Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

В Музее истории российской литературы открылась выставка к 125-летию Есенина

9 сентября 2020 года для посетителей открылась выставка «Живите так, как вас ведёт звезда», посвящённая 125-летию со дня рождения Сергея Есенина. Суть его жизни была – поэзия.

Слова «выдающийся», «народный», «любимый» в лексиконе поэта становились прозаичными определениями его значимости не только для России, но и для мировой культуры. Есенин был и остается звездой. И создателям выставки в полной мере удалось «показать на этаже жилого дома космос».

Пространством для художественного проекта стал «Доходный дом Любощинских-Вернадских» на Зубовском бульваре – экспозиция открылась в стенах Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля. Её концепция – это не привычные есенинские «берёзки», а нечто потаённое и при всей известности не сразу узнаваемое: внутренний мир писателя, его внутренний космос.

Именем Есенина названа малая планета 2576. Есенин как часть мироздания, одновременно его создающий. «Живите так, как вас вёдет звезда» – эти строки из «Письма к женщине» стали не столько названием выставки, сколько эпиграфом. Детство и юность писателя на Рязанщине, в Константинове, первые шаги в литературном мире по переезду в Москву, успех в Петербурге – слом эпох, который поэт прочувствовал во всей многогранности и который сумел воспеть так, что слов не выкинешь.

«Вещи и предметы способны рассказать о поэте, о человеке, о его судьбе, но это вещи. А как рассказать о стихах? Рассказать о звёздных стихах Есенина, потому что Есенин как герой нашей выставки – это прежде всего звёздный герой»,

– отмечает куратор выставки Лариса Алексеева.

Экспозиция – это своеобразное действо в шести частях, основные узловые точки пути писателя. Его детство, которое прошло на приокских просторах в знаменитом селе Константинове: среди экспонатов этой «главы» – фотографии, школьный пенал Есенина, первый автограф, написанный ещё школьной рукой. И конечно, выдержки из философского трактата «Ключи Марии» – изба простолюдина как символ отношения к миру. И пусть родной дом Есенина не сохранился – он сгорел и был восстановлен в зарисовках лишь в 1926-м, уже после смерти писателя – изба в творчестве поэта перерастает в метафору: это дом предков, космос, домашняя вселенная.

«Невозможно понять, что такое загадочная русская душа, если ты не читал Есенина, невозможно до конца понять наши национальные и культурные ценности, истоки, если ты не читал Есенина. Трудно понять красоту русского языка и русской лирики, если ты не читал Есенина. Есенин раскрывается. Он ещё во многом, наверное, не познан»,

– отметила, посещая выставку, заместитель министра культуры РФ Алла Манилова.


На фото: Алла Манилова

Первые шаги Есенина в московских издательствах, его ранние стихи – вторая сцена экспозиции озаглавлена «Млечный путь» – как одноименный московский журнал, в котором Есенин начал публиковаться.

«Есенин впервые опубликовался в журнале «Мирок» со своим известным стихотворением «Белая береза под моим окном». Это был детский журнал и случилось это 1 января 1914 года. Найти этот журнал и публикацию оказалось совершенно невозможным»,

– рассказала куратор экспозиции Лариса Алексеева.


На фото: Лариса Алексеева

В результате в экспозицию вошёл ещё более редкий номер – от 1905 года. Его 10-летнему Есенину подарила дочь священника. Через 9 лет Есенин опубликуется сам в этом журнале. А его первый сборник – «Радуница», также вошедший в экспозицию, – в 1916 году выйдет тиражом в 3 тысячи экземпляров.

Ещё одна сцена – «небесный барабанщик»: революционная и постреволюционная ситуация, новое преображение поэта, когда тот пишет цикл из 11 поэм. Революция на земле и на небесах – в пространстве музея – есенинские строки, буквально проступающие из стен, рисуют образ поэта-пророка, причастного к рождению нового мира. Составной частью этого комплекса выступает «созвездие Пегаса» – литературная группа имажинистов – издания поэтов, коллективные сборники, афиши выступлений, фотографии, графика и кинохроника.


