В Государственном музее истории религии проходит выставка «Вслед за героем. Путешествие в мир мифа, эпоса, сказки». Выставочный проект приглашает к погружению в миф, эпос и сказку как особые формы устного творчества и древние способы трансляции общечеловеческого опыта.
На выставке представлены произведения живописи, станковой и книжной графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства — всего более 120 экспонатов, часть которых происходит из собрания музея, а часть — была любезно предоставлена для экспонирования авторами или частными владельцами.
Первый раздел посвящён культурному герою — ключевой фигуре мифа, эпоса или сказки, который отличается способностью преобразовывать существующий порядок: создавать или добывать различные предметы (Прометей — огонь, Геракл — полезные растения), обучать людей охотничьим приёмам, ремёслам, искусствам, учреждать социальную организацию, устанавливать брачные правила, запреты и праздники. В скандинавских мифах такой фигурой является Фрейя, научившая людей колдовству. В финском эпосе «Калевала» — выковавший небесный свод кузнец Ильмаринен и раскрывающий людям секреты мироздания мудрец и рунопевец Вяйнямёйнен. Также культурный герой может выступать в образе героя-богатыря, побеждающего силы хаоса, воплощённые в чудовищах или врагах-иноплеменниках (греческие Персей, Тесей и особенно Геракл). Русские богатыри, борющиеся с тёмными силами и спасающие родную землю от чудовищ, являются отечественными образцами культурных героев-избавителей. Добывающий волшебный предмет или побеждающий врагов культурный герой — главный персонаж героического эпоса и волшебной сказки.
Дополняют раздел экспонаты, посвящённые фигуре сказителя — хранителя устного предания. До возникновения письменности именно сказители являлись носителями культурной памяти и воспринимались слушателями как посредники между людьми и высшими силами.
Культурные герои становились персонажами не только народных произведений, но и авторских и сатирических сказок. Самым известным западноевропейским сатирическим сборником является «Роман о лисе». В России всплеск сатирических сказок относится к XVII веку. Именно в это время появляется знаменитая «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», пародирующая судебные тяжбы того времени и их язык, «Сказание о куре и лисице», «Похороны козла».
Второй раздел выставки представляет путешествие культурного героя по «Царству мёртвых» и его последующее возрождение. Трудно найти сказочного или мифологического героя, который не повстречал бы на своём пути стража, отделяющего мир живых от мира усопших. В античной мифологии это бог Гермес и перевозчик Харон, в русской народной сказке — хозяйка избушки на курьих ножках — Баба-Яга. Странствие по «Царству мёртвых» уподоблялось инициации, после успешного прохождения которой герой обретал новую социальную роль.
Выставка продолжит работу до 18 мая 2022 года.
Текст: Полина Животова
По материалам сайта Государственного музея истории религии
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.