9176498168561286508126501265-1.jpg

Крупный промышленник, меценат, строитель железных дорог и заводов, владелец известного имения «Абрамцево» - оплота русской культуры XIX века, чрезвычайно талантливый во всем Савва Иванович Мамонтов. Его называли Московским Медичи и Саввой Великолепным, своим главным талантом он сам называл умение находить таланты, и был для десятков деятелей культуры и искусства наставником и примером.

«В нем всегда была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других»

В. Васнецов о Савве Мамонтове

Савва Мамонтов родился в 1841 году в Тобольской губернии в семье богатого винного откупщика Ивана Федоровича Мамонтова. Отец всегда считал, что своего успеха добиваться надо самостоятельно, не рассчитывая на наследство и связи. Это Савва Иванович усвоил еще в юности, когда после окончания учебы, где будущий российский промышленник проявлял больший интерес к театру, чем к юриспруденции, отец отправил его в Бакинский филиал своей торговой фирмы. Там и начался его путь – от должности простого служащего с маленькой оплатой и отсутствием привилегий. Недюжинные коммерческие способности позволили Мамонтову уже через несколько лет вернуться из служебной командировки в Персии опытным бизнесменом.

Торговля шелком, которую вел Иван Федорович, была оставлена из-за убыточности уже к началу 60-х годов. В годы Великих реформ Александра II, Иван Федорович строит Троицкую железную дорогу к знаменитой обители православной веры – Троице-Сергиевой лавре. Его работу, включая продолжение путей к Ярославлю, уже завершает Савва Иванович, сменивший почившего отца на посту крупного акционера и директора Общества Московско-Ярославской железной дороги. С делами предпринимательскими, равно как и с финансовыми, еще молодой человек справлялся успешно, потому среди московского купечества и интеллигенции занял справедливую высокую позицию. Позже начнется строительство дороги до Архангельска.

387582375235235.jpg

Мамонтову удается все. Предпринимательство, семейная жизнь, служение музам. В бизнес он вносил детали искусства, в искусство – решимость предпринимателя, но никогда не бизнес-подход. К радости или сожалению, сочетание двух элементов было лишено рационального взгляда: Савва Иванович редко обращал внимание на окупаемость своих вложений – затраты превосходили ожидания, но не превосходили понимания важности вложений в искусство.

История русской культуры не раз доказывала: чтобы бережно и с пониманием относится к ее развитию, необходимо чувствовать свою причастность к этой тонкой среде. Савва Иванович был не просто меценатом, но человеком художественно одаренным, а потому бережно относился и к наследию предыдущего владельца имения Абрамцево – Сергея Тимофеевича Аксакова. Молодежь шестидесятых годов, объятая энтузиазмом реформ и идеями служения великому отечеству, с любовью и самоотверженностью отдавались этому делу. Молодые Мамонтовы, с головой погрузившиеся в это общее движение времени, занялись общественной деятельностью. Летом 1871 года в близлежащих деревнях вспыхнула эпидемия холеры, на борьбу с которой Мамонтовы и гости имения бросили все силы. Народ оценил эту помощь, и вскоре Абрамцево стало жизненным центром и сердцем района, а сами Мамонтовы утвердились в идее построить здесь больницу и школу. Лечебница была открыта в 1873 году, а в свободной половине при ней – школа, первая в регионе.

alenushka29836512.jpg

Репин, сам поднявшийся из народа, не мог не чувствовать свою связь с ним, а потому и выбрал русскую повседневность и ее краски героями своих полотен. Знакомство с Мамонтовым, произведшее неизгладимое впечатление на юного художника, убедило его, как и друга Ильи Ефимовича, выросшего на Севере и знакомого с истинной народностью Василия Дмитриевича Поленова, остаться в Москве. Позже к ним присоединился и Виктор Михайлович Васнецов. Идея художественного центра, объединяющего новое поколение деятелей искусства, появилась и реализовалась здесь.

Итак, благодаря Мамонтову имение переживает новый творческий подъем, здесь часто гостят и приезжают поработать художники Репин и Поленов, Нестеров и Суриков, композиторы Рахманинов и Римский-Корсаков, и многие, многие другие… Молодые и талантливые художники под опекой Мамонтова объединились в Абрамцевский художественный кружок – явление уникальное не только в русской, но и в мировой культуре.

02397329067239692376236235.jpg

Знаменитая картина В. Васнецова «Аленушка» писалась именно здесь, та самая «Девочка с персиками» под авторством Серова – дочь Саввы Ивановича – Верушка Мамонтова. Домашний театр Мамонтова постепенно развился в знаменитую Русскую Частную оперу, откуда впервые зазвучал голос Шаляпина.

«Мамонтов, меценатствуя в области оперы, дал могучий толчок культуре русского оперного дела: выдвинул Шаляпина, сделал при его посредстве популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками, создал в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко» и содействовал этим пробуждению его творческой энергии и созданию «Царской невесты» и «Салтана», написанных для мамонтовской оперы и впервые здесь исполнявшихся».

К.С. Станиславский

Савва Иванович, будучи наставником и идейным вдохновителем для десятков людей, чье служение музам стало символом их жизни, продолжал вести и активную общественную деятельность. В Абрамцево и Хотькове шли работы по обустройству жизни для крестьян, появлялись новые рабочие места. Супруга Саввы Ивановича Елизавета Григорьевна не отставала от своего мужа в деле филантропии. Вместе с Еленой Дмитриевной Поленовой она занималась возрождением народных промыслов. В имении ей силами была организована лечебника, а также столярная мастерская со школой для детей. Именно эта мастерская стала фундаментом для известного в России Абрамцевского художественно-промышленного колледжа имени В. Васнецова. Желание разрешить важную социальную задачу лежало в основе ее деятельности: в конце 19 века началась активная миграция разоряющегося крестьянства в город, которую необходимо было остановить, ответом на вызов времени и стало возрождение местного промысла резьбы. Более того, в небольшой абрамцевской школе художественное развитие народа не стало единственной задачей, к ней присоединилось обучение грамоте.

