«Политический карикатурист обязан уметь самостоятельно мыслить.» Борис Ефимов. Мне хочется рассказать.
В публикации использованы карикатуры Бориса Ефимова 1936–1940 годов. Редакция благодарит семью художника за предоставление сатирических рисунков из семейного архива.
Рис. 1. Звери на свободе. 1937 год
«Мне не приходилось встречать человека, равнодушного к сатирической графике — карикатуре или сатирическому рисунку. Напечатанная в газете или журнале, приклеенная к стене или вывешенная на стенде карикатура обязательно привлекает к себе внимание. Можно пропустить ту или иную заметку или корреспонденцию, не обратить внимание на фото, проглядеть статью, но не заметить карикатуру невозможно».
Борис Ефимов1Ефимов Б. Мне хочется рассказать. М., 1970. С. 203.
С этим наблюдением Бориса Ефимова нельзя не согласиться. Да и собственное творчество талантливого художника подтвердило справедливость его мысли. Сатирические рисунки карикатуриста — особенно в предвоенные и военные годы — были остро востребованы временем и популярны у читателей. Они стали важной частью повседневности советских людей, своего рода дневниками политической злобы дня.
Серьёзнейшие проблемы международной политики, вскрытие тайных пружин её дипломатической и военной механики, точное, остроумное шаржирование внешности «действующих лиц» на подмостках европейской политической игры, неуклонно перерождающейся в мировую военную трагедию, — всё это во второй половине 1930-х годов стало основным содержанием творчества художника Бориса Ефимова. Один из ведущих советских карикатуристов, он создал яркую, событийно точную сатирическую хронику погружения Европы в пучину глобальной катастрофы Второй мировой войны.
Версальская система, предполагавшая изоляцию Советской России и игнорировавшая её интересы, не стала, да и не могла в силу этого стать гарантом международной безопасности и стабильности. Более того, сам характер этой системы и принципы послевоенного раздела мира были чреваты новыми проблемами и конфликтами. К тому же психологическая усталость от войны, популярность в европейском обществе пацифистских настроений притупили реакцию западных держав на первые проявления германского реваншизма. Державы-победительницы стремились сохранить своё доминирование; Германия откровенно рвалась к реваншу и мировому господству. Но этот откровенный, вполне очевидный для наблюдателей конфликт в 1933–1939 годах породил противоречивую тактику «умиротворения агрессора» — порочную политику западных держав, смыслом которой были уступки и поэтапная сдача позиций в попытках разрешения международных споров с гитлеровской Германией. Имена британских и французских государственных деятелей во второй половине 1930-х годов стали звучать синонимами провального политического курса, ориентированного на то, чтобы за чужой счёт выторговывать у агрессора — нацистской Германии и фашистской Италии — сомнительный мир в Европе.
Рис. 2. Гитлер, зарисовка с натуры. 1933 год
В 1933 году, возвращаясь из командировки во Францию вместе с братом, Борис Ефимов на три дня заезжал в Берлин — запастись бумагой. В то время в СССР с нею был дефицит. Художник закупил в Германии и перья, и чернила, и бумагу с большим запасом. В ту поездку он проходил по Вильгельмштрассе и увидел множество эсэсовцев.
«…Из-за чугунной ограды рейхспрезидентского дворца вышла суетливая группа каких-то чинов, впереди которых, ни на кого не глядя, надвинув на глаза зелёную плюшевую шляпу, шагал Гитлер, уткнувши острый треугольный нос в клочкообразные усы. На нём был защитного цвета дождевик и широкие чёрные брюки. Увидев свою, столь знакомую модель, я невольно приостановился, глядя, как угрюмый рейхсканцлер усаживается в машину»,
— вспоминал позже художник.
Все самые яростные карикатуры на фашистских главарей были созданы карикатуристом на закупленной в ту поездку немецкой бумаге, на этих запасах Борис Ефимов работал до 1946 года.
