дня пункт о характере, политике и методах работы МДФЖ и обсудить этот вопрос в специальной комиссии, однако предложение было отклонено «в связи с отсутствием у Конгресса подобной компетенции»46Rodano M. Op. cit. P. 165..

После серьезной работы, проведенной КСЖ, итальянская делегация отказалась от продвижения нового подхода в вопросе функционирования МДФЖ. Делегация стала оправдывать свои действия, в докладе 28 июня и на пресс-конференции в Риме 12 июля члены Союза объясняли свое поведение несогласием с работой Бюро и принятой процедурой представления докладов, не оглашали позицию о несогласии с принципами работы Федерации.

28 июня состоялась беседа руководителей делегации, членов ИКП, с секретарем ЦК КПСС Б.Н. Пономаревым, в ходе которой «итальянки согласились с тем, что вопрос об изменении характера МДФЖ необходимо было поставить после конгресса, в его рабочих органах, проведя предварительное обсуждение по линии компартий»47ГА РФ. Ф. Р7928. Оп. 4. Д. 167. Л. 172.. Делегация одобрила программу работы МДФЖ, отдававшую приоритет борьбе за мир, что существенно расходилось с содержанием отправленного в Бюро МДФЖ накануне конгресса «Обращения», выделявшего в качестве основной проблему женской эмансипации48Там же. Л. 171.. Московский конгресс 1963 г. наглядно продемонстрировал двойное влияние ИКП и КСЖ на Союз и процесс принятия решений в нем.

В 1963 г. проявился один из аспектов конфликта интересов ИКП и Союза – разное видение роли Союза в международном женском движении и ДСМ.

Еще один аспект обозначенного конфликта заключался в том, что лидеры компартии видели Союз одной из зависимых от партии организаций, обеспечивавших ее взаимодействие с социалистами и популяризацию в обществе, в то время как руководство Союза стремилось создать «организацию всех женщин Италии», поднять «женские проблемы» на общеполитический уровень, разграничить деятельность партии и Союза. Члены Союза в обществе ассоциировались исключительно с коммунистками, что затрудняло расширение его общественной базы49Rodano M. Op. cit. P. 160..

В конце 1960-х – 1970-е гг. на Союз стало оказывать серьезное влияние феминистское движение. Первоначально руководство Союза рассматривало феминизм как «социальное искажение американского капитализма»50Ibid. P. 287., но после 1968 г. было вынуждено признать необходимость совместного действия в сфере женской эмансипации. Сближение с «позицией феминисток» было одной из причин того, что Союз постепенно дистанцировался от политической культуры51Guerra E. Femminismo / femminismi: appunti per una storia da scrivere // Genesis. 2004. III / 1. P. 109–110.. «Дух 1968 года», выражавшийся в стремлении решать проблемы не через политическое участие, а путем общественного консенсуса, оказал серьезное влияние на Союз, активизировал процесс его автономизации от ИКП.

К середине 1970-х гг. Союз стал одной из самых крупных феминистских организаций в Италии, «нацеленных на полную ликвидацию организованного партийного женского движения»52Галатенко Ю.Н. Женская литература Италии в контексте истории итальянского феминизма XX в. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 2. С. 195.. На XI Национальном конгрессе, проходившем в мае 1982 г. в Риме, руководство Союза объявило о полной автономии от ИКП, в истории организации начался новый этап.

* * *

В целом в период 1944–1982 гг. Союз успешно выполнял поставленную ИКП задачу по созданию единой платформы действий с социалистами. Влияние компартии и КСЖ постепенно ослабевало, сосредоточенность руководства Союза на соблюдении интересов политических сил, входивших в него, позволила постепенно расширить спектр независимых от партии инициатив и в конечном итоге стать автономной от партии организацией. Наблюдавшийся в это время конфликт интересов компартии и Союза был проявлением эпохи, когда в демократических странах Запада ломались прежние ценности и политические идеалы, в обществе ставился гендерный вопрос, вопросы об авторитетах и автономии общественных организаций от политических структур, свободе их действия.

Козлова Светлана Юрьевна, к.и.н. (Музей истории города Ярославля)

Мероприятие прошло 3–4 апреля 2019 года в Российском государственном архиве социально-политической истории.


