Фото из открытых источников

Период перестройки в настоящее время является объектом пристального внимания историков, социологов, политологов. Очень часто дискуссии приводят ученых к противоречивым умозаключениям. Прежде всего это связано с тем, что большинство исследователей основываются на субъективном, личном восприятии не так давно прошедших событий.

Перед историком встает чрезвычайно важная задача по сопоставлению различных источников, в первую очередь архивных, для выявления сущности произошедших событий. Отдел культуры ЦК КПСС являлся важнейшим звеном партийно-государственного аппарата, принципы работы которого отражали сущность функционирования Советской системы в целом. Анализ работы этого Отдела позволит увидеть особенности официальной культурной политики, взаимодействия власти и органов культуры.

Первой пиковой точкой периода перестройки можно считать подготовку Новой Программы КПСС, обсуждение которой в Отделе культуры1Российский государственный архив новейшей истории (далее – РГАНИ). Ф. 74. Оп. 6. Д. 16. Л. 1–33. состоялось 28 ноября 1985 г. Проект новой редакции Программы партии в сфере культуры должен был реализовать задачи удовлетворения возросших культурных запросов общества. Главенствующей идеей для партии было повышение человеческого фактора, литература и искусство получили более значимую роль в социальном и нравственном воспитании советских людей.

На собрании было отмечено, что проект новой редакции Программы КПСС соответствовал ленинскими принципам культурного строительства, сердцевиной которого является создание всех необходимых условий для приобщения масс к богатству духовной культуры, для развития профессионального и самодеятельного художественного творчества.

Ключевой проблемой, по мнению служащих в Отделе Культуры ЦК КПСС, была проблема литературно-художественной критики. Некоторые считали, что критика не всегда чутка и внимательна. Нет определенности и принципиальности в анализе произведений, слишком разнятся оценки.

Задумка была проста и понятна: критика могла и должна была стать по-настоящему действенным фактором партийного влияния на литерально-художественный процесс.


Фото из открытых источников

Проанализировав материалы Отдела Культуры ЦК КПСС, можно однозначно сказать, что работники ЦК считали ускорение темпов культурного строительства, укрепления материальной базы культуры, особенно на селе, в малых городах, в рабочих поселках, во вновь осваиваемых районах, непременным условием для реализации новой Программы партии. Также особое внимание уделялось подведомственным организациям, которые были непосредственно связанны с выполнением постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью». Поскольку на момент 1985–1986 гг. отсутствовала системная работа с молодыми и наиболее перспективными кадрами.

Особенно было отмечено, что постоянное внимание уделяется задаче, связанной с воспитанием мировоззренческой и гражданской позиции молодых, как укрепления их связей с жизнью народа, приобщения к делам страны.

Однако реальная обстановка говорила об обратном. На момент 1985–1986 гг. отсутствовала системная работа с молодыми и наиболее перспективными авторами. Это показало Всесоюзное совещание молодых писателей2Восьмое Всесоюзное совещание молодых писателей, 1984 г. [15–21 мая] М., 1985..

Организация этого мероприятия была на слабом уровне. Семинары совещания были переполнены, и многим участникам внимание было уделено минимальное. В Отделе Культуры в 1985 году звучали слова о том, что «пора предъявить больше требовательности к руководству Союза писателей СССР и Союза писателей РСФСР, разобраться с положением дел в республиканских писательских организациях, упорядочить весь этот процесс»3РГАНИ Ф. 74. Оп. 6. Д. 16. Л. 45..

27 февраля 1986 года на собрании коммунистов партийной организации Отдела культуры ЦК КПСС обсуждали критические замечания, высказанные в адрес Отдела культуры в ходе работы XXVII съезда КПСС.

На собрании была признана проблема ослабления партийного влияния на развитие литературы и искусства. Постановление собрания обязало коммунистов отдела принять необходимые меры по усилению влияния на работу первичных партийных организаций сферы художественной культуры. Принимать личное участие в подготовке и проведении партийных собраний организаций и учреждений литературы и искусства, творческих союзов, литературно-художественных журналов, заседаний коллегий министерств и ведомств. Разработать вопросы о развитии литературы и искусства в свете решений съезда для рассмотрения в ЦК КПСС в 1986 году.

На собрании призывали к активизации выступлений секретарей партийных организаций в печати. Это справедливо, ведь партия действительно стала проявлять особое внимание к практическим вопросам развития культуры. XXVII съезд КПСС поставил перед творческими союзами задачу связи искусства с жизнью. Однако формы этих связей на момент 1985–1986 гг. не были нащупаны.

