Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

hers1.jpg

Сегодня, когда возвращение Крымского полуострова в состав России остро поставило перед нами вопрос о сохранении новоприобретенных памятников истории и культуры античного Причерноморья, Российское историческое общество вновь внимательно следит за ситуацией в Херсонесе.

Сотрудничество Российского исторического общества с музеем-заповедником «Херсонес Таврический»

Абстрагируясь от частностей, можно сказать, что сотрудничество Российского исторического общества с музеем-заповедником «Херсонес Таврический» насчитывает уже более 130 лет. Еще в 1880-х годах, благодаря деятельности Императорской археологической комиссии, чьим основателем был Почетный член Императорского Русского исторического общества граф Сергей Григорьевич Строганов, на территории «Русских Помпей», как тогда прозвали Херсонес, развернулись масштабные плановые раскопки. В 1887 году, в ответ на письмо графини Прасковьи Сергеевны Уваровой, ратовавшей за сохранение уникальных античных находок, Почетный Председатель Императорского Русского исторического общества император Александр III собственноручно начертал: «Это необходимо сделать, чтобы не прослыть за варваров. Представьте мне заключение и как можно скорее, чтобы спасти все, что можно спасти».

4 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию охарактеризовал значение Херсонеса как «цивилизационное и сакральное», сопоставимое лишь со значением Иерусалима для тех, кто исповедует ислам или иудаизм. Учитывая, что через Корсунь стали проникать в Северное Причерноморье первые христианские миссионеры, в числе которых – будущий создатель славянской письменности Св. Кирилл, это заявление нельзя объяснить лишь риторическим преувеличением. Здесь же, в Херсонесе, принимает крещение равноапостольный князь Владимир, предваривший эту акцию долгой осадой города. Отсюда родом и знаменитая «Присяга граждан Херсонеса» - эпиграфический памятник античной политической мысли, где сказано прямо: «не нарушу демократии и желающему предать или нарушить, не дозволю».

Раскинувшийся под открытым небом археологический парк воплощает в себе память о многочисленных страницах древнейшей и средневековой истории Причерноморья. На тридцати охраняемых участках рассыпались более 120 объектов историко-культурного наследия, соотносимых с полудюжиной различных культур – от зерновых ям тавров до древнегреческих руин, отразивших архитектурные идеи Гипподама Милетского.

В 2013 году, оценив безусловную роль Херсонеса в мировой истории, Организация Объединенных наций по вопросам науки, образования и культуры (ЮНЕСКО) по итогам своей 37-й сессии включила «Древний город Херсонес Таврический и его хору» в Список Всемирного наследия под кодовым названием «объект № 1411». Помимо особого правового статуса, это решение, в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия, позволяет музею-заповеднику претендовать на международную защиту и всестороннюю поддержку своей деятельности.

maxresdefaultunesco.jpg

Казалось бы, вопрос о статусе Херсонеса был полностью исчерпан, однако после исторического воссоединения Крыма и Севастополя с Российской Федерацией, ЮНЕСКО, ссылаясь на негативные результаты голосования в Генеральной Ассамблее ООН по вопросу о признании судьбоносного референдума, резко изменила свое отношение к объекту № 1411. Смена юрисдикции памятника (распоряжением Правительства РФ Национальный заповедник «Херсонес Таврический», чьим учредителем являлась Украина, был реорганизован в Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», учредителем которого теперь выступает Российская Федерация) оказалась непризнанной, равно как и позднейшее включение Херсонеса в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. 24 сентября 2014 года ЮНЕСКО и вовсе закрыла свое представительство в Москве, несмотря на то, что помимо Херсонеса Таврического, на территории России остаются еще 26 охраняемых ею объектов.

Формализм, проявившийся в отношении к археологическим памятникам Херсонеса, к сожалению, повлек за собой отнюдь не только статусные потери. Согласно 6 ст. Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, оказывать содействие признанию, охране, сохранению и популяризации объектов следует лишь «если об этом попросят государства, на территории которых они находится». Другими словами, отказ от признания российской юрисдикции над Херсонесом является основанием для одностороннего и полного прекращения сотрудничества ЮНЕСКО с новым руководством музея-заповедника.

Слухи о возможном исключении Херсонеса из списка объектов Всемирного наследия впервые просочились в СМИ ровно год назад, на волне неоднозначного решения Севастопольских властей о кадровых перестановках в руководстве музея-заповедника «Херсонес Таврический». Вмешательство широкой общественности, в том числе и Российского исторического общества, выступившего с резонансным публичным обращением, на тот момент поспособствовало разрешению назревавшего кризиса.

Сегодня мы вновь выступаем против одностороннего отказа ЮНЕСКО от проведения мониторинга состояния археологических памятников Херсонеса Таврического.