  1. Ascoli G. L’Udi tra emancipazione e liberazione (1943–1964) // La questone femminile in Italia dal’900 ad oggi / Ascoli G. Milano, 1977. P. 117–118.
  2. Ombra M. Introduzione // Guida agli Archivi dell’Unione Donne Italiane. Roma, 2002. P. 8.
  3. Casmirri S. L’Unione donne italiane (1944–1948) // Quaderni della FIAP. 1978. № 28. P. 20.
  4. Programma approvato dal I Congresso nazionale dell’U.D.I. // Quaderni della FIAP. 1978. № 28. P. 70–73.
  5. Лонго Л. Избранные статьи и речи (1946–1975 гг.). М., 1975. С. 8.
  6. Gabrielli P. 2 giugno 1946. L’impegno comune del CIF e dell’UDI per il diritto di voto // Quaderni del C.I.F. 2010. № 2. P. 36.
  7. Tola V. Dalla Resistenza a protagoniste della Repubblica: la nascita dell’UDI // «Noi compagne di combattimento…». I Gruppi di Difesa della Donna, 1943–1945. Torino, 2015. P. 51.
  8. Women in Italy, 1945–1960: an interdisciplinary study / ed. by P. Morris. N.Y., 2006. P. 8.
  9. Cerrai S. I partigiani della pace in Italia: tra utopia e sogno egemonico. Padova, 2011. P. 121.
  10. Colombo D. The Italian feminist movement // The women’s liberation movement. Europe and North America / J. Bradshaw. Oxford, 1982. P. 467.
  11. Alano G. Armed with a Yellow Mimosa: Women’s Defence and Assistance Groups in Italy, 1943–1945 // Journal of Contemporary History. 2003. Vol. 38 (4). P. 630–631.
  12. Venturoli C. Tommasina Giuliani: le ragioni di una scelta. La vita e l’impegno politico della prima amministratrice donna di Casalecchio di Reno. Casalecchio di Reno, 2009. P. 14.
  13. Botti G. L’associazionismo al femminile in Campania tra passato e presente // La сamera blu. Rivista di studi di genere. 2012. № 6. P. 67.
  14. Plesset S. Women negotiating gender and violence in Northern Italy. Stanford, 2006. P. 7.
  15. Pisa B. Il Movimento Liberazione della Donna nel femminismo italiano. La politica, i vissuti, le esperienze (1970–1983) / B. Pisa. Roma, 2017. P. 16.
  16. Pojmann W. Oral history, identity and the Italian women’s movement in the future of the contemporary past // Journal of International Women’s Studies. 2005. Vol. 7. № 2. P. 195.
  17. Bassoli C., Lodi N., Serantoni L. La storia dell’Unione Donne Italiane: obiettivi e azione ieri e oggi // Quaderni del C.I.F. 2010. № 2. P. 26.
  18. Noi Donne. 1948. № 6.
  19. Renzoni C. Servizi sociali e assetto urbano nella pubblicistica e nei Congressi dell’Unione donne italiane (1960–1964) // Territorio della Ricerca su Insediamenti e Ambiente. Rivista internazionale di cultura urbanistica. 2013. Vol 6. № 10. P. 124.
  20. Rodano M. Memorie di una che c’era. Una storia dell’Udi. Milano, 2010. P. 123.
  21. Rothenberg N. The Catholic and the Communist Women’s Press in the Post-War Italy. An Analysis of «Cronache» and «Noi Donne» // Modern Italy. 2006. Vol. XI. № 3. P. 286.
  22. Casmirri S. Op. cit. P. 9.
  23. Unità. 1949. 12 giugno.
  24. Noi Donne. 1951. № 49.
  25. Советская женщина. 1965. № 8.
  26. L’Unità. 1946. 25 agosto.
  27. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р7928. Оп. 4. Д. 12. Л. 1.
  28. Там же. Д. 13. Л. 29–30.
  29. Там же. Д. 10. Л. 6.
  30. L’Unità. 1951. 8 novembre.
  31. ГА РФ. Ф. Р7928. Оп. 4. Д. 12. Л. 4.
  32. Там же. Д. 104. Л. 112.
  33. Там же. Л. 117.
  34. Там же. Л. 118, 215.
  35. Там же. Л. 223.
  36. Там же. Д. 155. Л. 155.
  37. Там же. Д. 166. Л. 480.
  38. Там же. Д. 131. Л. 178.
  39. ГА РФ. Ф. Р7928. Оп. 4. Д. 167. Л. 162–163.
  40. L’Unità. 1963. 10 dicembre.
  41. ГА РФ. Ф. Р7928. Оп. 4. Д. 167. Л. 164, 166.
  42. Rodano M. Op. cit. P. 112.
  43. ГА РФ. Ф. Р7928. Оп. 4. Д. 167. Л. 165–166.
  44. Там же. Л. 166–167.
  45. Там же. Л. 169.
  46. Rodano M. Op. cit. P. 165.
  47. ГА РФ. Ф. Р7928. Оп. 4. Д. 167. Л. 172.
  48. Там же. Л. 171.
  49. Rodano M. Op. cit. P. 160.
  50. Ibid. P. 287.
  51. Guerra E. Femminismo / femminismi: appunti per una storia da scrivere // Genesis. 2004. III / 1. P. 109–110.
  52. Галатенко Ю.Н. Женская литература Италии в контексте истории итальянского феминизма XX в. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 2. С. 195
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Астрахани состоялась презентация каталога к выставке о буддийской культуре

В Астрахани состоялась презентация каталога к выставке о буддийской культуре

В Астраханском краеведческом музее прошла презентация каталога экспозиционно-выставочного проекта «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций.

 

В Мурманске открылась выставка, посвящённая 85-летию начала советско-финской войны

В Мурманске открылась выставка, посвящённая 85-летию начала советско-финской войны

В Мурманске открылась выставка «Зимняя война», посвящённая 85-летию начала советско-финской войны 1939–1940 годов.

 

Подведены итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В Амурской области подвели итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В июле-августа 2024 года, к 70-летию Дальневосточной археологической экспедиции, Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области провёл археологическую экспедицию на памятнике «Гащенка, городище-1».

Прокрутить наверх