В этом году исполняется 70 лет с момента начала освоения целинных и залежных земель в СССР. Основная работа по поднятию целины велась в районах Казахстана, Сибири и Алтая. До сих пор среди специалистов не утихают споры о мере продуманности и организованности этого грандиозного начинания, о его экологических и социальных последствиях.
О том, зачем Никита Хрущёв принял решение возделывать районы рискованного земледелия, как целина сформировала целое поколение людей и о последствиях целинной кампании на примере Алтайского края рассказал доктор исторических наук, профессор кафедры историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин Бийского филиала имени В.М. Шукшина Алтайского государственного педагогического университета Дмитрий Сергеевич Орлов.
Существует несколько версий начала целинной кампании. От вполне понятных — СССР остро нуждался в зерне, до теорий заговора, что якобы освоение целины было прикрытием для строительства космодрома Байконур. Где же на самом деле истина?
Давайте сразу отстранимся от теорий заговора, ведь мы всё-таки историки и опираемся на более-менее установленные факты. Мне известна версия, что якобы освоение целины было своеобразным прикрытием для строительства космодрома Байконур. Но поскольку я историк-аграрник, я могу говорить только на основе фактов.
Объективно, в начале 1950-х годов сельское хозяйство СССР переживало кризисный период. Это, в первую очередь, было связанно с тем, что наше государство усиленно изымало ресурсы из сельского хозяйства для восстановления страны после Великой Отечественной войны, перераспределяло их для восстановления народного хозяйства. Понятно, что, оказавшись у руля партии, Никите Хрущёву надо было каким-то образом купировать эти кризисные явления. И он нашёл выход в проведении целинной кампании. То есть политико-экономическая причина.
Кроме того, в 1954–1956 годах единоначалие Хрущёва в партии было под большим вопросом, и поэтому, проводя целинную кампанию, Никита Сергеевич пытался поднять свой авторитет внутри партии. То есть имело место сочетание ряда факторов: объективно сложившаяся кризисная ситуация в сельском хозяйстве в начале 1950-х годов и стремление Хрущёва, как нового руководителя государства, пытавшегося укрепить свою власть путём проведения аграрной кампании. К тому же, мы знаем, что СССР любил проводить мобилизационные мероприятия, гигантские кампании (стахановское движение, БАМ и другие).
Понимаете, экстенсивные варианты развития экономики в истории нашей страны часто преобладали над интенсивными. Один из них был — запахать как можно больше земель. Интенсивный путь не рассматривался. Плановая экономика всегда привлекает мобилизационные ресурсы. Война закончилась, у нас ещё не было полёта в космос и нужна была какая-то сверхзадача для населения. Мы любили эти гигантские сверхпроекты, чтобы что-то построить всем миром, напрячься, вытянуть. В этом аспекте целина была прямо в точку. Объективно: был кризис сельского хозяйства, что-то надо было делать. Можно сказать, что освоение целины было такой кавалерийской атакой, которая позволила на короткий срок решить зерновую проблему, а потом, когда это стало требовать более серьёзных инвестиций, государство начало возвращаться к старой модели.
Известно, что на освоение целинных земель отправилось огромное количество молодёжи. Оказало ли это влияние на складывание молодёжной культуры того времени?
Можно вспомнить самый знаменитый фильм того периода: «Иван Бровкин на целине». Это гламурная комедийная картина, но вместе с тем в ней очень хорошо показан общий жизненный сюжет. Власть стремилась создать такой ореол целинника: перспективный молодой человек, который покоряет новые пространства, преодолевает трудности, находит любовь, заводит семью. Ведь надо было как-то привлекать молодёжь, так как человек взрослый, устоявшийся вряд ли туда поедет. Поэтому основным ударным костяком стали комсомольцы.
На фото: Агитационный плакат, 1950-е годы
Целина сильно повлияла на культурную жизнь страны. В 1950-х годах образ целинника являлся эталоном советской молодёжи, а потом уже им стал космонавт, покоряющий внеземное пространство. Молодёжь ехала по разным причинам: кто-то — за романтикой, кто-то — за деньгами, потому что эта работа неплохо оплачивалась. Целина, несомненно, обогатила не только молодёжную культуру. В 1950–1960 годах в живописи возникло отдельное художественное направление советского реализма, в рамках которого художники писали картины про «целину» (Алексей Ратников, Дмитрий Мочальский, Андрей Вагин, Михаил Будкеев и другие). Создано большое количество фильмов про «целину», написаны песни, в целом создавался отдельный вид искусства.