По словам Председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина пришла пора «признать, что если крымские ученые, археологи сумели сохранить эти уникальные памятники при украинской власти, то теперь созданы гораздо более благоприятные условия для совместной научной работы». Важно помнить, что на всем протяжении изучения античного Херсонеса, этот памятник был теснейшим образом связан с российской наукой, активно способствующей его международному признанию.

Честь открытия первой страницы в истории музея-заповедника принадлежит командующему Черноморским флотом адмиралу Алексею Самуиловичу Грейгу – соратнику Григория Орлова и известному меценату екатерининской эпохи. По его частной инициативе в 1827 году были произведены первые научные раскопки на территории Херсонеса, принесшие неожиданно значительные результаты. «Русской Помпеей» назвала античный Херсонес графиня Прасковья Сергеевна Уварова – выдающийся энтузиаст археологии, одна из основателей Московского археологического общества. В 1888 году к исследованиям Херсонеса приступила Императорская Археологическая комиссия, чью работу на этом объекте непосредственно возглавил член Императорского Одесского общества истории и древностей Карл Каземирович Косцюшко-Валюжинич. Именно он в 1892 году стал основателем первого музея истории Херсонеса – «Склада местных древностей».

1 августа 1921 года по приказу Крымского Революционного Комитета Херсонесское городище и музей были объявлены народной собственностью. Четыре года спустя из коллекции «Склада местных древностей» были сформированы полноценная экспозиции античной и средневековой истории Херсонеса. Новые сотрудники музея систематизировали фонды, составили описи материалов и восстановили паспорта большинства найденных памятников. В послевоенные годы Херсонесский музей-заповедник становится одним из известнейших в Советском Союзе. Большой сенсацией в научном мире стало открытие там в 1954 году остатков единственного известного в Северном Причерноморье античного театра.

Огромный вклад в развитие музея-заповедника внесла созданная усилиями уральских византинистов и антиковедов Крымская экспедиция Уральского государственного университета, которая на протяжении практически полувека вела археологические раскопки в Херсонесе. Вплоть до 2000-х годов эту экспедицию возглавляла профессор Алла Ильинична Романчук. Даже в период нахождения Херсонеса Таврического под юрисдикцией Украины, Херсонесский музей получал активнейшую поддержку российских научных структур – Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Российской Академии наук.

За несколько лет после возвращения Крыма положение археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» упрочнилось и в правовом, и в административно-хозяйственном плане. Лишь в 2014 году с руководством музея было заключено более 40 договоров о научном и культурном сотрудничестве. Сегодня ежегодную археологическую практику в Херсонесе проходят более 200 студентов и молодых специалистов со всего мира, а количество посетителей музея превышает 450 тысяч человек в год. Большой популярностью у севастопольцев и гостей города пользуются театрализованные представления на античную и средневековую тематику, проходящие прямо в сохранившемся античном амфитеатре.

Пойдя навстречу посетителям, с 2016 года музей-заповедник объявил о бесплатном проходе на свою территорию. Этому решению во многом поспособствовала благотворительная компенсация от ряда крупных российских компаний, а также государственная субсидия, которая в текущем году была увеличена почти вдвое. Не так давно музей-заповедник получил и долгожданную субсидию на проведение ремонтно-реставрационных работ, а также несколько грантов Российского гуманитарного научного фонда для проведения четырех масштабных научных проектов.

Особо отметим, что в противовес деструктивной позиции украинского руководства, не желающего признавать очевидное, российские власти устойчиво демонстрируют готовность выполнять все требования ЮНЕСКО в отношении уникальных памятников древнего Херсонеса. Едва ли не сразу после присоединения Крыма Президент России Владимир Путин лично поручил правительству «обеспечить сохранность объекта Всемирного наследия «Херсонес Таврический и его хора» в соответствии с требованиями ЮНЕСКО». Сегодня в руководящие органы этой международной организации регулярно направляются отчеты о состоянии памятников Херсонеса, а при разработке туристических программ по-прежнему применяются принципы, изложенные в Энамской хартии Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест.

Все вышеизложенное позволяет нам надеяться на победу здравого смысла и научной беспристрастности над перегибами политической конъюнктуры и формально-попустительским отношением к международно-правовым коллизиям. Российское историческое общество вновь, как и год назад, внимательно следит за развитием событий в Херсонесе Таврическом.

Комментарий директора Института Археологии РАН Николая Макарова

Крымский полуостров уникален, являясь бесспорно насыщенной в историческом плане территорией, он стал свидетелем множества культур и эпох. Курганы, античные поселения, древнейшие стоянки первобытных людей. Исследования и археологические раскопки там начались еще в XIX веке, а потому саму площадку нельзя назвать лишенной научного внимания. Хотя в последние годы внимание было скорее политическим, чем научным. О том, произошли ли изменения для археологов в виду событий новейшей истории, активизировались ли археологические работы в Республике, каково состояние памятников и какие задачи в данный момент стоят перед российскими учеными доктор исторических наук, академик РАН, член Президиума Российского исторического общества и директор Института Археологии РАН Николай Андреевич Макаров.

