Выставка, посвящённая 160-летию со дня рождения первого народного художника СССР Николая Касаткина, проходит в экспозиционно-мемориальном отделе «Пресня» Государственного центрального музея современной истории России. В экспозиции представлены картины художника из фондов музея.

Николая Алексеевича Касаткина называли «Некрасовым русской живописи». Он – автор целого ряда революционно-романтических произведений: «Тревожное», «Рабочий-боевик», «Последний путь шпиона», «Беззаветная жертва революции», «Студент», «После обыска». Эти работы были откликом художника на Первую российскую революцию 1905–1907 гг. На долгое время они стали образцами для будущих художников-соцреалистов. Гости выставки могут ознакомиться с работами художника, написанными им в течение всей жизни.

Как отмечается в Большой российской энциклопедии, Николай Алексеевич Касаткин (13 (25) декабря 1859 года – 17 декабря 1930 года) – российский живописец, академик (1898 г.), действительный член Императорской Академии Художеств (1903 г.). Учился у отца, гравёра Алексея Александровича Касаткина (1829 г. – после 1883 г.), затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873–1883 гг.) у В.Г. Перова и И.М. Прянишникова. С 1891 года входил в Товарищество передвижных художественных выставок.

Был автором жанровых картин («Нищие на церковной паперти», 1883; «Перекупка», 1889; «Соперницы», 1890, обе – ГТГ, и др.). Работы художника написаны в сумрачной землисто-серой гамме, им свойственны простота композиции и интерес к внутренней жизни героев. С начала 1890-х годов главной темой его творчества становится жизнь рабочих и бедного населения в городах («Осиротели», 1891; «В коридоре окружного суда», 1897; «Арестантки на свидании», 1899, и др.). В 1892–1899 годах совершил поездки в Донбасс и на Урал, которые привели его к созданию большого «шахтёрского» цикла картин и этюдов («Шахтёрка», 1894; «Сбор угля бедными на выработанной шахте», 1894; «Углекопы. Смена», 1895, и др.). В 1906 году побывал в Скандинавии, в 1908–1910 гг. – в Италии и Турции. После 1917 года оформлял революционные праздники, создавал портреты-типы («Комсомолка», 1925, и др.). В 1922–1926 годах был членом Ассоциации художников революционной России, с 1927 года – Общества художников-реалистов.

Первым в стране получил звание народного художника Республики (РСФСР, 1923 г.).

В 1924 году посетил Великобританию для изучения жизни углекопов, впоследствии создал новый «шахтёрский» цикл.

В 1894–1918 годах преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в школе литографов при издательстве И.Д. Сытина (1882–1917 гг.).

Среди его учеников были А.М. Герасимов, Б.В. Иогансон, Н.П. Крымов, В.В. Мешков, К.С. Петров-Водкин, К.Ф. Юон, Б.Н. Яковлев.

Выставка будет открыта до 25 августа 2019 года.

ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

«Русские театральные традиции, сохраненные в эмиграции»

«К истокам „Центрального литературного музея“: первые музеи Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова»

«Под сенью „девушки с веслом“». Советский плакат 1930 – 50-х годов

Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века

Поиск по сайту

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Мы в соцсетях

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Жилищная политика и повседневная жизнь в СССР 1920-х годов

893725672386582638562836856238652.jpg

«Весть о гибели Берлиоза распространилась по всему дому с какою-то сверхъестественною быстротой, и с семи часов утра четверга к Босому начали звонить по телефону, а затем и лично являться с заявлениями, в которых содержались претензии на жилплощадь покойного.

 

Ладожская артерия: превозмогая блокаду. К 75-летию со Дня снятия блокады города Ленинграда

tild3139-6512875648712475123.jpg

Российское историческое общество публикует материалы к 75-летию со Дня снятия блокады города Ленинграда, которые содержат информацию о «дороге жизни» - военно-стратегической магистрали, проходившей через Ладожское озеро и связывавшей с сентября 1941 года по март 1943 года блокированный Ленинград с тыловыми районами страны. 

 

Сердце России. Донецко-Криворожская Советская Республика

1825681258612856125125-5.jpg

Именно так называли Донбасс в годы становления советской власти. Наверное, каждый, кто интересовался историей Гражданской войны, последовавшей после февральской и октябрьской революций, видел этот агитационный плакат, появившийся в начале 1920-х гг.

Новости Региональных отделений

Польско-советская война 1919–1920 годы: эволюция историографических оценок

10 и 11 октября 2019 года научно-образовательный центр Смоленского государственного университета «Россия и Беларусь: история и культура в прошлом и настоящем»

 

Новгородский музей подготовил выставку к 250-летнему юбилею графа А.А. Аракчеева

В Главном здании Новгородского музея-заповедника открылась выставка «Русский новгородский дворянин. К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева».

 

Презентация энциклопедии «Города и поселения Ульяновской области»

24 сентября 2019 года во Дворце книги – Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина – прошла презентация первого тома научно-популярной энциклопедии «Города и поселения Ульяновской области» (Ульяновск, 2019).

Трибуна

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

 

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

Прокрутить наверх