В XX веке имели место две попытки установления советского влияния в Тропической Африке, и, если в 1920–1930 гг. успехи III Коминтерна были скоромными1Давидсон А.Б. «Черная Африка» в истории России опыт трех столетий / Новая и новейшая история. № 5. М. 2000. С. 10–29., ввиду того, что абсолютное большинство африканских территорий находилось в колониальной зависимости 2В период 1920–1930 гг. на африканском континенте было два независимых государства – Либерия и Эфиопия., то в 1940–1950-е гг. ситуация существенно меняется.
На исходе 1940-х гг. советское руководство стало задумываться о развитии отношений с Африкой3Мазов С.В. Политика СССР в Западной Африке, 1956–1964: неизвестные страницы истории холодной войны. М., 2008. С. 10–11., когда в странах континента начинало набирать обороты антиколониальное движение. Британские колонии в Африке требовали выполнения условий Атлантической хартии 1941 г.4Пункты 2 и 3 Атлантической хартии 1941 г. фактически содержали обещание колониальным народам национальную независимость после окончания Второй мировой войны., к борьбе присоединились французские территории. Первые внятные требования о предоставлении политической независимости прозвучали уже в 1945 г. на V панафриканском конгрессе в Манчестере5The Cambridge history of Africa. Vol. 8: From c. 1940 to c. 1975. Cambridge, 1984. P. 98.. Существенной частью деколонизации Африки стало создание партий и профсоюзов, использовавших левые идеи и риторику6В 1947 г. создана Демократическая партия Гвинеи, в 1946 г. – Объединенный Конвент Золотого Берега.. В конце 1950-х гг. на политической карте появились первые независимые государства7Гана 1957, Гвинея 1958 г., а 1960-й был объявлен Годом Африки в связи с освобождением еще 17 государств. С появлением такого количества субъектов международных отношений Советский Союз получил шанс проводить собственную африканскую политику.
На рубеже 1950–1960-х гг. СССР в Африке воспринимали как «загадочного», но привлекательного партнера. Победа во Второй мировой войне, быстрое послевоенное восстановление, экономические успехи 1950-х гг., отсутствие колониального прошлого и левая идея (те принципы организации власти и общества, которые позволили СССР доказать свое историческое существование и добиться вышеописанных успехов – примат коммунистической идеологии, однопартийная политическая система, командно-административная экономика, индустриализация и коллективизм), удивительно совпадали с доминирующим в 1960-е гг. афрооптимизмом – верой в быстрое решение африканских проблем. «Русские, которых мы видели, такие же люди, как и на Западе, но их огромная территория, занимающая 1/6 земного шара и огромный опыт, которого они достигли за 42 года, кажутся чудом»8Цит. по: Газета «Гана Таймс» от 19 ноября 1959 г. // АВП РФ Ф. 573. Оп. 3а. П. 3. Д. 4. Л. 3.. Нельзя игнорировать тот факт, что африканские лидеры рассматривали СССР как источник разного рода помощи. Однако реальность оказалась прозаичнее. Очевидное преимущество в отсутствии колониального прошлого обернулось проблемой незнания африканских реалий и многочисленными ошибками советской политики.
В 1950-е гг. идеологи марксизма-ленинизма разрабатывали адаптированный вариант «коммунистического» будущего для освободившихся стран: он нашел свое выражение в виде теорий «некапиталистического развития» и «социалистической ориентации»9Кива А.В. Социалистическая ориентация: аномалия или естественная фаза мирового развития? // Общественные науки и современность. 1997. № 5. С. 24. Центральной проблемой адаптации стал вопрос об отсутствии в Тропической Африке рабочего класса – неотъемлемого атрибута социализма. Но в условиях холодной войны не могло быть и речи о том, чтобы дожидаться момента, когда он возникнет естественным путем!
Отсюда следует понимание некапиталистического пути развития как подготовки к социализму. «Некапиталистический путь – не непосредственное строительство социализма, а особый этап исторического развития, который обеспечивает возможность ликвидации отсталости, унаследованной от колониального прошлого»10Ульяновский Р.А. Социализм и освободившиеся страны. М., 1972. С. 457. с учетом своеобразия и противоречивости африканских реалий. Особый акцент делали на том, что преодоление отсталости не должно отождествляться исключительно с экономическим ростом, а должно сочетаться с политической волей по сближению с мировой системой социализма, установлению социалистических форм и методов хозяйствования, созданию государственного сектора экономики и установлению ограничений в отношении «национальной буржуазии и иностранного капитала»11Там же. С. 462..
