12 мая 2022 года в Музее-квартире А.Н. Толстого открылась выставка «Демоническая женщина», приуроченная к 150-летию Надежды Тэффи.
Надежда Александровна Лохвицкая, в замужестве Бучинская, известная как Тэффи — представительница Серебряного века, поэт и сатирическая писательница, которую окрестили «королевой русского юмора». Она ничего не придумывала, а очень точно подмечала смешное в будничной и повседневной жизни людей.
Её обожал последний российский император Николай II. Он говорил:
«Никого не надо, одну Тэффи».
Шоколадная фабрика «Бликген и Робинсон» наладила выпуск конфет «Тэффи», продавались одноимённые духи, песни на её стихи исполнял Александр Вертинский. Она нравилась разным людям, независимо от возраста, социального статуса, политических и литературных пристрастий.
На выставке «Демоническая женщина» представлены экспонаты из собрания ГМИРЛИ имени В.И. Даля: шаржи, фотографии, уникальные, ранее не публиковавшиеся письма Н. Тэффи к А.М. Ремизову с пометками и комментариями, а также письма к Н. Крандиевской-Толстой.
Творческое наследие Тэффи огромно. Её фонд в архиве российской и восточно-европейской истории и культуры Колумбийского университета в Нью-Йорке насчитывает около пяти тысяч единиц. Писать Тэффи начала достаточно поздно. Первые её публикации появились лишь в 30 лет. К этому моменту она была в разводе и имела троих детей. Дети остались с её мужем. У неё были многочисленные романы, но что за любовь была в её сердце, неизвестно. Подробности своей личной жизни Тэффи скрывала. Кому принадлежало её сердце, многие исследователи гадают до сих пор. Есть предположение, что она была тайно влюблена в И. Бунина, но с его стороны это была искренняя, почти братская дружба (во многих письмах он так и обращается к Тэффи «сестра»).
Смех должен быть и тонкий, и не пошлый, и глубокий;
смех должен быть острый и должен задеть кого-нибудь,
чтобы в переливах и вибрациях его чувствовались капельки крови.
Только при этих условиях запрыгает диафрагма.
Н. Тэффи
Фото с сайта: https://goslitmuz.ru/
Надежда Тэффи с восторгом встретила февральскую революцию, а вот октябрьскую не приняла. Она была вынуждена покинуть Россию. Уезжая, Тэффи надеялась, что весной сможет вернуться на Родину. Возвращению не суждено было случиться. В Париже Тэффи окружали И. Бунин, А. Ремизов, И. Куприн, З. Гиппиус, А. Толстой, В. Ходасевич, М. Алданов и другие талантливейшие люди. Все они поддерживали связи, писали письма, селились рядом.
Фото с сайта: https://goslitmuz.ru/
С Алексеем Толстым в дореволюционной России они общались, но их дружественный союз образовался именно в эмиграции, в Париже.
«Алёшка, Алёшка, ни капельки-то ты не изменился», — писала Тэффи и тут же продолжала:
«Все Алёшку любили». Он был «глубоко свой парень».
Тэффи весьма ценила его как писателя.
Впоследствии она напишет:
«Его исключительный, сочный, целиком русский талант заполнял каждое его слово, каждый жест».
Тэффи и Алексей Толстой очень хорошо понимали друг друга, потому-то их дружество было близким и почти родственным. В Алексее Толстом Тэффи привлекало лёгкое отношение к жизни, спонтанность и чувство юмора, которыми он обладал.
Она писала:
«Надо уметь жить играя. Игра скрашивает любые невзгоды».
В Толстом Тэффи сумела разгадать его человечность и порядочность, пусть даже с нотками легкомыслия. Для неё было важно найти секретный ключик к каждому человеку.
Выставка продолжит работу до 12 июля 2022 года.
Текст: Полина Животова
По материалам сайта ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
31 января 2025 года на историческом факультете Донецкого государственного университета представители отделения Российского исторического общества в Донецкой Народной Республике провели круглый стол, посвящённый памяти выдающегося военачальника, дважды Героя Советского Союза, маршала Василия Ивановича Чуйкова.