В истории случаются моменты, своей значимостью и символичностью выявляющие подлинную суть отношений между народами и государствами. В первый же день войны Монголия стала единственной страной, прямо поддержавшей Советский Союз в борьбе против фашистской Германии.
По мнению ряда историков, старт Второй мировой войне был дан в 1939 году на Востоке, во время событий на Халхин-Голе1См.: Суходолов А.П., Кузьмин Ю.В., Рачков М.П. Война на Халхин-Голе 1939 года (май — сентябрь) как начало Второй мировой войны: новый подход // Россия и Монголия: новый взгляд на историю (дипломатия, экономика, культура). Улан-Батор: Иркутск, 2015. С. 19–32.. Бои здесь не были локальным конфликтом: крупномасштабные военные действия стали одним из очагов грядущей большой войны. Именно тогда советские и монгольские войска получили ценный опыт боевого взаимодействия, а народы двух стран — опыт и уверенность в военной поддержке друг друга.
Когда СССР был втянут в войну на своих западных рубежах (не прошло и двух лет после победы советских и монгольских войск в боях против японской армии), Монголия, возможно, как ни одна другая страна, понимала важность вовремя оказанной моральной и материальной поддержки союзнику. 22 июня 1941 года МНР официально заявила о верности обязательствам, принятым на себя по протоколу, заключённому 12 марта 1936 года,— «в случае военного нападения на одну из договаривающихся сторон оказать друг другу всяческую, в том числе и военную, помощь»2Документы внешней политики СССР. Т. 19. М., 1974. С. 136–137.. В тот же знаковый день на совместном заседании Президиума Малого Хурала, Совета министров МНР и Президиума ЦК МНРП было принято постановление, в котором говорилось: «Правительство МНР и Президиум ЦК МНРП заверяют народы Советского Союза и трудящихся всех стран мира, что они непоколебимо будут продолжать укрепление дружбы с советским народом, окажут необходимую помощь СССР в победоносном ведении Отечественной войны, которую навязал ему германский фашизм»3Советско-монгольские отношения. 1921–1974. Документы и материалы. Т. 2. 1941–1974. Ч. 1. М., 1979. С. 2.. В постановлении также было подчёркнуто, что монгольский народ «готов рука об руку с советским народом грудью встать на защиту свободы и независимости СССР»4Советско-монгольские отношения. 1921–1974. Документы и материалы. Т. 2. 1941–1974. Ч. 1. М., 1979. С. 2..
Отправка лошадей воинским поездом в Советский Союз. 1942 год
23 июня в Улан-Баторе состоялся многолюдный митинг, на котором выступил председатель Совета министров МНР маршал Х. Чойбалсан. Он призвал монгольский народ неуклонно укреплять экономическую и оборонную мощь своей страны и всемерно поддержать Советский Союз.
Монголия перевела свою экономику на военный режим и развернула движение по оказанию добровольной помощи Красной армии. Вся страна начала жить и работать под девизом «Все для фронта, все для Победы!». Ведь с первого дня Великой Отечественной помощь Советскому Союзу стала для неё главной задачей. Жители Монголии справедливо считали, что их страна — глубокий тыл Советского Союза, и делали всё возможное для поддержки фронта5Цэдэв Н., Мунхбат Д. Монголия — Красной Армии в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 г.) // http://pero-altay.ru/ istoriya/363-mongoliya-krasnoj-armii-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny-1941–1945gg.
Артиллерия переправляется по льду Волги на доставленных из Монголии лошадях. Декабрь 1942 года. Фото Георгия Зельмы / РИА Новости
В соответствии с постановлением монгольского правительства в сентябре 1941 года была образована Центральная комиссия по оказанию помощи СССР — для организации отправки «собранных от монгольских аратов и рабочих подарков для красноармейцев, героически воевавших против немецких фашистов»6Хишигт Н. Движение монгольского народа за помощь фронту Великой Отечественной войны // Вторая мировая война и Монголия. Улан-Батор, 2005. С. 54.. В каждом аймаке страны, на предприятиях, в государственных организациях и учебных заведениях были созданы с той же целью местные комиссии.