В СССР политическая независимость Африки здраво оценивалась как первый шаг подлинной деколонизации. «Эта независимость будет шаткой и превратится в фикцию, если революция не приведет к глубоким изменениям в социальной и экономической жизни»12Материалы XXII съезда КПСС. М., 1962. С. 354.. Чтобы причислить то или иное государство Африки к сторонникам некапиталистического пути развития, достаточно было установления дипломатических отношений с СССР и антизападных заявлений. Африканские лидеры охотно использовали левую риторику и антиколониальные заявления, но одновременно в рамках политики «позитивного нейтрализма»13Позитивный нейтрализм – внешнеполитический принцип стран Движения неприсоединения времен холодной войны, не допускавший вступления того или иного государства в тот или иной военно-политический блок. устанавливали дипломатические отношения и с западным миром, и с социалистическим лагерем, и с КНР, стремясь при этом получить разнообразную помощь и кредиты, не считая себя обязанными следовать какому-то конкретному курсу.
Тропической Африке левая идея была хорошо знакома. Первое отделение Французской социалистической партии появилось в Сенегале еще в 1920 году14Charles Bernard. Le socialisme africain: mythes et réalités // Revue française de science politique, 1965. № 5. P. 856.. В период деколонизации, начиная с 1940-х гг., многие из африканских лидеров творчески переосмыслили левую идею, предложив собственные концепции «африканского социализма». Наиболее известны коншиенсизм Кваме Нкрумы, уджамаа Джужиуса Ньерере, негритюд Леопольда Сенгора.
Общим для них было признание исключительности африканской личности и акцент на отсутствие классового деления и антагонизма в африканских обществах. Именно в коммунализме, коллективизме, «общинности» идеологи «африканского социализма» усматривали истоки самобытного африканского социализма, утверждая, что африканцы жили при социализме до появления европейцев. Такое понимание социализма по-африкански точнее было бы назвать африканским национализмом. Но даже при столь оригинальном понимании не существовало никаких противоречий между «африканским социализмом» и теорией «некапиталистического пути».
Приверженность «африканскому социализму» не подразумевала единой логики развития; «африканский социализм» отличается многообразием и плохо поддается упорядочиванию. Чтобы понять, какой из вариантов находится ближе к подлинному социализму, а какой противоречит ему, необходимо уточнить, в какой степени и насколько широко в нем используются элементы теории «некапиталистического пути» развития.
Негритюд Л. Сенгора в первую очередь был теорией африканского ренессанса и породил целую серию «национальных социализмов». Сенегальский вариант советская историография классифицировала как национал-реформизм15Ульяновский Р.А. Социализм и освободившиеся страны. М., 1972. С. 534.15. Этому содействовало здравое отрицание Л. Сенгором самой возможности применения в реалиях Тропической Африки принципов и практик «научного социализма», выработанного на основании европейского и советского опыта. Избрав свой срединный путь, Л. Сенгор использовал в Сенегале планы экономического и социального развития, внедрял кооперативное движение, модернизировал сельское хозяйство и стимулировал индустриализацию. Однако все эти меры по развитию Сенегала осуществлялись при приоритетной поддержке бывшей метрополии16Сенегал находился в составе колониальной империи Франции с 1817 по 1960 г. с коротким перерывом 1902–1904 гг. Дакар был столицей Французской Западной Африки. и других стран запада, оставаясь социалистическими только по форме.
Социалистические лозунги только прикрывали капиталистический путь развития. Развитие Сенегала в тесном сотрудничестве с западом и нормальные отношения с Францией – лучшее доказательство тому, что этот вариант африканского социализма менее всего соответствует «некапиталистическому пути».