В свете задач XXVII съезда КПСС перед коммунистами Отдела встала задача усиления контактов с первичными партийными организациями театральных коллективов, с мастерами театров, улучшения планирования командировок для более конкретного влияния на работу Отделов культуры партийных комитетов.

Особое внимание обращает на себя партийное собрание Отдела культуры ЦК КПСС, которое состоялось 18 июня 1986 г. Повестка дня: «О работе коммуниста т. Юдина В.И. по рассмотрению писем трудящихся, адресованных XXVII съезду КПСС»4РГАНИ. Ф. 74. Оп. 6. Д. 16. Л. 138..

В отдел поступило 548 писем, адресованных съезду. В письмах высказывались предложения и замечания, направленные на улучшение организации труда, ставились вопросы усиления борьбы с бесхозяйственностью, хищением социалистической собственности.

Значительное число писем на съезд поступило по поводу трудовых споров и нарушений администрацией трудового законодательства. Все письма, поступившие на съезд, рассматривались непосредственно в секторах и подведомственных организациях с ответом в ЦК КПСС. Однако анализ писем показывает, что вопросы, поставленные их авторами, не всегда находили исчерпывающие ответы в органах культуры, что заставляло их вновь обращаться в ЦК КПСС.

10 сентября 1986 года состоялось партийное собрание Отдела культуры ЦК КПСС, на котором обсуждался ход выполнения коммунистами Отдела культуры ЦК решений июньского (1986 г.) Пленума ЦК КПСС.

1986 год – момент обнажения противоречий между общественной потребностью в перестройке и ее восприятием в сфере индивидуального сознания. Проблемы художественной культуры могли рассматриваться лишь в контексте переломного периода, в тесной связи с задачами социального и экономического развития страны.

Ключевыми вопросами пленума, а, следовательно, и совещания отдела были вопросы материальной базы культуры. Это объясняется тем, что на XXVII съезде КПСС был нанесен мощный удар по «остаточному» принципу финансирования и обеспечения ресурсами социально-культурную сферу.

Осенью 1986 года шла работа над Целевой общегосударственной программой материально-технической базой всей социально-культурной сферы. Отмечалось, что, когда ведомства давали свои предложения, они не учитывали обстановку в смежных разделах культуры. Отсутствовала общая концепция развития культуры. Не было ни одного научного учреждения или отдела в НИИ, который бы занимался изучением культуры как единого целого. Все было рассредоточено по принципу ведомственности. Планом экономического и социального развития страны на 1986 год выделялось:

– организациям, подведомственным Минкультуры СССР, – 849 млн руб.,

– организациям, подведомственным Госкино СССР, – 47,0 млн руб.,

«Ход выполнения плана первого полугодия 1986 года, а также практика распределения средств по различным объектам культуры показывают, однако, что по-прежнему к строительству объектов культуры многие центральные и местные строительные организации, планирующие органы относятся как к делу второстепенному». Очевидно, что выполнение плана первого года XII пятилетки по ряду позиций находилось под угрозой срыва. Прежние формы контроля становились недостаточно эффективными. Они не могли обеспечить соблюдение плановой дисциплины.

В начале 1987 года (25 февраля), состоялось партийное собрание Отдела культуры5Там же. Д. 126. Л. 16–36.. На собрании обсуждали вопрос работы отдела по реализации предложений и критических замечаний, высказанных на съездах творческих союзов.

Критической точкой стал Восьмой съезд писателей6Восьмой съезд писателей СССР. 24–28 июня 1986 г. Стенографический отчет. М., 1988.. Фактически он требовал изменения атмосферы внутренней жизни Союза писателей.

На собрании отмечалось, что целый ряд серьезных предложений и просьб писательской общественности получили базу конкретного воплощения в результате постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 февраля 1987 г. «Об улучшении деятельности творческих союзов»7ЦК КПСС. Постановление Совета Министров СССР от 14 февраля 1987 г. № 213 «Об улучшении деятельности творческих союзов». URL: http://homlib.com/read/dokumenty-1986-1991/1987-02-14-ob-uluchshenii-deyatelnosti-tvorcheskihsoyuzov/1.