На фото: Владимир Захаркин, На полевом стане. 1945г. Источник: Государственный художественный музей Алтайского края
Со второй половины 1950-х годов начались неурожайные годы на целине. Сегодня мы знаем, что в этом виноват выбранный экстенсивный путь освоения земель. После явных неудач были ли руководством ЦК предприняты какие-либо решения для исправления ситуации?
Если бы Советский Союз имел больше возможностей инвестировать в сельское хозяйство, возможно, целина и не нужна была. Но главной целью было в очень короткий промежуток дёшево решить зерновой вопрос. А потом, когда начались проблемы, нужны были инвестиции в мелиорацию, химизацию и так далее, потребовались большие вложения. Поэтому стали забрасывать ранее освоенные целинные земли. Государство предпочитало не культивировать земли путём мелиоративных мероприятий, а просто выводить их из оборота, особенно в степях. Меры предпринимались: разработали плуг-плоскорез, внедряли безотвальную вспашку, комплекс специального оборудования, перестали вспахивать овраги. Были попытки вводить комплекс противоэрозионных мероприятий, но всё это медленно внедрялось и требовало дополнительных затрат. Те же самые плуги-плоскорезы надо было быстро разработать, произвести, разослать.
То есть, если бы освоение целины шло не экстенсивными методами, а поэтапно, то и результат был бы лучше?
Да, поэтапно и более качественно. Не было бы таких перепадов в урожайности, меньше было бы экологических проблем. Я думаю, что вопрос был в инвестициях. Не было у государства денег, чтобы активно внедрять интенсивные технологии развития сельского хозяйства.
Ведь освоение целины как раз и привлекало тем, что оно было не затратным?
Да, именно так. Но, стоит отметить, что в Алтайском крае целинная кампания окупилась более чем в два раза. Государство затратило около двух миллиардов рублей, а сдача зерна дала прибыль почти в два раза больше.
Если смотреть на карту освоения целинных земель, то это в основном Казахстан, Алтай и Сибирь. Почему именно такая география?
Ответ прост: в этих регионах было много неосвоенных земель. Всё-таки европейская часть России была сильно запахана, ведь там была большая плотность населения. А тут интенсивность сельского хозяйства меньше, как и населения. Можно вспомнить столыпинское переселение, которое тоже велось в Сибири из-за минимальной заселённости.
В историографии много говорится о минусах целинной кампании, что, разумеется, вполне справедливо. Но были ли какие-то положительные стороны?
Целина была эпохальным событием для Алтайского края. Как когда в войну к нам эвакуировали заводы, так же и целина взбудоражила нашу жизнь и способствовала оживлению экономики. Любые масштабные начинания давали для нашего региона инвестиции, приток людей.
В Алтайском крае в два раза увеличились посевные площади. До середины 1950-х годов у нас было три миллиона гектаров пашни, а во время целины запахали ещё три. Из этого объёма часть земель забросили. Но всё, что осталось, продолжало обслуживаться. То есть увеличился производственный потенциал сельского хозяйства. Это означало увеличение объёмов производства для региона.
Возникали целые новые районы, поселения, есть даже Целинный район, который был создан с нуля. Распахали Кулундинскую и Рубцовскую степи. Нам под это дело дали очень много ресурсов, инвестиций, строили элеваторы, железнодорожные пути, автомобильные дороги, появилась социально-бытовая инфраструктура.
Ну и появился человеческий ресурс — приехали люди. Они в большей массе остались тут, завели семьи. В Алтайский край на освоение целины за разные годы приехало от 50 до 80 тысяч человек. С нуля возникло несколько новых районов, были построены больницы, школы, перерабатывающие предприятия, зернохранилища. Если не брать во внимание экологические последствия, то это было насыщение людьми, ресурсами.
В это же время Алтайский край стал позиционироваться как развитый аграрный регион. Создался бренд Алтая, когда мы прозвучали на всю страну как всесоюзная зерновая «житница». Для нас «целина» дала очень мощный импульс, который регион испытывал на себе ещё лет 10.
Беседовала Анастасия Димитриева
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School