26 января 2023 года в Государственном музее истории Санкт-Петербурга открылась выставка «”Ленинград”. Литографический цикл Анатолия Каплана», посвящённая 79-й годовщине полного освобождения Ленинграда от нацистской блокады и 120-летию со дня рождения художника Анатолия Львовича Каплана.
Выставочный проект из частной коллекции семьи Кушнир и собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга представляет около 160 литографий и рисунков Анатолия Львовича Каплана (1903–1980), посвящённых Ленинграду, пережившему войну и блокаду. В числе экспонатов литографический цикл «Ленинград», признанный одним из лучших образцов изобразительного искусства, повествующих о городе на Неве.
Художник пережил в Ленинграде первую, самую трагическую блокадную зиму и был отправлен в эвакуацию весной 1942 года. После возвращения в 1944 году он приступил к работе над серией литографий, посвящённых жизни города, оправляющегося после пережитых испытаний. Эмоциональные переживания художника были столь сильны, что Каплан долгое время был не в силах расстаться с этой темой и продолжал работать над ней до середины 1950-х годов. Всё, что он видел вокруг, все наблюдения, отражённые в набросках и претворённые в законченные композиции, помогают представить, что более всего интересовало художника: это и уборка снега, и разборка разрушенного дома, и облик Невского проспекта во время затемнения, маленький буксир на Фонтанке, деревья и решётки набережных, за которыми вырисовываются архитектурные доминанты, любимый Летний сад и Марсово поле. Однако, даже изображая прозаические сюжеты городской жизни, автор переносил зрителя в иное сказочно-лирическое измерение, очерчивая границу реальности пеленой дождя или призрачным светом белой ночи.
Каплан вернулся в город, переживший смертельный ужас и невосполнимые потери. Первые листы серии были посвящены погибшим друзьям Каплана. Для этого художник выбрал чёрно-белое колористическое решение, которое распространилось на весь цикл работ. Всего мастером было создано более 100 литографий с видами Ленинграда. Все листы датированы и имеют название.
Также на выставке демонстрируются карандашные рисунки с видами города, которые сохранились в записных книжках-тетрадях художника. Не всегда зарисовки были подготовительным материалом для дальнейшего их перевода на литографские камни. Эти рисунки — отдельный пласт творчества Каплана. Рабочие блокноты, с которыми художник не расставался во время своих постоянных прогулок по городу, датированы 1944–1948 годами. Страницы из блокнотов не имеют конкретной даты и названия, однако запечатлённые на них городские пейзажи легко узнаваемы.
По материалам сайта Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School