Отрицание классовой борьбы и ставка на развитие за счет крестьянских хозяйств в концепции уджамаа Джулиуса Ньерере в Танзании с точки зрения СССР называлась мелкобуржуазным (крестьянским) утопическим социализмом17Ульяновский Р.А. Социализм и освободившиеся страны. М., 1972. С. 535., распространяющим ценности общинной справедливости и отрицавшим классовую структуру. После принятия Арушской декларации 1967 г. Танзания с позиций «некапиталистического пути» развития сделала шаг вперед, провозгласив курс на национализацию частной собственности, усиление госсектора и ограничение иностранного капитала в экономике, тем самым признав классовый характер социалистического развития.
Развитие Танзании должны были обеспечить коллективные хозяйства – «уджамаа». «Деревни уджамаа – это добровольные объединения крестьян, живущих и работающих единым коллективом, на равной основе, сообща выращивающих коллективный урожай и распределяющих его продукцию, а также удовлетворяющих своими силами потребности мелкого характера»18Справка «Роль коллективных хозяйств “уджамаа” в развитии сельского хозяйства Танзании» от 19 июля 1973 г. // РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 1423. Л. 175.. Такая коллективизация по-танзанийски должна была, по мысли президента Дж. Ньерере, создать условия для наилучшего и скорейшего развития сельского хозяйства, препятствовать проникновению капиталистических отношений в деревню и стать основой для реализации провозглашенного в Арушской декларации 1967 г. курса на построение социалистического общества, в котором свободный коллективный труд совершенно естественен.
Первые результаты перехода Танзании к социализму. К 1973 г. доля госсектора не превышала 37,5 %19Справка «О роли госсектора в экономике Танзании» // РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 1423. Л. 4., более 2/3 кредитов для развития страны поступали от стран запада, а доля торгового оборота с капиталистическим миром была на уровне 85 %20Справка «Экономические связи капиталистических стран с Танзанией» // РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 1423. Л. 196–206.. В то же время образцово-показательные хозяйства «уджамаа» были учреждены лишь в 5 из 16 регионов Танзании, в двух из них «уджамаа» объединяли не более 1 % крестьян региона. Более 90 % хозяйств «уджамаа» не имели никаких коллективных полей и угодий, а их доля в производстве сельскохозяйственной продукции страны не превышала в совокупности 1,5 %21Справка «Роль коллективных хозяйств “уджамаа” в развитии сельского хозяйства Танзании» от 19 июля 1973 г. // РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 1423. Л. 174..
Режимы, определяемые советской историографией как национальные (революционные) демократии22Ульяновский Р.А. Социализм и освободившиеся страны. М., 1972. С. 537., наиболее точно соответствовали идее некапиталистического пути развития. Традиционно к ним относят политические режимы Ахмеда Секу Туре в Гвинее, Кваме Нкрума в Гане и Модибо Кейта в Мали. Общим для них было признание классовой борьбы, роли идеологии в общественном развитии, согласие с принципами управления социалистической экономикой. Однако это совершенно не означает, что у них отсутствовала индивидуальность и не было противоречий по отдельным вопросам.
Любой африканский лидер, который добился политической независимости, обладал огромным кредитом доверия и стремился обеспечить развитие и процветание своей страны, исходя из собственных представлений о том, в какое будущее должна идти его страна. Уже после своего свержения в 1967 г. К. Нкрума писал: «Некоторые африканские политические лидеры и мыслители используют термин “социализм” так, как, по-моему, его и надо употреблять: для описания комплекса социальных целей и необходимых для их достижения политических мер, организационных структур, форм государственного устройства и идеологий. Такие лидеры намерены переделать африканское общество на социалистический лад, перестроить его таким образом, чтобы гуманизм традиционного африканского образа жизни утвердился в современном индустриальном обществе»23Кваме Нкрума. Еще раз об африканском социализме // Африка: история и историки. М., 2014. С. 172..