Все слои населения Монголии участвовали в движении по оказанию помощи советскому народу. Инициаторами сбора средств стали рабочие и служащие Улан-Баторского промкомбината и столичной теплоэлектростанции7Лувсанбалдан Э. Дэлхийн II дайны үеийн Монгол Улс [Монголия во Второй мировой войне]. Улаанбаатар, 2015. С. 60.. Жители страны вносили в фонд помощи Красной армии деньги, золотые и серебряные украшения и другие ценности, тёплую одежду, продукты питания. На местах были организованы бригады по заготовке пушнины и мяса. Женщины Монголии организовали работу сотен кружков, в которых изготовлялись тёплые вещи для советских воинов. Многие стали донорами, добровольно сдавая кровь для раненых красноармейцев. Средства от субботников, организованных профсоюзами и молодёжными организациями, вносились в фонд помощи Красной армии. Рабочие трудились сверхурочно, отказывались от выходных и отпусков, перевыполняли планы, а выпущенную продукцию и заработанные деньги передавали в фонд помощи. В каждой семье, во всех кочевьях собирали подарки фронтовикам. Послать подарок на фронт для советских воинов стало долгом для каждого труженика…
Приём скота для отправки в Советский Союз
Пошив ватников для воинов Красной армии. Фотографии 1941–1943 годов
С 1941 по 1944 год из МНР в Советский Союз было отправлено восемь эшелонов с подарками, которые собирали жители Монголии, — это были полушубки, меховые шапки, валенки, продуктовые посылки и др. (всего на сумму более 25,3 млн тугриков). Первый такой эшелон с подарками для бойцов и командиров Красной армии был направлен в Советский Союз в ноябре 1941 года, к 24-й годовщине Октябрьской революции. На фронт было доставлено 15 тысяч полушубков, столько же меховых телогреек, полторы тысячи пар валенок, 6000 шерстяных свитеров, меховые рукавицы и жилеты, одеяла из выделанной овчины и др. (на общую сумму 587 000 тугриков). Второй эшелон с подарками и продовольствием был отправлен из Монголии уже в феврале 1942 года — 37 вагонов, загруженных продовольствием (мясо, колбаса, хлебобулочные изделия, масло, водка, различные консервы и кондитерские изделия, а также папиросы) и тёплыми вещами (валенки, меховые шубы и полушубки, телогрейки, тёплые жилеты и пр.)8БНМАУ, Зөвлөлт эх орны дайны үед. Баримт бичгийн эмхтгэл [МНР в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. Сборник документов]. Улаанбаатар, 1954. С. 68.. Эшелон сопровождала монгольская делегация в составе семи человек во главе с первым заместителем премьер-министра Монголии С. Лувсаном. Делегация выехала на Западный фронт, где встретилась с командующим Г.К. Жуковым, посетила расположение воинских частей и освобождённые от гитлеровцев города9Российско-монгольское военное сотрудничество (1911–1946). Сборник документов. Ч. 2. М.: Улан-Удэ, 2008. С. 116..
Подготовка тёплых вещей к отправке в Советский Союз
В декабре 1942 года делегация во главе с премьер-министром Монголии маршалом Х. Чойбалсаном привезла подарки, размещавшиеся в 215 вагонах. Члены делегации выезжали на Центральный фронт, в расположение 50-й и 16-й армий. Находясь в штабе 16-й армии, Чойбалсан объявил о своём решении преподнести этой армии 1000 лошадей от себя лично10Российско-монгольское военное сотрудничество (1911–1946). Сборник документов. Ч. 2. М.: Улан-Удэ, 2008. С. 123–124.. Для сравнения: из США в Советский Союз было направлено 665 тыс. тонн мясных консервов; из Монголии, население которой в 1940-е годы составляло 819 тыс. чел., в СССР было отправлено мяса немногим меньше, чем из одной из самых богатых и крупных стран мира. Из США в СССР в годы войны поступило 54 тыс. тонн шерсти, из Монголии — 64 тыс. тонн. Каждая пятая шинель в 1942–1945 годах была изготовлена из монгольского материала.
Упаковка валенок перед отправкой эшелоном в Советский Союз в помощь бойцам Красной армии
Передача подарков воинам 112-й Краснознамённой танковой бригады
Эшелон из Монголии доставил фронтовикам 49-й армии Западного фронта продовольствие (мясо, колбасы, хлеб, масло, водку, сахар, конфеты), тёплые вещи (валенки, меховые плащи, жилеты, полушубки, перчатки, шарфы, кожаные ремни, хромовые сапоги). Фотографии 1941–1943 годов
В начале 1945 года из Монголии был отправлен последний, девятый эшелон с продовольствием и обмундированием, состоявший из 127 вагонов.
