В Государственном музее истории религии проходит выставка «Храним, преумножая. Выставка новых поступлений». В год своего 90-летия музей представляет вторую по счёту выставку, рассказывающую о пополнении и комплектовании фондов.
На ней экспонируются произведения, переданные в музейное собрание на основании Приказа Министерства культуры Российской Федерации из фондов ликвидированной в 2017 году решением Верховного суда РФ общественной организации «Международная конфедерации Союза художников» (МКСХ).
В основе переданного в 2021 году в Музей истории религии комплекса работ лежат произведения советских художников-графиков, созданные в 1930–1980 годах XX века. Их дополняют небольшая подборка живописных произведений и предметы среднеазиатского декоративно-прикладного искусства. Авторство многих из них принадлежит мастерам, внёсшим заметный вклад в искусство Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Литвы, России, Украины, Узбекистана, Эстонии.
На выставке экспонируется 100 предметов, которые в полной мере отражают все аспекты самого крупного комплекса новых поступлений в музейное собрание за последние 5 лет. Представленные на выставке работы образуют два тематических блока.
Первый из них включает в себя произведения, иллюстрирующие народный эпос, мифы, легенды и сказки. Это графические листы
И.Н. Исабаева и Е.М. Сидоркина на тему казахского эпоса, рисунки тушью и пером А.А. Петросяна к армянскому эпосу «Давид Сасунский», офорты В.О. Апухтина из серии «Бактрийские легенды» и литографии И.В. Остафийчука из цикла «Гуцульские легенды», иллюстрации
Г. Лолуа к грузинским народным сказкам, Н.Н. Поплавской, Е.Г. Лось и Г.И. Якубени — к белорусским, А.И. Белюкина, А. Макунайте и В. Толли — к литовским и эстонским, а также навеянные произведениями Овидия ксилографии В.Э. Бегиджанова, работы А.Б. Якушина и
А.В. Чебыкина.
Второй — самый обширный блок — представлен произведениями, выполненными в различных техниках (рисунок карандашом и фломастерами, акварель, офорт, линогравюра, ксилография, литография), на которых запечатлены памятники культового зодчества, священные места и городские пейзажи. Некоторые из них обладают не только художественной, но и исторической значимостью. Пример тому — «Пагода на одном столбе» в Ханое, построенная в XI веке. В 1954 году в ходе боевых действий во время Первой Индокитайской войны она была уничтожена, а позднее восстановлена в прежнем виде. Побывавший во Вьетнаме в составе творческой группы советский художник В.С. Ненадо изобразил её на своей акварели в разгар Второй Индокитайской (Вьетнамской) войны 1964–1975 годов.
Далеко не все из экспонирующихся на выставке работы принадлежат профессиональным художникам. Рисунок с изображением древнего храма Вишванатх в Кхаджурахо (Индия) был выполнен С.И. Потабенко — индологом, автором многочисленных монографий на темы индийского театра, драматургии, изобразительного искусства, которые были проиллюстрированы его же рисунками. Не получил художественного образования и К.П. Чепраков, посвятивший своё творчество Узбекистану, где ему было присвоено звание народного художника.
Выставка продолжит работу до 15 марта 2022 года.
Текст: Полина Животова
По материалам сайта Государственного музея истории религии
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.