Гана – первое государство Тропической Африки, добившееся независимости в 1957 г., первое десятилетие своего независимого существования развивалось под руководством Кваме Нкрума и его системы взглядов, вошедшей в историю как коншиенсизм. Коншиенсизм, или «философия сознательности», базировался на сложном синтезе религиозных ценностей24В сочетании традиционных африканских верований, ислама и христианства различных направлений., традиций африканского коммунализма и марксистской философии, пытаясь соединить все позитивное, что могло бы быть использовано для деколонизации и развития Африки. После периода осторожной политики 1957–1958 гг. и перехода к открытому курсу на социалистическое развитие последовало существенное улучшение отношений с СССР. Дипотношения между странами были установлены 14 января 1958 г.25О Гане (справочная информация по стране общего характера) // URL: http://www.ghana.mid.ru/ghana.html (дата обращения 29.11.2017).. До 1961 г. участие СССР в экономике Ганы можно считать нулевым. Полноценное взаимодействие началось только после подписания ряда соглашений, обеспечивших ее основу26«Торговое Соглашение между СССР и республикой Ганой» от 4 августа 1960 г.; «Соглашение о техническом и экономическом сотрудничестве» и «Соглашение о культурных связях» 1961 г.. В феврале 1961 г. состоялся визит Л.И. Брежнева, а 10–16 января 1962 г. состоялся визит А.И. Микояна27В 1961 г. Л.И. Брежнев занимал пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, А.И. Микоян в 1962 г. занимал пост заместителя председателя Совета Министров СССР., была проведена Советская торгово-промышленная выставка, подписаны контракты28Обзор экономики Ганы за 1962 год // РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 2843. Л. 10–11.. С этим периодом совпадают и начавшиеся изменения в Гане.
Западные ценности индивидуализма и в первую очередь частной собственности как основы развития западного мира и порожденного ей капитализма, все «преимущества» которого Африка испытала на себе, как никто другой, прямо противоречили традиционной африканской кооперации и коммунализму и воспринимались как предательство африканской личности29Baruch Hirson. Communalism and Socialism in Africa // URL: http://www.marxists.org/archive/hirson/1989/clr-james.htm (дата обращения: 20.12.2018).
Кваме Нкрума в начале 1960-х гг. инициировал перестройку экономики Ганы на социалистический манер: внедрялись плановые методы управления экономикой, устанавливался контроль за экспортно-импортными операциями. Расчет был на то, что соединение традиционных для Африки общинных форм собственности и труда с применением эффективного централизованного планирования даст быстрые результаты и создаст устойчивую и эффективную экономическую систему сначала при финансовой и технологической поддержке иностранных государств, а в обозримом будущем и за счет собственных ресурсов.
План первой пятилетки Ганы на 1959–1964 гг. был странным. Как такового никакого плана экономического развития не было. Из необходимых 342 млн фунтов для реализации плана30План предусматривал строительство 600 предприятий с нуля. правительство гарантировало только 10 млн фунтов, остальные средства, а вместе с ними и технологии должны были предоставить частные инвесторы31Записка О.Л. Орестова «О политическом положении Ганы» от 22 апреля 1959 г. // АВП РФ Ф. 573. Оп. 3. П. 2. Д. 5. Л. 30–31.. Для этого в 1958 г. был принят закон о гарантиях капиталовложений, а в 1960 г. ликвидирован финансовый государственный контроль за иностранными инвестициями и разморожены французские активы32Газета «Гана Таймс» от 4 апреля 1960 г. // АВП РФ. Ф. 573. Оп. 4. П. 5. Д. 16. Л. 191; Газета «Дейли График» от 12 апреля 1960 г. // АВП РФ. Ф. 573. Оп. 4. П. 5. Д. 16. Л. 193–194; Газета «Гана Таймс» от 22 апреля 1960 г. // АВП РФ. Ф. 573. Оп. 4. П. 5. Д. 16. Л. 203.. Гана рассчитывала на скорейшую реализацию соглашения с США 3 июня 1957 г., в котором говорилось о содействии США в развитии сельского хозяйства, транспортно-дорожной сети, образования, геологоразведки и архиважного для Ганы проекте строительства ГЭС на р. Вольта33Газета «Гана Таймс» от 6 февраля 1960 г. // АВП РФ. Ф. 573. Оп. 4. П. 5. Д. 16. Л. 73..
