6 сентября 2022 года в Государственном музее истории религии открылась выставка, посвящённая российской египтологической школе. Экспозиция знакомит с основными трудами отечественных исследователей и средствами популяризации памятников египетской культуры.
Выставка приурочена к 200-летию расшифровки иероглифических текстов Розеттского камня французским востоковедом Жан-Франсуа Шампальоном (1790–1832). 14 сентября 1822 года вошёл в мировую науку как день рождения египтологии, а Шампальона стали называть основателем египтологии. Практически сразу после расшифровки египетского письма российские учёные активно включаются в процесс собирания и исследования египетских памятников. В это время формируются основные музейные коллекции, издаются египетские тексты, исследуются предметы материальной культуры.
Первым в России стал заниматься египтологией В.С. Голенищев (1856–1947). Ещё в юности увлекавшийся Древним Египтом, он в 14 лет купил свой первый древнеегипетский памятник, который положил начало обширной коллекции. Её экспонаты были впоследствии переданы в Музей изящных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина). В 1880 году В.С. Голенищев был зачислен на службу в Эрмитаж. Здесь он начал работу по каталогизации, реставрации и исследованию древнеегипетских памятников. В результате исследований одного папируса он выяснил, что тот состоит из двух литературных произведений. Папирус содержал «Поучение Мерикара» и «Пророчество Неферти», вошедшие в список известнейших произведений Древнего Египта.
Начало преподавания египтологических дисциплин в российских университетах, а следовательно, становление российской египтологии как отдельной научной области, связано с именами О.Э. Лемма и Б.А. Тураева. В разное время проблемами египетской письменности, религии, искусства, хозяйственных отношений занимались такие известные российские учёные, как В.В. Струве, Н.Д. Флиттнер, Ю.Я. Перепёлкин, И.Г. Лившиц, М.А. Коростовцев, Н.С. Петровский, М.Э. Матье, И.Г. Франк-Каменецкий и другие.
В экспозицию вошло более 30 экспонатов. Тематически выставка охватывает различные аспекты становления египтологии как науки не только в Европе, но и России. Особый акцент сделан на программе популяризации памятников Древнего Египта. Ярким примером может служить Художественно-репродукционная мастерская, созданная по инициативе И.С. Золотаревского в 1919 году. Его проект, развивавшийся в рамках идеи тотальной музеефикации и направленный на искоренение невежества и суеверий, заключался в идее создания по всей стране музеев репродукций. Около 20 предметов в 1933 году были приобретены для только что открывшегося Музея истории религии.
На выставке представлены книги В.В. Струве, посвящённые истории и религии Древнего Египта, И.Г. Франк-Каменецкого, рассказывающие о египетской религии в Фиванский период, труды М.Э. Матье по истории искусства Древнего Египта, раритетное издание Б.А. Тураева «Древний Египет», вышедшее в Петрограде в 1922 году, и другие. Дополняют выставку копии оригинальных предметов, находящихся в собраниях музеев мира. Копии выполнены в 1919–1929 годах художественно-репродукционными мастерскими И.С. Золоторевского. Среди наиболее интересных экспонатов — заупокойная стела с изображением супружеской четы, статуэтка вельможи с изображением Осириса, канопа (сосуд, используемый для внутренностей, извлечённых при мумификации), статуэтка богини Баст в образе кошки. Завершают экспозицию фототипии конца XIX века, запечатлевшие крупнейшие храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре, а также западноевропейские офорты XIX века с изображением храмов в Фивах и Гелиополисе.
Выставка продолжит работу до 30 ноября 2022 года.
Текст: Полина Животова
По материалам сайта Государственного музея истории религии
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School