Это постановление способствовало решению давно поставленных вопросов, таких как открытие отделений издательств «Современник» и «Детская литература» в Сибири, преобразование альманаха «Современная драматургия» в журнал, увеличение публикаций материала для подростков и юношества. Но кардинально ситуацию изменить не удалось.

31 марта 1987 года в Отделе культуры состоялось собрание, посвященное подготовке к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции8РГАНИ. Ф. 74. Оп. 6. Д. 126. Л. 37.. Постановление партийного собрания гласит следующее: «Обеспечить на высоком идейно-художественном уровне проведение на Выставке достижений народного хозяйства СССР Дней союзных республик, посвященных юбилею, Дней литературы и искусства народов СССР в республиках, краях и областях, Всесоюзной художественной выставки в Москве «70 лет Великого Октября», праздничных концертов, фестивалей народного творчества. Совместно с министерствами, ведомствами и творческими союзами предусмотреть издания лучших произведений советской литературы, создание новых спектаклей, кинофильмов, концертных программ. Использовать проводимые юбилейные мероприятия за рубежом для широкого показа достижений многонационального советского искусства9Там же. Л. 42–43.. Однако в выступлениях коммунистов отдела видно расхождение реального положения дел и задуманного.

Так, Н.Н. Яковлева – инструктор сектора музыкального искусства, была обеспокоена тем, что не решается вопрос пропаганды музыкального творчества в печати. Безудержная реклама рока приобретает тревожный характер. Е.А. Капишин – инструктор сектора зарубежных культурных связей, также отметил, что связи творческих союзов с видными деятелями зарубежной культуры очень ограничены. Это наглядно показала подготовка в Москве форума «За безъядерный мир, за выживание человечества»10Еженедельник «Аргументы и Факты». № 7. 21.02.1987.. Министерство культуры СССР, Госкино СССР, творческие союзы мало использовали новые формы работы с зарубежной творческой интеллигенцией. Е.В. Зайцев – первый зам. зав. Отдела, поднял вопрос застойных явлений в творческой среде. Если провести анализ, то действительно можно увидеть, что практически отсутствовали произведения, посвященные современникам. Не было ни одной пьесы, посвященной 70-летию Октября.


Борис Гребенщиков и Виктор Цой. Фото из открытых источников

Следующие партийные собрания Отдела культуры были посвящены Пленумам ЦК КПСС, январскому (1987 г.) «О перестройке и кадровой политике партии»11РГАНИ. Ф. 74. Оп. 6. Д. 126. Л. 53. и октябрьскому (1987 г.).

Январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС поставил задачу перестройки жизни советского общества, преодоления всех застойных явлений, создание надежного и эффективного механизма ускорения социально-экономического развития советского общества. Анализируя работу советских министерств, ведомств, творческих союзов, собрание пришло к выводу о том, что многие из них действуют с опаской, с большой медлительностью, а порой и без основательного понимания дела. Вполне оправданы были опасения, касающиеся того, что шло наступление массовой культуры низкого пошиба. Была слаба координация между Министерством культуры СССР, Госкино СССР, Гостелерадио, между Отделами пропаганды и культуры. Были единодушно одобрены положения доклада: «Октябрь и перестройка: революция продолжается».


Подольский рок фестиваль 1987. Фото из открытых источников

Собрание Отдела культуры (29.04.1987 г.), жестко поставило вопросы о всеобщей атмосфере необратимости начатых процессов. Всюду ли в творческих организациях была развязана инициатива и поддержаны начинания, направленные на активизацию творческой жизни? И собрание ответило: далеко не везде. Прошедшие в 1986–1987 гг. пленумы Союза писателей СССР, конференция Союза театральных деятелей РСФСР, публикуемые печатью материалы это подтверждали. Ряд партийных организаций, министерств и ведомств начали подвергаться критике, и на собрании было отмечено, что критика эта вполне справедлива. Нередко наблюдалось стремление доказать, что все идет хорошо, а сдвигов зачастую почти не было.

Демократизация, гласность и открытость в работе творческих союзов предполагали организацию широких дискуссий, деятельного обсуждения назревших вопросов. Но бурного диалога увидеть не получится, поскольку напряженная атмосфера возникала не в результате обсуждения творческих вопросов, а из-за бездеятельности выборного руководства. На собрании вновь призывали к серьезной критике руководства творческих союзов. Значит прошлое обсуждение ни к чему не привело?