На деле же стремление западных держав сохранить «баланс сил» привело, напротив, к опасной разбалансировке международной ситуации, поставив человечество на грань новой катастрофы…
Братья Михаил Кольцов (слева) и Борис Ефимов (справа) на военных манёврах. Киев, 1936 год
Роковую роль сыграли и попытки противоборствующих сторон сглаживать свои межгосударственные противоречия за счёт СССР, точнее — путём ориентации агрессивных устремлений Германии на Восток. Ещё в феврале 1933 года в речи перед генералитетом Адольф Гитлер недвусмысленно обозначил перспективу своего политического курса:
«Как следует использовать политическое могущество, когда мы приобретём его? … Возможно, отвоёвывание новых рынков сбыта, возможно — и, пожалуй, это лучше — захват нового жизненного пространства на Востоке и его беспощадная германизация».
Горечь, возмущение, тревога нарастали в атмосфере эпохи, отражаясь в работах журналистов и газетчиков, обретая гротескные воплощения в актуальной политической карикатуре, отражавшей всю меру беспринципности политики «умиротворения агрессора».
В работах Бориса Ефимова прототипы карикатурных персонажей были реальны и хорошо узнаваемы современниками. Среди них доминировали конкретные западные политики как воплощение антисоветизма, из их действий складывалась тревожная реальность предвоенного мира, чреватого глобальным военным конфликтом. Злоба дня делала сатирические рисунки советского карикатуриста неотъемлемой частью информационно-пропагандистского пространства, в котором политика западных держав, шаг за шагом сдававших свои позиции под гитлеровским натиском, трактовалась как один из важнейших факторов угрозы Советскому Союзу, мирной жизни каждого советского читателя (Рис. 1, 3, 4, 5).
1930 ГОД Когда художник молодойЗаймется верховой ездой, Он разъезжает по арене На иноходце Чемберлене. А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ |
Рис. 3. Дружеский шарж на Бориса Ефимова его коллег — художников Кукрыниксов. 1930 год. Из семейного архива Бориса Ефимова
Рис. 4. Локализация войны. Покровители фашизма: — Только будьте осторожны — не заденьте западную половину. 1936 год
Рис. 5. У колыбели германского фашизма — «добрые феи» Адольфа Гитлера. 1933 год
Нельзя не отметить, что, помимо своей острой политической злободневности, сатирические работы художника были «обречены на успех» и по причине мастерского исполнения. Сам автор неоднократно подчёркивал, что карикатура не должна быть «изобразительным пересказом последних телеграмм»2Ефимов Б. Мне хочется рассказать. М., 1970. С. 204.. Её эстетическая ценность, точность и «упругость» рисунка, опора на художественные традиции, обращение к народной стихии юмора не менее важны для создания убедительных сатирических образов. Закономерно и то, что уровень мобилизационного потенциала создававшихся художником образов врага был очень высок, поскольку идейный посыл рисунков Бориса Ефимова не только исходил из актуальной ситуации, но и задействовал историческую память, политико-культурные стереотипы, особенности национальной психологии.
Начиная с 1936 года частота и сюжетная последовательность сатирических рисунков Бориса Ефимова приобрели ритм и напряжённость настоящей военно-документальной хроники. Два агрессора — фашистская Италия и нацистская Германия — как братья-близнецы, впрочем, не равные по силе, становятся главными объектами острой сатирической критики.
Рис. 6. Спецкор «Правды» Михаил Кольцов передаёт в Москву очередную корреспонденцию из Испании. 1936 год. Из семейного архива Бориса Ефимова
Провозглашение Италии империей после завоевания ею Эфиопии в 1936 году, размещение в том же году Германией своих войск в Рейнской области, отправка итальянских и германских войск в Испанию для поддержки франкистских сил, спровоцировавших в стране гражданскую войну, «увенчались» подписанием германо-итальянского соглашения, положившего начало «оси» Берлин — Рим. А вскоре последовал «Антикоминтерновский пакт» («Японо-германское соглашение по обороне от коммунизма») как договорная основа объединения агрессоров во главе с Германией, направленного прежде всего против СССР.
