Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Выставка «Магическая сила маски. Превращение, изображение, символ»

16 сентября 2022 года в Музее истории религии стартовал новый проект, посвящённый маскам и их функциям в культуре разных народов.

В экспозицию вошло более 130 экспонатов: ритуальные маски чукчей для праздника Куреткуна, боевые шлемы тлинкитских воинов, маски мистерии Цам и маски-наголовники народов Африки, театральные маски и декоративные маскароны. Среди самых необычных экспонатов — чукотская маска из шкуры с головы волка, церемониальный наголовник тлинкитского вождя, маски, изображающие персонажей буддийского пантеона — Яму, Лхамо, Куберу, Джамсарана, маски для обрядов инициации.

Многие народы считают, что маска обладает душой, которая может переселяться в надевшего её человека: именно она придаёт ему свойства изображаемого персонажа и сверхчеловеческую силу. По словам этнографа Фаттера, маска имеет удивительную способность мистического перевоплощения. «В ней человек является в новой сущности: мёртвым, духом или животным... Причём речь идёт не о представлении и не об исполнении некоей роли, а об остро переживаемом ощущении перевоплощения». Не удивительно, что в Западной Африке облачившиеся в маски люди-пантеры и люди-леопарды являют чудеса необузданной силы и дикой ярости.

Создание ритуальной маски является обрядовым действием, окружённым атмосферой тайны и мистики. Так, например, у народов Африки изготовление ритуальных масок было прерогативой мастеров кузнечных дел, обладавших в глазах соплеменников магическими свойствами. Процесс изготовления масок нередко завершался ритуалом её оживления, своего рода «открывания глаз».

Представленные на выставке маски различаются по внешнему виду, конструкции, размерам, способу ношения и функциям в культуре. Наряду с ритуальными масками экспонируются скульптурные изображения, которые внешне выглядят как маски-личины, но функционально ими не являются. Таковы, например, маскароны — детали архитектурных сооружений, служившие первоначально также в качестве апотропеев (предметов для защиты от злых сил), но с течением времени утратившие это значение и служившие декоративным целям.

Выставка будет интересна широкому кругу посетителей и продолжит работу до 17 января 2023 года.

Текст: Дарья Денисова

По материалам сайта Музея истории религии

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Белгородский государственный историко-краеведческий музей отметил своё 100-летие

Белгородский государственный историко-краеведческий музей отметил своё 100-летие

25 октября 2024 года 100-летие со дня создания отметил Белгородский государственный историко-краеведческий музей — коллективный член Российского исторического общества.

 

В Новосибирске подвели итоги конференции, посвящённой творчеству каменного века

В Новосибирске подвели итоги конференции, посвящённой творчеству каменного века

С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.

 

В Курской области открылась выставка «Взгляд в прошлое: партийное строительство в 1924 г.»

В Курской области открылась выставка «Взгляд в прошлое: партийное строительство в 1924 г.»

25 октября 2024 года в Государственном архиве общественно-политической истории Курской области состоялось открытие выставки рассекреченных документов партийных органов Курской губернии «Взгляд в прошлое: партийное строительство в 1924 г.»

Прокрутить наверх