9 мая наша страна будет отмечать очередную годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Сейчас это невозможно себе представить, но этот день мог войти в историю благодаря совсем другому, печальному для России поводу.
По невероятному совпадению именно 9 мая 1941 года, немногим более чем за месяц до нападения Германии на СССР, главный нацистский идеолог Альфред Розенберг изложил Гитлеру план расчленения Советского Союза и получил полное одобрение фюрера, о чём стало известно уже позже, в ходе Нюрнбергского процесса.
О личности самого Розенберга, деталях его плана и последователях его идей уже в наши дни размышляет вице-президент Международной ассоциации прокуроров Александр Звягинцев, написавший на эту тему отдельную статью, которая была опубликована в «Российской газете».
Итак, смысл плана Розенберга заключался в том, чтобы не просто захватить, а практически уничтожить Россию и создать на её территории много слабых национальных автономий, которые будут враждовать между собой под присмотром рейха. Как отмечает Александр Звягинцев, идею столкновения славянских народов Розенберг вынашивал ещё с 1920-х годов. В своём дневнике он писал: «Мы стоим перед выбором: посредством жесткого и одинакового для всех обращения сделать врагами 120 миллионов человек или посредством разделения сделать впоследствии половину своими помощниками».
По замыслу Розенберга, на территории Советского Союза планировалось образовать пять губернаторств. В первое - Остланд Розенберг намеревался включить Латвию, Эстонию, Литву и Белоруссию, их следовало радикально «онемечить». Ещё одно губернаторство должно было быть создано на украинских землях и прилегающих территориях. Сделать из украинцев враждебный противовес русскому народу, как пишет Звягинцев, - это одна из главных мыслей антиславянской концепции Розенберга. Причём нацисты намеривались превратить украинцев в необразованных рабов, вымирающих от болезней и пьянства. Русские, украинцы, белорусы должны были стать противоборствующими нациями. Что же касается других губернаторств, которые должны были образоваться на территории СССР, то в их число должны были также отдельно войти Кавказ и Туркестан.
Чтобы понять, где искать истоки столь резкой, даже клинической неприязни к России и всей славянской культуре, стоит обратиться к биографии Розенберга. Альфред Розенберг родился в 1893 году в Ревеле (ныне – Таллин) в рабочей семье балтийских немцев, в той среде, где уже в конце XIX века процветал германский национализм.
Розенберг учился в Рижском политехническом институте, а летом 1915 года был переведён в Москву, где и защитил свою дипломную работу: это был проект крематория, что можно считать символичным и пророческим одновременно. После Первой мировой войны Розенберг оказывается на исторической родине, где тесно сходится с местными националистами. Он становится членом общества «Туле» и знакомится с Адольфом Гитлером.
Именно Розенберг сформулировал для Гитлера основные постулаты учения: это в первую очередь ярый антисемитизм и одновременно жесткая антихристианская позиция. Свою теорию он изложил в труде «Миф XX века», где обосновывал превосходство арийской расы над всеми остальными народами, делил народы на «здоровые» и «нездоровые», а все проблемы общества объяснял смешением рас и засильем евреев. К слову, эта книга стала вторым по значимости после «Майн кампф» трудом в национал-социалистской идеологии.
Ещё в 1934 году Альфред Розенберг начал регулярно вести дневники. И как отмечает в свой статье Александр Звягинцев, позже эти записи сыграли с главным идеологом нацизма злую шутку: они полностью разоблачили своего хозяина на Нюрнбергском трибунале, хотя он до последнего отрицал все обвинения. Любопытно, что после суда дневник Розенберга таинственно исчез. Он был обнаружен лишь сравнительно недавно – в конце 2013 года. Сотрудники министерства внутренней безопасности США обнаружили его в одной из частных коллекций. Выяснилось, что после трибунала его незаконно присвоил американский обвинитель Роберт Кемпнер.
Одна из записей в этом дневнике гласит: «Окажется необходимой огромная эвакуация. Русский народ ожидают тяжелые времена». 12 ноября 1941 года Розенберг был назначен рейхсминистром по делам восточных оккупированных территорий. В его ведение были переданы все оккупированные территории Советского Союза, где существовала гражданская администрация. И на этих территориях по его приказам совершались военные преступления, массовые расстрелы, преследование мирного населения. В военных протоколах десятки миллионов мирных жителей назывались «избыточными». Понятно, что подразумевали нацисты под этим словом.
А вот на использование русских земель и ресурсов у идеолога Третьего рейха были свои далеко идущие планы. Например, Крым как благодатную территорию он полагал навсегда включить в состав рейха. И увлеченно придумывал для городов полуострова немецкие названия. «Фюрер одобрил мое предложение переименовать Симферополь в Готенбург, а Севастополь – в Теодорихсхафен», - писал Розенберг в своём дневнике.
Показательно, что Розенберг активно выступал против сотрудничества с русскими эмигрантами. Он был убеждён, что Белое движение, которое существовало тогда в Европе, - это бомба замедленного действия. «Они выступают за великую и неделимую Россию. А термин "великая и неделимая Россия" – это антигерманский термин. Так же, как христианство», - полагал Розенберг.
Идея Розенберга по поводу создания Украинской автономии, которая должна была выступить своеобразным противовесом всему русскому, не сработала. В конце концов, он сам, оставаясь министром восточных оккупированных территорий, фактически утратил контроль над ними. Геббельс отнял у него весь сектор пропаганды, а секретарь фюрера Мартин Борман и рейхскомиссар Украины Эрих Кох окончательно лишили его власти и постепенно оттеснили от фюрера.
«У меня все рухнуло, там у меня больше нет ничего... Я прохожу по улицам моего родного города, и идут советские танки», - это одна из последних дневниковых записей главного идеолога немецкого национализма.
Текст: Анна Хрусталева
По материалам статьи "Что нацисты готовили России" в Российской газете (Федеральный выпуск №7550 (87)).
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
Возможно ли передать средствами монгольского языка образную систему, художественные особенности, суть и душу русской литературы? Насколько монгольская культура может воспринять чуждые ей сюжеты и мелодику речи, найти эквиваленты в своём языке и культуре? Обращение к стихам такого сложного поэта, как Марина Цветаева, даёт ответы на эти вопросы.
Пожалуй, ни одна из политических речей в XX веке не привлекала к себе такого внимания современников, а потом и историков, как фултонская речь Уинстона Черчилля, произнесённая семьдесят пять лет назад.
Согласимся с Антуаном де Сент-Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения". А если общение – профессиональное, то это ещё и залог успеха в работе. Общение даёт возможность не только заглянуть в глубину существующих проблем и вопросов, но и найти пути их преодоления и разрешения.
Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.
В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.
В течение ХХ в. в США и в странах Западной Европы сформировался институт защиты прав потребителей, предполагающий ограничение экономической свободы участников рынков в пользу слабейших из них.0Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект "Государственная политика в сфере прав потребителей в СССР, № 14-01-00125".
Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].