Все эти тревожные события сатирик встречает во всеоружии своих профессиональных талантов. Злым сарказмом и острой критикой полнятся его изображения Гитлера, Муссолини иФранко. В них наглядно демонстрируются не только их агрессивные устремления, но и определённая асимметрия союзнических отношений, в которых, к примеру, генерал Франко выступает в буквальном смысле «карманным» союзником фюрера (Рис. 7).Осмеивается и деградация римской имперской традиции: капитолийская волчица с ужасом обнаруживает, что вскармливает отныне не легендарных Ромула и Рема, а агрессивные планы итальянского фашизма в Европе и Африке (Рис. 8).
Рис. 7. Голос из заднего кармана. 1937 год
Рис. 8. Современные римские близнецы. 1936 год
На другом рисунке Муссолини на пару с Гитлером, сражаясь с испанскими республиканцами, головою Франко как тараном пытаются сокрушить ворота Мадрида (Рис. 9). А лорд Плимут, представитель Великобритании, председательствующий в Лондоне в комитете, созданном для урегулирования военных событий в Испании, в упор «не видит» проявлений германо-итальянской агрессии и говорит о присутствии в Испании на стороне диктатора Франко исключительно «добровольцев» (их бравый вид, боевая выкладка и флаги со свастиками убеждают читателей в преступном лицемерии английского государственного деятеля) (Рис. 10).
Рис. 9. Эй, ухнем! 1936 год
Рис. 10. Лорд Плимут. — Я не вижу никаких германских войск. Я вижу только добровольцев! 1937 год
Испанская тема в то время была особенно близка Борису Ефимову: в рядах республиканцев был его брат, Михаил Кольцов, талантливый писатель, корреспондент газеты «Правда», занимавшийся в Испании, как позднее выяснилось, не только корреспондентской работой, но и военно-политической3См.: Кольцов М. Испанский дневник. М., 1957. С. 501–502. (Рис. 6). Это он 7 июля 1937 года во фронтовом Мадриде на заседании Второго Международного конгресса писателей обратится к коллегам и соратникам с пламенной речью-предупреждением:
«Фашизм хватает мир за горло. Наступают решающие исторические часы. Писатели и все честные интеллигенты мира! Займите свои места, поднимите забрала, не прячьте своих лиц, скажите “да” или “нет”, “за” или “против”, Вы не укроетесь от ответа! Отвечайте же скорее!»4См.: Кольцов М. Испанский дневник. М., 1957. С. 504..
Меж тем международная обстановка неуклонно накалялась вопреки ожиданиям европейских держав, игравших в уступки агрессору. «Пышным цветением на благоприятной почве» называет художник ситуацию, при которой Гитлер как опасный сорняк, взращённый на европейской почве, успешно паразитирует на «джентльменском терпении» Англии, всё ещё питающей надежду и иллюзии на усмирение «фашистской наглости» (Рис. 11).
Рис. 11. Пышное цветение на благоприятной почве. 1937 год
В итоге расклад сил и ролей на европейской арене парадоксальным образом меняется с точностью до наоборот, — делает свой справедливый вывод карикатурист. Если кому и удалось «усмирить» своего оппонента, так это фашистским режимам. На рисунке «Успехи дрессировки» мы видим, как некогда грозный «британский лев», став совсем ручным, покорно, хоть и не без грусти, кладёт голову в пасть дрессировщику — обезьяноподобному дуче Муссолини (Рис. 12).
Рис. 12. Успехи дрессировки. 1938 год
Тему «дрессировки» странами-агрессорами своих западных «оппонентов» продолжает рисунок, в котором тема «укрощения» Великобритании ещё более усугубляется: отныне «британский лев» в сопровождении лорда Галифакса (сторонник политики Чемберлена по удовлетворению требований «держав оси», министр иностранных дел Англии в 1938–1940 годах) оказывается впряжённым в колесницу победителей, в которой гордо разместились Гитлер и Муссолини (Рис. 13).