Комментарий директора Института Археологии РАН Николая Макарова

«Российские археологи никогда из Крыма не уходили. Там всегда работали 15 археологических экспедиций, так как он был и остается одной из основных площадок исследований для изучения античности.

Сейчас наблюдается новая волна интереса к древностям Крыма. Готовится новая публикация некоторых крымских памятников. Многое сделано для того, чтобы остановить грабительские раскопки в Крыму, которые, к сожалению, получили невероятный размах. Следы грабительства в Крыму производят удручающее впечатление: огромные памятники со следами относительно недавних разрушений, масса археологических находок и артефактов, которая была выброшена на антикварный рынок. Сейчас уже немало сделано для того, чтобы остановить такой губительный процесс; не ручаюсь, что такие ситуации полностью исчезнут, но их количество снизится. Предпринимается также большая работа для того, чтобы организовать спасательные раскопки на всех объектах, которые могут быть затронуты созданием новой транспортной инфраструктуры. Строятся дороги, линии электропередач, мост, и все это становится потенциальной угрозой для археологического наследия. Работы, которые ведутся по сохранению и недопущению разрушений, очень серьезные. Я надеюсь, что потерь не будет или они будут минимальны. Создание чего-то нового всегда нарушает древность, но, если к этому процессу отнестись с большим вниманием и ответственностью, то жертвовать ничем не придется, ни новым, ни старым.

Работы на полуострове идут, но важно понять другое: нам необходимы новые идеи. Потому что археологию движет не только практика, как и любую науку, которая хочет развиваться. Существуют два основных варианта: первый — движение от памятников. Например, вы нашли берестяную грамоту и начинаете ее изучать, размышлять, как она сюда попала, что такого должно было быть вокруг – то есть идете от эмпирики. Историки работают так же, найдя какой-то новый источник или рукопись. Второй путь – попытка решить большие исторические проблемы, обращаясь к той или иной территории.

Крым представляет собой интереснейшее пространство с массой памятников, которое дает возможности по изучению самых различных культур, народов и эпох. Из насущных задач в данный момент: провести инвентаризацию археологического наследия, грамотно организовать работы по созданию научной инфраструктуры, определить границы археологических территории и закрепить их нормативными документами – то есть поставить на учет для пресечения разрушений. А дальше уже можно будет двигаться дальше, такой вот смысловой повтор, с новыми идеями.

Крым неплохо изучен, так как начал исследоваться еще в 19 веке до завершения русско-турецких войн. Тогда основной целью были находки античного наследия, приобщение Российской империи к этой культуре. Мы искали свою античность и нашли греков, следы эллинского присутствия в Причерноморье, а Россия оказалась включена в ореол античной цивилизации, юг России, как выяснилось, был полноценной частью этого огромного мира. Мы знаем достаточно об этих древних городах, их специфике. Тот же Херсонес раскопан на 40 процентов. У нас мало в мире античных городов, которые были бы раскопаны с такой полнотой.

Крым – сложная тема, как и вся античность, ведь, повторюсь, очень многое уже сделано. Но количественный признак никак не соотносится с качественным, с проблемным, с научно значимым. Та же ситуация с археологией Древней Руси. Раскопав еще 100 метров, найдя еще 10 крестов и 20 однотипных подвесок, мы не совершим прорыва или существенного приращения знания.  Чтобы дать новый импульс к изучению Крыма мало «не полно разработанных памятников», надо сформулировать новую гипотезу, начать ее проверять, должны быть люди, которые ее сформулируют и новые задачи, которые будут поставлены по отдельным периодам. Археологи, являющиеся специалистами по Крыму, должны их предложить, а научное сообщество рассмотреть, понять, насколько они интересны и актуальны, выполнимы». 

Текст: Владимир Беклямишев

Интервью: Ольга Давыдова

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №4/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Фестиваль «Наше наследие» состоялся в городе Звенигово Республики Марий Эл

Фестиваль «Наше наследие» состоялся в городе Звенигово Республики Марий Эл

20 декабря 2024 года в актовом зале Центра досуга и культуры «Мечта» в городе Звенигово прошёл фестиваль историко-документального кино «Наше наследие».

 

Научно-образовательный центр «Большой Алтай» АлтГУ отметил пятилетие своей работы

Научно-образовательный центр «Большой Алтай» АлтГУ отметил пятилетие своей работы

19 декабря 2024 года в Алтайском государственном университете прошла Международная экспертная сессия, посвящённая пятилетнему юбилею НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай».

 

Состоялось совместное заседание отделений РИО в Псковской области и Краснодарском крае

Состоялось совместное заседание отделений РИО в Псковской области и Краснодарском крае

21 декабря 2024 года состоялось расширенное заседание Советов региональных отделений Российского исторического общества в Псковской области и Краснодарском крае.

Прокрутить наверх