Герой Советского Союза, лётчик-истребитель капитан
А.И. Майоров в кабине самолёта эскадрильи “Монгольский
арат”.
Белорусский фронт. 24 июля 1944 года
Свою роль в Великой Отечественной играла кавалерия — конница была полноценным участником войны от первого до последнего её дня: в Берлинской операции участвовали 12 конных дивизий, почти 100 тысяч кавалеристов. Между тем в первый год войны из-за стремительного наступления противника СССР потерял почти половину лошадиного поголовья11Волынец А. Великая Отечественная — последняя война кавалерии // http://topwar.ru/74935-velikaya-otechestvennaya-poslednyaya-voynakavalerii.html. Дата обращения: 01.06.2021.. В такой ситуации у армии оказался единственный дополнительный источник лошадей — Монголия. За четыре года войны Советскому Союзу было поставлено более 500 тысяч лошадей. Монгольские лошади поставлялись по условной цене, в основном взаимозачётом за монгольские долги СССР. Таким образом окупились довоенные политические, военные и экономические вложения Советского Союза в Монголию. Кроме того, 32 тыс. монгольских лошадей — на шесть кавалерийских дивизий военного времени — были переданы в качестве подарков от монгольских аратов. Фактически в 1943–1945 годах каждая пятая лошадь на фронте была монгольской122 Волынец А. Указ. соч.. В конце войны в Монголии была организована закупка лошадей и племенного скота для передачи в дар колхозам освобождённых районов СССР.
Большой помощью стали и поставки мяса из Монголии — около 500 тыс. тонн. Такая мобилизация ресурсов дала о себе знать: в 1942 году резко снизилось поголовье скота, а зимой 1944-го в Монголии начался голод13Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 127. Д. 288. Л. 2–3.…
Несмотря на трудности, Монголия на всем протяжении войны поставляла Советскому Союзу ещё один стратегический товар — шерсть для солдатских шинелей.
Монголия стала важнейшим источником кожевенного сырья и пушнины. К 7 ноября 1941 года несколько советских пехотных дивизий из резервов, готовившихся к контрнаступлению под Москвой, были полностью оснащены монгольским зимним обмундированием.
19-летняя С. Цэгмид (вторая слева) входила в состав монгольской делегации, которая привезла подарки монгольского народа на фронт. Ноябрь 1942 года
С. Цэгмид более полувека проработала в области животноводства, вырастила семерых детей
Добавим: в Монголии был единственный доступный СССР в годы войны промышленный источник вольфрама, самого тугоплавкого металла на Земле, без которого было невозможно делать снаряды, способные пробить броню немецких танков.
На 25-й сессии Малого Хурала МНР в январе 1942 года было принято постановление с поручением монгольскому правительству организовать сбор средств для формирования танковой бригады под названием «Революционная Монголия». Правительство МНР перечислило в Банк внешней торговли СССР на постройку танковой бригады 300 кг золота, 100 000 ам. долларов и 2,5 млн тугриков14Российско-монгольское военное сотрудничество (1911–1946). Сборник документов. Ч. 2. М.: Улан-Удэ, 2008. С. 119.
12 января 1943 года танковая бригада «Революционная Монголия» в составе 53 танков (21 танк Т‑70 и 32 танка Т‑34), произведённых в СССР, была торжественно передана 112-й ордена Боевого Красного Знамени танковой бригаде (впоследствии 44-я гвардейская танковая бригада) делегацией МНР во главе с маршалом Х. Чойбалсаном. На танковых башнях были нанесены название бригады и надписи, показывавшие, от какого аймака была подарена данная машина.
Маршал Х. Чойбалсан вручает построенный на собственные средства именной танк, входивший в состав танковой колонны «Революционная Монголия», подаренной монгольским народом Советской армии. Январь 1943 года
Танки имели названия, показывающие, кто был дарителем боевых машин: «От Большого Хурала», «От Малого Хурала», «Монгольский арат», «Монгольский чекист», «От ЦК Монгольской народно-революционной партии», «От интеллигенции МНР», «От советских граждан в МНР», «От Совета министров МНР», «От Монгольского революционного союза молодёжи», «От монгольских женщин». Были также «именные» танки: «Сухэ-Батор», «Хатан-Батор Максаржаб», «Маршал Чойбалсан».
Бригада прошла славный боевой путь — от Подмосковья до Берлина, получив в награду Указом Президиума Малого Хурала МНР от 18 января 1944 года орден Боевого Красного Знамени МНР.
