Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

kjhhfhf373

Сто лет назад, весной 1918 года, в отечественной журнальной сатире появилась тема, очень точно отразившая отношение значительной части русского общества, не принявшей революцию, к тому, что происходило в стране в послеоктябрьские месяцы.

Признанный лидер сатирической журналистики старой России журнал «Новый Сатирикон», последнее из сохранившихся в советское время изданий либеральной сатиры, отводит особое место на своих страницах сюжетам, которые можно обозначить как «Маркс в России». И причиной тому был не только столетний юбилей немецкого философа и экономиста.

Хроника событий 1918 года виделась журналистам как затянувшееся падение страны в пропасть. Позор «брест-литовского предательства», потеря территорий по периметру стремительно сжимавшейся бывшей империи, высадка англичан в Мурманске, бои союзников в Пикардии, японский десант во Владивостоке, занятие германскими войсками Крыма, гетманство Скоропадского на Украине, переход Грузии под германский протекторат, затопление кораблей Черноморского флота в Новороссийске…

Но всего болезненней журналисты воспринимали социальный кризис и культурное одичание как последствия развития революции по большевистскому сценарию. Прежние нормы социального поведения, привычный уклад жизни, общественный правопорядок – все жизненные устои оказались разрушенными во имя торжества социалистической идеи.

Уже более полувека известные в России сочинения классика научного коммунизма к тому времени дали на русской почве особенные плоды. Большевизм, монополизировавший политические трактовки марксизма в своей государственной практике, заставил многих не раз задуматься об ответственности Маркса и его материалистических теорий за небывалый кризис и кровопролитное гражданское противостояние в стране.

Впрочем, как показывают материалы сатирического издания, политологических познаний журналистам-«новосатириконовцам» вполне хватало для того, чтобы обнаружить глубокое различие между теоретическими смыслами европейского марксизма и большевистской интерпретацией его основных положений, а тем более в применении к реалиям 1918 года. Художники-карикатуристы ярко и наглядно отразили этот жестокий контраст «самой научной идеологии»    

Новая сельская «пастораль»: праздник в честь юбилея Карла Маркса превращается на деле в помесь деревенских гуляний с непременной «народной забавой» – обильными возлияниями и междоусобицей. На всё это с ужасом взирает соломенное чучело основоположника «самой передовой идеологии».

 344252352352352ksdjgfjksdgjkgfsdg352352325323325235532

Наши утопии. Сельский праздник в честь Маркса. Новый Сатирикон. 1918. № 11. С. 9.


 

«Популярное изложение» марксистского учения в исполнении разбитного революционного матроса-агитатора на открытии памятника Марксу приводит к тому, что фигура «основоположника» с опаской сходит с постамента и тихонько – от греха подальше – покидает митинг…

6523587239865345235235235598623985689236598623986sijdgfkjgsdjgfопулярное изложение. Новый Сатирикон. 1918. № 11. С. 8.


 

На другом рисунке немецкий мыслитель сокрушается от сознания того, какие именно проценты большевики приносят ему с его «Капитала»...

8762397563296596uisdg23322323riusiur4535235325tg.jpg

Проценты на «Капитал». Маркс (большевику): - Я тебе оставил целый «Капитал», а какие ты мне приносишь проценты? Новый Сатирикон. 1918. № 11. С.9.


 

Итоги столетия со дня рождения Карла Маркса, с энтузиазмом отмечавшегося большевистской пропагандой весной 1918 года, «новосатириконовцы» подводят едким обложечным рисунком. Подпись к нему выражает суть вердикта, который сатирики выносят судьбе Маркса на русской «почве»:

«Родился в 1818 году в Германии, похоронен в 1918 году в России».

 Image_64325235235235211.png

Новый Сатирикон. 1918. № 11. Обложка.


Петр Баратов

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Уважаемые гости, на 6 июля экскурсионные группы сформированы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Республике Марий Эл снимается фильм о герое Первой мировой войны

В Республике Марий Эл снимается фильм о герое Первой мировой войны

Члены отделения Российского исторического общества в Республике Марий Эл принимают активное участие в процессе создания документального фильма об уроженце Марийского края, герое Первой мировой войны, лётчике-асе Николае Кирилловиче Кокорине (1889 – 1917).

 

Отделение РИО в Туле: итоги работы и планы на будущее

Отделение РИО в Туле: итоги работы и планы на будущее

29 июня 2022 г. в ТГПУ им. Л.Н. Толстого состоялось расширенное заседание совета отделения Российского исторического сообщества в Тульской области.

 

В Гродековском музее - выставка «Сражения и герои Отечественной войны 1812 года»

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова представляют второй совместный выставочный проект – экспозицию «Сражения и герои Отечественной войны 1812 года.

Цех историков

«Раннесредневековый могильник Заостровье-1 в Северной Самбии»

sambia.jpg

Результаты комплексного исследования раннесредневекового некрополя Заостровье-1 опубликованы в монографии М.М.Казанского, Э.Б.Зальцмана, К.Н.Скворцова «Раннесредневековый могильник Заостровье-1 в Северной Самбии».

 

Смотреть документальный фильм «Временный комитет у руля революции»

maxresdef18264912946124ault.jpg

К 100-летию Февральской революции на телеканале «Культура» («Россия К») был показан новый документальный фильм Инны Кокориной «Временный комитет у руля революции», подготовленный при поддержке Российского исторического общества.

 

Штурм цитаделей. Красная армия против немецких крепостей в 1945 году

3982685689216358693815615.jpg

6 мая 1945 г. в Силезии сложил оружие германский гарнизон Бреслау (ныне – Вроцлав, Польша). 40 тыс. солдат вермахта, СС и фольксштурма сдались советским войскам. Бреслау был не просто осажденным городом: в Силезии окончилась эпопея «фестунгов» — крепостей Третьего Рейха, создание которых стало одной из самых неоднозначных стратегических идей гитлеровского командования за всю войну.

Трибуна

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

Monographic

Россия в ХХ веке: как экономика определяла историю, а история – экономику

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

 

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

 

Contradictio in adjecto: буржуазные ценности советской торговли 1950-1960-х гг.

982365892638956892638956293852.jpg

Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.

Прокрутить наверх