На собрании Отдела культуры 30 июля 1987 года было отмечено, что перестройка в обществе углубляется и нарастает. Однако М.С. Горбачев, на Июньском (1987 г.) Пленуме поставил вопрос: что создает противоречивую ситуацию? На собрании Отдела культуры на этот вопрос ответили не как в 1986 г., и даже не так, как в начале 1987 г. Основная проблема виделась в руководящих кадрах, но теперь, в июле 1987 г., произошло признание: не только руководители, но и многие трудящиеся не хотели бы расстаться с привычным укладом жизни.

Так, в Отделе культуры подняли вопрос о принципах социализма. Ведь именно в культуре, литературе и искусстве заметнее всего звучат вопросы социальной справедливости. Люди, желающие перемен, и наоборот боящиеся их, ссылались на В.И. Ленина и М.С. Горбачева, и одни и вторые говорили о перестройке. 21 сентября 1987 года состоялось партийное собрание Отдела культуры ЦК КПСС, посвященное итогам проверки Центральной Ревизионной Комиссией КПСС работы Отдела культуры ЦК КПСС с документами и письмами трудящихся12Там же. Л. 165.. Ю.П. Воронов – заведующий Отделом, сообщил, что в записке Центральной Ревизионной Комиссии КПСС была отмечена значительная работа, проделанная Отделом культуры по исполнению документов, писем трудящихся, поручений руководства. Отделом действительно за период 1986–1987 гг. получено и исполнено почти в два раза больше документов. Но без критики не обошлось. В Отделе и подведомственных организациях не был выработан надежный стиль работы с документами. Не обеспечивалось их своевременное и творческое исполнение.

Конечно, в постановлении к этому собранию говорилось о четком, своевременном и творческом исполнении документов, направленных в отдел. Реализовывать все полезное и конструктивное, что содержится в письмах трудящихся. Коммунистов – заведующих секторами отдела обязали внимательно следить за соблюдением сроков выполнения материалов и документов. Осуществлять строгий контроль за деятельностью министерств, ведомств, творческих союзов по работе с документами и письмами. Добиться широкого обсуждения работы с письмами. Стараться сократить документооборот.

Все эти вопросы обсуждались на собраниях отдела ранее, следовательно, на 1985–1987 гг. изменений в работе Отдела, а значит и в творческой, культурной сфере не произошло?

25 января 1988 года в Отделе культуры ЦК КПСС слушали отчет партийного бюро Отдела культуры о работе по руководству перестройкой13Там же. Д. 227. Л. 1–18..

Однозначно говорилось о том, что партийное бюро недостаточно активно утверждает атмосферу взыскательного отношения каждого коммуниста к своей деятельности, очевидна неудовлетворенность достигнутых результатов.

Слабым звеном оставалась организация и контроль за выполнением постановлений ЦК КПСС, не хватало настойчивости и принципиальности довести дело до конца.

Опять звучали призывы к поиску новых, эффективных форм партийного влияния, направления деятельности коммунистов на перестройку.

На момент собрания прошло два года после XXYII съезда партии, немногим больше после апрельского (1985 г.) Пленума. Отделу культуры так и не удалось наладить взаимоотношения с Министерством культуры СССР. Поступали жалобы, что накануне нового (1988 г.) за Министерством числилось 120 невыполненных поручений. После аврала по их срочному выполнению осталось семь. Но была ли эта работа выполнена качественно. Полтора года прошло с момента выхода в свет постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся»14Совет Министров РСФСР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 декабря 1986 г. № 533 «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся». URL: https://www.lawmix.ru/docs_cccp/1217. К 1988 году план монументальной пропаганды в стране так и не был подготовлен.

30 мая 1988 года на повестку дня собрания партийной организации Отдела культуры были вынесены тезисы ЦК КПСС к XIX Всесоюзной партийной конференции и задачам коммунистов Отдела культуры 15РГАНИ. Ф. 74. Оп. 6. Д. 227. Л. 71..


Фото из открытых источников

Тезисы являлись всеобъемлющей платформой для дискуссии по всем главным вопросам жизни советского общества. В них подводились итоги того, что было сделано партией за последние три года, давалась оценка перестройке.

На собрании отмечалось, что особое место в тезисах отводилось реформам политической системы общества. Отдел культуры отметил свою работу в области внедрения демократических форм самоуправления в журналах, новшества в организации работы Пленумов творческих союзов. Ключевым вопросам собрания был вопрос реорганизации Аппарата ЦК КПСС. Каким отделам быть, какие сектора оставить?

