Сотрудники Отдела сравнительного изучения древних цивилизаций Института всеобщей истории РАН и работающие с ними одной командой коллеги ведут работу над статьями по истории и культуре Древнего Востока для «Российской исторической энциклопедии».
Напомним, работа над созданием «Российской исторической энциклопедии» ведётся при поддержке фонда «История Отечества».
Каждое из больших тематических направлений ставит при работе над энциклопедией нового поколения новые и сложные задачи, и наше не является исключением. Со времен изданий энциклопедий такого формата, как РИЭ, посвящённых древнему Востоку, и отечественных, и зарубежных, прошли десятилетия. За это время накоплены важнейшие новые результаты прежде всего в области этнической истории и археологии (в том числе благодаря освоению огромного генетического материала и развитию лингвистики), исследователи вышли далеко за рамки, диктовавшиеся ранее ограниченным набором письменных источников, были открыты новые культуры.
Древняя история всё больше предстаёт перед исследователями как череда сменяющихся и взаимодействующих друг с другом, «ойкумен» — мир-систем, включавших многие очаги цивилизации, охватывавших огромные пространства, расширявшихся и сужавшихся, проходящих сквозь кризисы и иногда крушения, пока, наконец, к рубежу эр не сложилась гигантская супер-ойкумена, охватившая почти всё население Старого Света. Эта картина во многом не укладывается ни в привычное деление «Восток — Греция — Рим», ни в условное, восходящее, по сути, к европо- и элладоцентричности, конструирование некоего одного «Востока» из всех североафриканских и азиатских ареалов. То, что век назад из-за недостатка знаний могло казаться варварской периферией, смутным и неясным фоном для развития хорошо освещённых источниками центров цивилизации, предстало наряду с ними важными элементами одного многокрасочного мира.
Практически ушли в прошлое — и в мировой, и в отечественной науке — телеологические историософские схемы, стремившиеся подогнать историю любого общества к заранее принятой шкале универсального однолинейного развития и увидеть в ней отражения собственного исторического и культурного опыта; мало кто сейчас захочет видеть в реформе Эхнатона проявление «перехода от политеизма к монотеизму» (стоит вспомнить, что в религии Эхнатона было два подлежащих поклонению божеств-«повелителей» — Атон и он сам, Эхнатон) или искать во всякой смуте проявление классовой борьбы, движущей социальный прогресс. Зато небывалого масштаба достигло изучение того, что лежит в фокусе внимания антропологии — история институтов, реалий общественной организации и жизни, права, механизмов воспроизведения и изменения культуры. Продолжают накапливаться и фактографические достижения — вплоть до того, что в прошлом году был по-настоящему открыт для науки, благодаря случайно найденным табличкам, один из важнейших языков Передней Азии, аморейский. Выявлено множество неизвестных ранее событий этнополитической истории.
Отражать новый уровень и объём научного знания в статьях, по необходимости очень ограниченных в объёме и в самом своем количестве — задача сложная, и решать её можно только командой — в неё входят сотрудники не только ИВИ РАН, но и МГУ имени М.В. Ломоносова, ИСАА, Института востоковедения РАН, Института языкознания РАН, других научных центров и структур. Уже разработка нового словника оказалась трудным делом, и коллеги достаточно эмоционально спорили о том, каким из их излюбленных исторических деятелей или государств предстоит пожертвовать, а что всё же останется в энциклопедии. В итоге история Древнего Востока оказалась у нашей команды высоко персонализированной: в словник включены важнейшие этнополитические образования, крупнейшие центры, но особенно — исторические деятели, в статьи о которых мы стремимся включить сведения о социальных явлениях и процессах, разворачивавшихся во время их жизни.
Мы сделали выбор в пользу сокращения числа статей ради того, чтобы в них можно было включить детальную информацию, отсутствующую в большинстве текстов энциклопедических и обобщающих жанров и считающуюся принадлежностью узкоспециализированных изданий. Мы стремимся к тому, чтобы в статьях по наиболее сложным и малоизученным вопросам читатель мог получить информацию, которую не нашёл бы никаким другим образом, если только он сам не является специалистом по теме статьи. Насколько оправдан этот выбор и насколько мы справимся с его реализацией — покажет результат нашей работы.
По материалам сайта Института всеобщей истории РАН
Текст: А. Немировский
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
В Саратове, в Музее боевой и трудовой славы состоялась презентация сайта kursanty-balakovo.ru, посвящённого Симферопольскому военному пехотному училищу, которое во время Великой Отечественной войны дислоцировалось в Саратовской области: сначала, всего несколько месяцев, — в сёлах Питерка и Моршанка, а затем, с весны 1942-го по весну 1944-го — в городе Балаково.
В истории бывают рубежные моменты, когда неотвратимость перемен с очевидностью предстаёт перед людьми разных социальных страт, политических лагерей и культурных ориентиров. Те, кто настроен на пульс эпохи, синхронно ощущают некие могучие токи, тектонические сдвиги континентальных плит, меняющие геополитический ландшафт мира.
Юбилейные мероприятия, посвящённые 400-летию со дня рождения великого правдолюбца, стали опытом нового прочтения аввакумовского наследия. Аввакум Петрович Кондратьев (1620–1682) относится к числу знаковых фигур, определяющих исторический путь России как уникального, целостного цивилизационного мира.
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».
Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».