Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

В ГМИРЛИ открылась выставка к 150-летию Надежды Тэффи

12 мая 2022 года в Музее-квартире А.Н. Толстого открылась выставка «Демоническая женщина», приуроченная к 150-летию Надежды Тэффи.

Надежда Александровна Лохвицкая, в замужестве Бучинская, известная как Тэффи — представительница Серебряного века, поэт и сатирическая писательница, которую окрестили «королевой русского юмора». Она ничего не придумывала, а очень точно подмечала смешное в будничной и повседневной жизни людей.

Её обожал последний российский император Николай II. Он говорил:

«Никого не надо, одну Тэффи».


Шоколадная фабрика «Бликген и Робинсон» наладила выпуск конфет «Тэффи», продавались одноимённые духи, песни на её стихи исполнял Александр Вертинский. Она нравилась разным людям, независимо от возраста, социального статуса, политических и литературных пристрастий.

На выставке «Демоническая женщина» представлены экспонаты из собрания ГМИРЛИ имени В.И. Даля: шаржи, фотографии, уникальные, ранее не публиковавшиеся письма Н. Тэффи к А.М. Ремизову с пометками и комментариями, а также письма к Н. Крандиевской-Толстой.

Творческое наследие Тэффи огромно. Её фонд в архиве российской и восточно-европейской истории и культуры Колумбийского университета в Нью-Йорке насчитывает около пяти тысяч единиц. Писать Тэффи начала достаточно поздно. Первые её публикации появились лишь в 30 лет. К этому моменту она была в разводе и имела троих детей. Дети остались с её мужем. У неё были многочисленные романы, но что за любовь была в её сердце, неизвестно. Подробности своей личной жизни Тэффи скрывала. Кому принадлежало её сердце, многие исследователи гадают до сих пор. Есть предположение, что она была тайно влюблена в И. Бунина, но с его стороны это была искренняя, почти братская дружба (во многих письмах он так и обращается к Тэффи «сестра»).

Смех должен быть и тонкий, и не пошлый, и глубокий;
смех должен быть острый и должен задеть кого-нибудь,
чтобы в переливах и вибрациях его чувствовались капельки крови.
Только при этих условиях запрыгает диафрагма.

Н. Тэффи



Фото с сайта: https://goslitmuz.ru/

Надежда Тэффи с восторгом встретила февральскую революцию, а вот октябрьскую не приняла. Она была вынуждена покинуть Россию. Уезжая, Тэффи надеялась, что весной сможет вернуться на Родину. Возвращению не суждено было случиться. В Париже Тэффи окружали И. Бунин, А. Ремизов, И. Куприн, З. Гиппиус, А. Толстой, В. Ходасевич, М. Алданов и другие талантливейшие люди. Все они поддерживали связи, писали письма, селились рядом.


Фото с сайта: https://goslitmuz.ru/

С Алексеем Толстым в дореволюционной России они общались, но их дружественный союз образовался именно в эмиграции, в Париже.

«Алёшка, Алёшка, ни капельки-то ты не изменился», — писала Тэффи и тут же продолжала:

«Все Алёшку любили». Он был «глубоко свой парень».

Тэффи весьма ценила его как писателя.

Впоследствии она напишет:

«Его исключительный, сочный, целиком русский талант заполнял каждое его слово, каждый жест».

Тэффи и Алексей Толстой очень хорошо понимали друг друга, потому-то их дружество было близким и почти родственным. В Алексее Толстом Тэффи привлекало лёгкое отношение к жизни, спонтанность и чувство юмора, которыми он обладал.

Она писала:

«Надо уметь жить играя. Игра скрашивает любые невзгоды».


В Толстом Тэффи сумела разгадать его человечность и порядочность, пусть даже с нотками легкомыслия. Для неё было важно найти секретный ключик к каждому человеку.

Выставка продолжит работу до 12 июля 2022 года.

Текст: Полина Животова

По материалам сайта ГМИРЛИ имени В.И. Даля

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Уважаемые гости, на 6 июля экскурсионные группы сформированы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Республике Марий Эл снимается фильм о герое Первой мировой войны

В Республике Марий Эл снимается фильм о герое Первой мировой войны

Члены отделения Российского исторического общества в Республике Марий Эл принимают активное участие в процессе создания документального фильма об уроженце Марийского края, герое Первой мировой войны, лётчике-асе Николае Кирилловиче Кокорине (1889 – 1917).

 

Отделение РИО в Туле: итоги работы и планы на будущее

Отделение РИО в Туле: итоги работы и планы на будущее

29 июня 2022 г. в ТГПУ им. Л.Н. Толстого состоялось расширенное заседание совета отделения Российского исторического сообщества в Тульской области.

 

В Гродековском музее - выставка «Сражения и герои Отечественной войны 1812 года»

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова представляют второй совместный выставочный проект – экспозицию «Сражения и герои Отечественной войны 1812 года.

Цех историков

Михаил Александрович Вербов — русский живописец и график. Вне России и с Россией

Вне России и с Россией. Русский живописец и график Михаил Александрович Вербов

Работа историка-архивиста — сродни труду следователя. Приходится строить и отвергать различные версии, обращаться к разным архивным документам, анализировать содержащиеся в них сведения, идти по следам, казалось бы, совсем незначительных фактов, возвращаться назад и вновь искать, пока в калейдоскопе часто противоречивых событий, дат и имён не проявится искомый результат…

 

Владимир Аронович Хавкин. Самый неизвестный учёный России

Владимир Аронович Хавкин
На фото: Владимир Аронович Хавкин

В течение столетий едва ли не самыми смертоносными недугами на планете считались холера и чума. В наше время эти грозные болезни продолжают своё шествие по странам земного шара, но из всего числа инфицированных теперь умирает лишь малая часть.

 

Трудности перевода. Стихи Марины Цветаевой на монгольском языке

Трудности перевода. Марина Цветаева на монгольском языке
Марина Цветаева. «Что другим не нужно — несите мне…»

Возможно ли передать средствами монгольского языка образную систему, художественные особенности, суть и душу русской литературы? Насколько монгольская культура может воспринять чуждые ей сюжеты и мелодику речи, найти эквиваленты в своём языке и культуре? Обращение к стихам такого сложного поэта, как Марина Цветаева, даёт ответы на эти вопросы.

Трибуна

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

Monographic

Об отношении коммунистических партий к парламентаризму на II конгрессе коминтерна


Второй конгресс Коминтерна 1920 г.

Второй конгресс Коминтерна, проходивший с 19 июля по 7 августа 1920 г. и утвердивший организационные принципы мирового коммунистического движения, необходимым пунктом включил в повестку вопрос об отношении к парламентаризму.

 

Суверенитет потребителя и государственная потребительская политика в СССР

6875764674646746746742.jpg

В течение ХХ в. в США и в странах Западной Европы сформировался институт защиты прав потребителей, предполагающий ограничение экономической свободы участников рынков в пользу слабейших из них.0Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект "Государственная политика в сфере прав потребителей в СССР, № 14-01-00125".

 

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года.

На фото: Организаторы и участники выставки. Нью-Йорк, 1924 г.

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года – одна из интереснейших страниц истории отечественного изобразительного искусства. Ей, к сожалению, посвящено на удивление мало исследовательского материала.

Прокрутить наверх