В конце 1980-х гг. общественно-политическое положение страны определяли задачи демократизации общества. В новых условиях перед партийным аппаратом стояла задача отхода от отраслевого принципа работы отделов, от подмены партией государственных органов, от исполнения административно-управленческих функций. Реорганизация аппарата ЦК КПСС была начата постановлением ЦК КПСС от 29 декабря 1988 г. «О предложении по структуре и штатам отделов ЦК КПСС», 13 ноября 1990 г. было принято постановление Секретариата ЦК КПСС «О структуре и штатах отделов и Управления делами ЦК КПСС».

Текст:Осина Ольга Владимировна (Российский государственный архив новейшей истории)

  • Из сборника избранных статей участников IX Международная конференция молодых учёных и специалистов «КЛИО». Сборник издан при поддержке фонда «История Отечества»

Мероприятие прошло 3–4 апреля 2019 года в Российском государственном архиве социально-политической истории.


  1. Российский государственный архив новейшей истории (далее – РГАНИ). Ф. 74. Оп. 6. Д. 16. Л. 1–33.
  2. Восьмое Всесоюзное совещание молодых писателей, 1984 г. [15–21 мая] М., 1985.
  3. РГАНИ Ф. 74. Оп. 6. Д. 16. Л. 45.
  4. РГАНИ. Ф. 74. Оп. 6. Д. 16. Л. 138.
  5. Там же. Д. 126. Л. 16–36.
  6. Восьмой съезд писателей СССР. 24–28 июня 1986 г. Стенографический отчет. М., 1988.
  7. ЦК КПСС. Постановление Совета Министров СССР от 14 февраля 1987 г. № 213 «Об улучшении деятельности творческих союзов». URL: http://homlib.com/read/dokumenty-1986-1991/1987-02-14-ob-uluchshenii-deyatelnosti-tvorcheskihsoyuzov/1
  8. РГАНИ. Ф. 74. Оп. 6. Д. 126. Л. 37.
  9. Там же. Л. 42–43.
  10. Еженедельник «Аргументы и Факты». № 7. 21.02.1987.
  11. РГАНИ. Ф. 74. Оп. 6. Д. 126. Л. 53.
  12. Там же. Л. 165.
  13. Там же. Д. 227. Л. 1–18.
  14. Совет Министров РСФСР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 декабря 1986 г. № 533 «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся». URL: https://www.lawmix.ru/docs_cccp/1217
  15. РГАНИ. Ф. 74. Оп. 6. Д. 227. Л. 71.

Поиск по сайту

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Мы в соцсетях

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Фёдор Шаляпин был не просто великим русским оперным артистом

23089573825723975927355.jpg

Фёдор Иванович Шаляпин (1873–1938) был не просто великим русским оперным артистом – для России начала XX столетия это фигура знаковая. Его блистательная карьера символизировала процесс демократизации русской культуры, в которой все более заметное место стали занимать выходцы из низов.

 

Святыни морей. «Ирбенский» - последний плавучий маяк в России

273895692639856628352352351.jpg

В Калининград маяк «Ирбенский» пришёл в ночь на 30 июня 2017 года и ошвартовался у причала Музея Мирового океана. Впервые за последние десять лет он вышел в открытое море. А ведь ещё два года назад были опасения, что уникальное судно, последний обитаемый плавучий маяк в России и вовсе пойдёт на металлолом…

 

Археология Московского Кремля: итоги раскопок на Кремлёвском холме

knifa-kreml.jpg

В 2016–2017 годах учёные Института археологии РАН провели раскопки на территории Московского Кремля, на месте демонтированного 14-го корпуса, где когда-то находились Малый Николаевский дворец, Чудов и Вознесенский монастыри.

Новости Региональных отделений

Польско-советская война 1919–1920 годы: эволюция историографических оценок

10 и 11 октября 2019 года научно-образовательный центр Смоленского государственного университета «Россия и Беларусь: история и культура в прошлом и настоящем»

 

Новгородский музей подготовил выставку к 250-летнему юбилею графа А.А. Аракчеева

В Главном здании Новгородского музея-заповедника открылась выставка «Русский новгородский дворянин. К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева».

 

Презентация энциклопедии «Города и поселения Ульяновской области»

24 сентября 2019 года во Дворце книги – Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина – прошла презентация первого тома научно-популярной энциклопедии «Города и поселения Ульяновской области» (Ульяновск, 2019).

Трибуна

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Прокрутить наверх