Рис. 13. Лев и ось. Тесно увязанные отношения. 1937 год
Зверино-хищные повадки и манеры с особой выразительностью изображались Борисом Ефимовым в отношении главных «разжигателей войны». Представлять врага в облике дикого, опасного животного — традиция сатирического жанра, популярная со времён Аристофана. Но под пером советского художника Гитлер и Муссолиниобретают такие убедительные звериные и зверские черты, что иначе как шакалом и гиеной читателю их уже трудно будет себе представить — образы особой, негативной выразительности стали устойчивыми символами фашизма в советской пропаганде на протяжении всей Великой Отечественной и Второй мировой войн. Ну, а пока, в преддверии военной угрозы, на рисунке «С высоты невмешательства» художник изображает «нацистского шакала» и «фашистскую гиену» как диких зверей, неосмотрительно выпущенных на свободу западными «миротворцами»». Теперь они опасливо взирают с ветки дерева (сомнительное убежище!) за тем, как хищники вольно рыщут в поисках очередной добычи. (Рис. 14)
Рис. 14. С высоты невмешательства. 1937 год
Что и говорить, «охота» удалась… В марте 1938 года Германия осуществила аншлюс Австрии. В сентябре того же года Мюнхенское соглашение Англии, Франции, Германии и Италии о передаче Германии Судетской области Чехословакии сработало как «приглашение» Гитлеру к дальнейшей агрессии. Ситуацию усугубило то, что в «дележе» Чехословакии приняли участие Польша (захватила Тешинскую область) и Венгрия (захватила Карпатскую Украину и южные районы Словакии). В апреле 1939 года жертвой итальянской агрессии стала Албания. А Германия вскоре захватила Клайпедскую область у Литвы. Тогда же между Германией и Италией был заключён так называемый «Стальной акт», недвусмысленно обязывавший стороны оказывать взаимную помощь в случае войны. СССР не мог расценить череду этих событий иначе, чем антисоветский сговор империалистических держав.
Вступление германских войск в Прагу. Март, 1939 год
Вступление германских войск в Клайпеду. Март, 1939 год
Истоки этой опасной геополитической коллизии Борис Ефимов со злой иронией изображает в рисунке «На большой дороге» как подлую выходку Англии и Франции: Чемберлен и Даладье в роли дорожных регулировщиков угодливо указывают верхушке нацистской Германии путь на СССР, в противоположную сторону от Западной Европы. (Рис. 15)
Рис. 15. Англо-французские «регулировщики». 1938 год
Что это было? Преступная наивность или политическая безнравственность? Умный и дальновидный художник без сомнений предрекает, что «духом войны», выпущенным на свободу державами Запада, невозможно управлять (Рис. 16).
Рис. 16. Заклинание выпущенного духа. 1938 год
Закономерным — и наглядным — итогом политики «умиротворения агрессора» и попыток купить мир за чужой счёт становится германский блицкриг в Европе, утверждает сатирик. Художник изображает его как гитлеровскую «аллею побед»: считаные дни потребовались захватчику для того, чтобы заставить многие европейские страны сдаться. Широко шагающий Гитлер и семенящий за ним Геббельс принимают парад капитуляций европейских стран, ставших первыми жертвами Второй мировой (Рис. 17).
Рис. 17. Блицкриг в Европе. Гитлеровская «аллея» побед. 1940 год
Как такое могло случиться? Причину подобных побед откровенно высказал глава штаба оперативного руководства Верховного командования вермахта Альфред Йодль:
«Если мы ещё в 1939 году не потерпели поражение, то только потому, что около 110 французских и британских дивизий, стоявших во время нашей войны с Польшей на Западе против 25 немецких дивизий, абсолютно бездействовали» …
Тревожные предчувствия не обманули художника: европейские «поддавки» с фашизмом были «игрой в одни ворота». В июне 1941-го в творчестве Бориса Ефимова, как и в жизни всего советского народа, наступит новая эпоха — время героического, трагического и в итоге победного противостояния врагу, противостояния, не знавшего ни компромиссов, ни капитуляций. В свой очередной бой с фашизмом Борис Ефимов вступит во всеоружии своего профессионального мастерства.
Текст: Татьяна Филиппова
Татьяна Киреева-Адлер
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School