«Довольно долгая жизнь Елизаветы Григорьевны Мамонтовой была прекрасный подвиг, и я, право, не знаю, не помню на пути своем ни одной женщины, которая бы отвечала так щедро, так полно на все запросы ума и сердца»

М.В. Нестеров

Елизавета Григорьевна уделяла большое внимание нравственным качествам мастеров, преподавателей и жителей Абрамцево и соседнего Хотьково, где она приложила огромные усилия для организации общества трезвости, а также открытия читальни и столовой. Две дочери Мамонтовых – Александра и Вера также принимали самое активное участие в делах благотворительности: Вера открыла дневной приют для детей, а общим результатом их деятельности стала женская школа в Ахтырке, где девочек учили рукоделию и шитью.

Все начиная Мамонтовых не могли не требовать больших финансовых вложений. Трудности и необходимость постоянного приращения капитала не пугали Савву Ивановича, он оставался предпринимателем-железнодорожником. Однако, уже зрелый Мамонтов не руководствовался лишь идеей заработать, думая о развитии страны. В начале 90-х годов было принято решение о строительстве новой части дороги Москва-Ярославль – Вологда-Архангельск. Магистраль не обещала доходов, территория была редко заселена и лишена промышленных перспектив, но сам Мамонтов был уверен, что этот проект поспособствует развитию Севера России. Строительство северного пути было завершено в 1897 году, почти к концу столетия, длина полотна в 1947 километров (1826 верст) позволила пути попасть в список самых протяженных железных дорог в России. Профессор И. В. Цветаев так писал об этом событии Савве Ивановичу: «Спешу приветствовать Вас с завершением важного исторического дела, с которым отныне и навсегда будет связано ваше имя. Вся грядущая счастливая судьба нашего Европейского Севера будет напоминать о той гигантской смелости и энергии, которую Вы, с истинной отвагой русского человека, положили на этом деле».

В своей жизни Мамонтов не гонялся за наградами и званиями. Он скромно выполнял свою работу, без оглядки на то, какое впечатление это производит на окружающих. Подобное отношение предпринимателя к оценке своего труда не всем было понятно. Поэтому не удивительно, что друзей в купеческой среде у него было не так уж и много. Но ведь и не это главное?

«Таких людей, как Савва Иванович, особенно следует ценить нам, русским, где искусство, увы, потеряло связь с родной почвой, питавшей его в былые времена. Нужны личности, не только творящие в самом искусстве, но и творящие ту атмосферу и среду, в которой может жить, производить, развиваться и совершенствоваться искусство.

В. Васнецов

Мы привыкли думать, что наставничество и филантропия – это заимствованные западные тенденции, но так ли это? Обращаясь к великой русской истории и золотому ее веку – XIX столетию, можно увидеть, что традиция промышленников и крупных деятелей – лучших людей своей эпохи, помогать и поддерживать сферы образования и искусства, существовала как одна из основных ценностей Российской империи. Национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ вместе с Российским историческом обществом подготовили серию материалов, посвященных известным русским меценатам и филантропам,благодаря усилиям которых мировая культура увидела множество талантов, а история – обогатилась достижениями и событиями.

Текст: Ольга Давыдова

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2018

Вестник фонда "История Отечества" Журнал Воронцово поле №3/2018

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Япония в годы Первой мировой войны. Оборонительный союз с Россией

734182547812575412547512445.jpg

В годы Первой мировой войны Япония избежала участия в продолжительных боевых действиях на суше, но сумела из ведущей дальневосточной державы превратиться в великую мировую.

 

Новый образ старого соседства. Русско-японские отношения

12568912985691825986129856-2.jpg

Какие события и процессы прочнее всего формируют образ соседа и соседства в историческй жизни народов, государств, культур? Можно ли "работать" с этим образом во имя сохранения мира и развития дружественных, партнерских отношений - вопреки их исторической "нагруженности" памятью о конфликтах и войнах?

 

Казачий путь. Атаман Дутов в борьбе с диктатурой большевиков

23756812586128561825121257.jpg

Александр Ильич Дутов родился 5 августа 1879 г. в семье казачьего офицера. Окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, Николаевское кавалерийское училище и Николаевскую академию Генерального штаба. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах. На фронте был контужен и ранен. Февральскую революцию 1917 г. встретил войсковым старшиной и командиром 1-го Оренбургского казачьего полка.

Новости Региональных отделений

Региональная идентичность и единая историческая культура

1246128754519825475129754124124arova_4.jpg

Региональное отделение Российского исторического общества в Ульяновске – молодое (создано в феврале 2017 года), но уже успевшее отметиться значимыми для региона делами.

 

XXIV Всероссийские Платоновские чтения в Самаре

0ZKH521351235115ziXeWT0.jpg

7-8 декабря 2018 года в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королева на базе кафедры российской истории состоялась ежегодная конференция студентов и молодых ученых – XXIV Всероссийские Платоновские чтения.

 

Премия «Народное признание 2018» в Самаре

124581725451275478125479851241248.jpg

25 декабря 2018 года в Самарском академическом театре оперы и балета в присутствии более тысячи гостей прошла торжественная церемония награждения лауреатов Областной общественной акции «Народное признание 2018».  

Трибуна

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

Прокрутить наверх