6 октября 2022 года в Музее истории религии открылся один из самых масштабных проектов года — выставка «От Пегаса до Ал-Бурака», посвящённая лошадям в религиях, мифах и легендах.
«Лошадь играла огромную роль в жизни человека, начиная с момента её одомашнивания, то есть с раннего бронзового века. Наши предки, ещё не научившись писать, уже рисовали на стенах пещер скачущие табуны, создавали огромные изображения лошадей, видимые из космоса, примером которых может служить уффингтонская белая лошадь в Великобритании (геоглиф, вырезанный в меловой породе в I тыс. до н. э.)»,
— рассказал один из авторов выставки,
старший научный сотрудник Елена Николаева.
Культ коня практически сразу приобрёл дуалистический характер, в котором просматривались героическая солярная и погребальная хтоническая сущности. Конь как символ заходящего и восходящего солнца, смерти и воскресения солнечного божества, сопровождал героя в его странствиях по миру земному и потустороннему. По археологическим данным конь (наряду с собакой) был главным жертвенным животным на похоронах, проводником на «тот свет».
Конь — спутник бога или героя — становится постоянным мотивом эпоса и сказки. Причём изначально это не всадник на коне, а герой, управляющий колесницей, поскольку стремена были изобретены гораздо позднее. Во многих культурах колесница несёт по небу солнце или солнечное божество, становится грозным и страшным символом мощи и неотвратимости божественной воли.
Образ лошади широко представлен не только в мифологии и обрядовой жизни, но и в изобразительном искусстве. Сложно вспомнить какой-либо предмет народов самых разных стран, который бы не украшался изображением лошади. Кони скачут по полотенцам и одежде, деталям домов и утвари, оружию и украшениям, монетам и знамёнам.
В экспозицию вошло более 150 экспонатов. Это буддийские танки, фрагменты античных рельефов, монеты, произведения западноевропейской живописи и графики, в том числе знаменитые графические иллюстрация Бернара Пикара и Антонио Темпеста к «Метаморфозам» Овидия, китайские благопожелательные лубки, православные иконы. Среди необычных экспонатов внимание посетителей привлекут монгольский музыкальный инструмент Морин Хуур, посох воровского союза йо-доммоло из Мали, вотив «Лошадь» из Баварии, эскиз к неосуществлённой росписи Виктора Васнецова «Всадники Апокалипсиса» и многое другое.
Невозможно рассказать о всех мифологических и религиозных аспектах образа лошади, настолько бесконечно их разнообразие. На выставке мы расскажем истории, которые открывают памятники из нашего собрания. Это мифы о древнегреческом коне Пегасе и полулюдях-полуконях кентаврах; единорогах, образы которых можно найти в традициях разных стран от Индии до Персии; восьминогом коне Одина Слейпнире; христианском мученике Христофоре, которого зачастую в поздних памятниках русской иконописи изображают с головой, похожей на лошадиную; конях ветра и конях-удачи в буддизме.
Выставка продолжит работу до 28 ноября 2022 года.
Текст: Дарья Денисова
По материалам сайта Музея истории религии
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.