На фото: Константин Могилевский

«Очень трудно провести эту грань между литературой и историей. Может, и нет её. И не может быть истории без литературы, а литературы без истории. Как, на мой взгляд, не могло быть Есенина без России, и нет уже России без Есенина»,

– сказал на открытии выставки председатель Правления Российского исторического общества,
исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский.

Один из акцентов экспозиции – так называемый куб Есенина – небольшое замкнутое пространство, буквально заряженное энергетикой крестьянских бунтов и революции. За стеклами витрин –прижизненные издания поэмы «Пугачев», иллюстрации к ней и даже орудия крестьянского бунта – цеп, колотушка, серп. Но главное – самая большая рукопись Есенина из фондов РГАЛИ с рабочим названием «Поэма о великом походе Емельяна Пугачева». И конечно, авторская запись монолога Хлопуши. Есенин мечтал увидеть поэму поставленной на сцене, полвека спустя это сделает Юрий Любимов.

Редкая кинохроника – Есенин, читающий стихи на открытии памятника Кольцову в Москве и кадры его заграничного путешествия с Айседорой Дункан. Внутри и на фоне литературных событий первых послереволюционных лет – неизбежно тема любви и отношений с женщинами. Фотографии детей Есенина – Татьяны и Кости – с подписью Зинаиды Райх, невзрачное, на первый взгляд, «Попугаево кольцо», подаренное Софье Андреевне Толстой и воспетое в есенинских стихах, наконец, свидетельство о заключении брака Есенина и Айседоры Дункан. А также фотографии актрисы камерного театра Августы Миклашевской, её тетрадь с воспоминаниями о поэте, где, не сделав ни одной помарки, она пишет: «Есенин трезвый был очень застенчив. На людях он почти никогда не ел. Прятал руки – они казались ему некрасивыми».

Заключительная часть экспозиции озаглавлена «Тёмная материя» – это отсылка к поэме «Черный человек». Поэма создавалась в течение двух лет: предположительно Есенин работал над ней с 1923 по 1925 год. Василий Наседкин в своих воспоминаниях «Последний год Есенина» писал: «Эта жуткая лирическая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самообладания. Я дважды заставал его пьяным в цилиндре и с тростью перед большим зеркалом с непередаваемой нечеловеческой усмешкой, разговаривавшим со своим двойником-отражением или молча наблюдавшим за собою и как бы прислушивающемуся к самому себе».

Рукописные фрагменты текста поэмы на выставке дополняют вещи, рисующие образ «Черного человека» – цилиндр, трость, перчатки, принадлежавшие Есенину, и зеркало Айседоры Дункан.

Почти сразу после смерти Есенина – в январе 1926 года – был создан комитет по увековечению памяти поэта. Тогда же было объявлено о создании музея. Многие из его экспонатов сейчас хранятся в фондах Государственного музея истории российской литературы имени
В.И. Даля.


На фото: Дмитрий Бак

«Эта выставка является прологом к тому, что будет происходить 2 и 3 октября в Рязани в музее-заповеднике Сергея Есенина – в селе Константиново Рязанской области при поддержке Министерства культуры РФ»,

– подчеркнул директор Государственного музея
истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак.

3 октября со дня рождения Сергея Александровича Есенина исполняется 125 лет.

Текст: Анна Хрусталёва

Фото: Александр Шалгин

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

В Киеве открылась выставка «Путь к Победе: исторические источники свидетельствуют»

75 лет Победы. Завершение Второй мировой войны на Дальнем Востоке

В Белгородской области открыт музей «Белгородская черта – Муравский шлях»

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Мурманске открылась выставка, посвящённая 85-летию начала советско-финской войны

В Мурманске открылась выставка, посвящённая 85-летию начала советско-финской войны

В Мурманске открылась выставка «Зимняя война», посвящённая 85-летию начала советско-финской войны 1939–1940 годов.

 

Подведены итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В Амурской области подвели итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В июле-августа 2024 года, к 70-летию Дальневосточной археологической экспедиции, Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области провёл археологическую экспедицию на памятнике «Гащенка, городище-1».

 

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

В Центре изучения Гражданской войны Исторического архива Омской области состоялся круглый стол «Верховный правитель России А.В. Колчак: личность и память».

Прокрутить наверх