Год от года Гана страдала от дефицита бюджета из-за неразвитости экономики, низких цен на какао, необходимости оплачивать множество дорогостоящих проектов и непредусмотренных трат. Нерациональное использование средств очевидно34Записка О.Л. Орестова «О политическом положении Ганы» от 22 апреля 1959 г. // АВП РФ. Ф. 573. Оп. 3. П. 2. Д. 5. Л. 6., когда речь заходит о строительстве Института ядерной физики за 400 тыс. фунтов или трата 300 тыс. фунтов на прием в ноябре 1961 г. в Аккре Елизаветы II35Обзор экономики Ганы за 1962 год // РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 2843. Л. 43–45..
Финансирование дорогостоящих проектов объяснимо стремлением совершить качественный скачок в развитии. Понятна и двойственность политики Кваме Нкрума в отношении Великобритании и расходы на прием королевы. Англия – главный внешнеторговый партнер Ганы и основной источник пополнения бюджета государства. Вопреки распространенному в советской историографии мнению, что после сближения с СССР Гана развивалась за счет советской помощи36Экономика независимых стран Африки. М., 1972. 364 с.; Ульяновский Р.А. Социализм и освободившиеся страны. М., 1972. 557 с.; Солодовников В.Г. Современный этап некапиталистического развития в Азии и Африке М., 1972. 74 с., необходимо отметить, что размер советской финансовой помощи не превышал 10 % от общего объема37Soviet economic aid to Sub-Saharan Africa: Politics in command. 01.03.1986 // URL: http://www.faqs.org/cia/docs/23/0000802735/SOVIET-ECONOMIC-AIDTO-SUB-SAHARAN-AFRICA:-SUB-SAHARAN-AFRICA-(NI-IIM-86-10003).html (дата обращения 20.12.2018).. Этим объясняется и отсутствие в Гане масштабной национализации. Но на фоне дефицита бюджета, антиколониальной и антикапиталистической риторики и сближения с СССР такие затраты на прием королевы выглядят необоснованно, но объяснимо. В следствие сближения с СССР в Гане с 1961 г. начинает расти государственный сектор. За 1962–1963 гг. появилось более 100 госхозов, с помощью которых планировалось создать в Гане высокотоварное сельское хозяйство.
Однако они давали только 5 % экспорта зерна, бананов и овощей и никак не касались главного источника доходов – какао-бобов. Как и госхозы, промышленные госпредприятия были не эффективны. Спичечная фабрика за 1962 г. с учетом роста выпуска продукции на 44 % «чистыми» заработала 9 тыс. фунтов! Вторжение государства в экономику происходило стремительно. За период с 1962–1964 гг. доля государства во внешней торговле Ганы выросла с 10 % до 75 %, что позволило немного отсрочить крах режима К. Нкрума38Обзор экономики Ганы за 1962 год // РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 2843. Л. 1–60..
В политическом плане реализация принципов коншиенсизма о естественном демократическом централизме и его добровольная поддержка населением выразилась в последовательной эволюции режима К. Нкрума до авторитарного. Еще до «левого» крена в политике выборы депутатов в Национальное собрание в г. Кумаси (столица Ашанти) в 1959 г. показали, что регион расколот пополам и представители НПК39НПК – Народная партия конвента – социалистическая партия Ганы, основана К. Нкрума 12 июня 1949 г. победили с незначительным перевесом голосов. Еще в «демократические» времена отношения власти и оппозиции не отличались теплотой – раскрывались заговоры, аресты и ссылки были обычным делом. Параллельно шли репрессии против традиционной знати40НПК – Народная партия конвента – социалистическая партия Ганы, основана К. Нкрума 12 июня 1949 г. .
Политическая оппозиция существовала и участвовала в президентских выборах 1960 г. Программа кандидата в президенты от Объединенной партии Джозеф Боаки Данква41Кандидат от оппозиции Джозефа Боаки Данква на президентских выборах 27 августа 1960 г. получил почти 11 % голосов. предвосхищает развитие режима К. Нкрума. Среди проблем отмечены: стремление К. Нкрума к авторитаризму, необходимость усиления политических институтов, необходимость сохранения нормальных отношений с Великобританией, восстановление прав на владение землей племен и вождей, уход государства из экономики. В ходе президентской кампании 1960 г. Дж. Б. Данква обвиняет К. Нкрума в стремлении к диктатуре и в использовании «грязных» политических технологий на референдуме о принятии новой Конституции Ганы и выборах президента Ганы 27 августа 1960 г.
В укор К. Нкрума ставился призыв голосовать на референдуме за проект новой Конституции, напечатанный только на английском языке тиражом всего в 10 тыс. экз. для 2 млн правоспособного населения. Кроме того, копии проекта Конституции не распространялись бесплатно, а продавались по шиллингу за штуку42Газета «Гана ньюз Эдженси» от 28 марта 1960 г. // АВП РФ. Ф. 573. Оп. 4. П. 5. Д. 16. Л. 141–144.. И это в бедной и безграмотной стране! Напротив подконтрольная К. Нкрума печать вела пропаганду в риторике африканского социализма: «…новая Конституция будет африканской по своей сущности <…>, исполняя наши сокровенные чаяния и отражая в одинаковой степени как потребности Ганы, так и вообще африканскую индивидуальность и благородство, свободу Африки, ее единство и справедливость»43Цит. по: Газета «Ивнинг ньюз» от 12 декабря 1959 г. // АВП РФ. Ф. 573. Оп. 3а. П. 3. Д. 4 Л. 28.. В 1961 г. К. Нкрума был провозглашен пожизненным председателем НПК. 1 августа и 9 сентября 1962 г., а также 8 января 1963 г. на К. Нкрума были совершены покушения, что свидетельствует о наличии в стране сил, несогласных с курсом усиления личной власти44Обзор экономики Ганы за 1962 г. // РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 2843. Л. 16.. В 1964 г. Кваме Нкрума стал пожизненным президентом Ганы, а вся политическая оппозиция была запрещена45Arnold Beichman. Western Socialists and Ghana // Transition, No. 30 (Apr.– May, 1967). P. 28–29..
Деколонизация Африки не означала мгновенного благополучия, и влияние Запада никуда не исчезло46Записка О.Л. Орестова «О политическом положении Ганы» от 22 апреля 1959 г. // АВП РФ. Ф. 573. Оп. 3. П. 2. Д. 5. Л. 2–41., но теперь ответственность за успехи и просчеты полностью ложилась на национальное руководство. К. Нкрума не смог конвертировать поддержку собственного народа и мирового сообщества в создание эффективной модели экономического развития. Поэтому период нахождения у власти К. Нкрума необходимо понимать скорее как политическое намерение развиваться по некапиталистическому пути, где самому К. Нкрума более импонировала модель безграничной личной политической власти. Некапиталистическое развитие обернулось жесточайшим экономическим и политическим кризисом, который имел для режима катастрофические последствия. К. Нкрума свергли 24 февраля 1966 г. Первое независимое государство Африки, провозгласив курс на строительство справедливого общества, не продержалось и десяти лет.
В Тропической Африке существовали режимы, которые объявляли о строительстве социализма не по африканскому, а по советскому образцу.
В 1970 г. первым об этом заявил лидер Конго-Браззавиль Мариан Нгуаби, позднее – Агностио Нето (Ангола), Сиад Барре (Сомали), Менгисту Хайле Мариам (Эфиопия).
В период с 1957 по 1976 г. в 15 странах Тропической Африки были установлены политические режимы, которые поддерживали тесные отношения с СССР и подходили под критерии «страна некапиталистического пути развития». Для обеспечения экономического роста в них можно было наблюдать усиление государственного регулирования, национализацию важнейших отраслей и секторов экономики, принятие планов экономического развития, создание коллективных хозяйств в деревне, реализацию убыточных или необоснованно дорогих инфраструктурных проектов. Политическое развитие стремилось к выстраиванию властной вертикали, формированию диктатуры и однопартийной системы, были репрессии против оппозиции, контролировались профсоюзы, общественные организации и СМИ, развивался культ личности находившихся у власти лидеров. Неотъемлемой частью жизни государства была пропаганда, создание и контроль детских и молодежных движений, мобилизационная риторика и эксплуатация образа революции. Некапиталистическое развитие не смогло доказать свою эффективность. Ценой социалистической иллюзии стали экономические и политические потрясения, гражданские войны и военные перевороты в странах, которые решались выбрать альтернативу.
Цветков Эдуард Георгиев (Средняя школа № 4 г. Ярославля, Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова)
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School