На 26-й сессии Малого Хурала в 1943 году было принято решение о сборе средств для создания авиаэскадрильи «Монгольский арат». 25 сентября 1943 года на полевом аэродроме в районе станции Вязовая Смоленской области в торжественной обстановке состоялась передача эскадрильи из 12 боевых самолётов Ла‑5. Содержание личного состава танковой бригады «Революционная Монголия» и эскадрильи «Монгольский арат» монгольское правительство взяло на себя, трижды дополнительно выплатив по 2 млн тугриков командирам и бойцам этих подразделений на вооружение и содержание15Хишигт Н. Указ. соч. С. 60..
Активное участие в защите Москвы принимали монгольские студенты и курсанты, обучавшиеся в годы войны в СССР, помогали выявлять вражеских разведчиков и диверсантов, охранять аэродромы, создавать противотанковые заграждения, рыть окопы, обезвреживать и тушить зажигательные бомбы, оказывать помощь раненым военнослужащим в городах СССР, где они проходили обучение. Многие из них стали донорами крови для бойцов Красной армии.
Торжественная передача танковой колонны «Революционная Монголия» (32 танка Т-34 и 21 танк Т-70) воинам 112-й Краснознамённой танковой бригады. 1943 год
300 советских граждан из числа проживавших в Монголии соотечественников в первые же дни войны ушли добровольцами на фронт, участвовали в обороне Москвы и других крупных сражениях Великой Отечественной. Всего же на фронтах воевали около 5000 наших соотечественников, проживавших тогда на территории Монголии или находившихся там в командировках. Монгольское государство оказывало помощь гражданам СССР, призванным в ряды Красной армии из МНР, а также членам их семей, выплачивая пенсии и пособия, предоставляя льготы16См.: Советско-монгольские отношения. 1921–1974. Документы и материалы. Т. 2. 1941–1974. Ч. 1. М., 1979. С. 62–64.. Вернувшимся с фронта инвалидам — советским гражданам, постоянно проживавшим в Монголии, а также семьям постоянно проживавших в Монголии советских граждан, призванных на фронт или погибших на фронте, выдавалась специальная пенсия, их обеспечивали жильём17См.: Российско-монгольское военное сотрудничество (1911–1946). Сборник документов. Ч. 2. М.; Улан-Удэ, 2008. С. 138–141.. В фонд помощи инвалидам войны и детям-сиротам было передано 5 млн тугриков18Всемирная история в 10 томах. Т. 10. М., 1965. С. 538..
В годы войны Монголия обеспечивала одну треть всей материальной помощи, поступавшей в СССР. Монгольский народ, мобилизовав все свои ресурсы и возможности, за четыре года войны собрал и передал Советскому Союзу средства, равные трёхлетнему бюджету Монголии!
Помощь Монголии была высоко оценена советским руководством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июня 1944 года советские государственные награды за заслуги в деле организации помощи советскому народу получили руководители монгольского государства. Орденом Ленина были награждены премьер-министр Х. Чойбалсан, генеральный секретарь ЦК МНРП Ю. Цэдэнбал, председатель Президиума Малого Хурала Г. Бумцэнд, орденом Трудового Красного Знамени — секретари ЦК МНРП Ч. Сурэнжав, С. Янжмаа, Д. Дамба и заместитель Совета министров МНР С. Лувсан, орденом Красной Звезды — Ж. Чойдог, Б. Тогмид, Ж. Аюурзана.
Всего за годы войны Монголия оказала Красной армии и советскому народу материальную помощь на сумму 435 млн тугриков; было также передано 300 кг золота и 100 тыс. долларов19Монгол улсын түүх [История Монголии]. Улаанбаатар, 2003. С. 233..
Монумент «По дорогам войны» на Поклонной горе. Памятник подарен Москве Монголией по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Авторы памятника — монгольский скульптор Аюурзана Очирболд и российские архитекторы Алексей Тихонов и Василий Перфильев
Формой помощи со стороны МНР можно назвать и укрепление собственных вооружённых сил, увеличивших в 1941–1944 годах свою численность в четыре раза. В этот период Монголия тратила на свои вооружённые силы свыше 50% госбюджета. Новый закон о всеобщей воинской повинности, согласно которому всё взрослое мужское население страны было обязано нести военную службу, был принят 20 сентября 1944 года. Монгольская народно-революционная армия (МНРА)— дополнительный противовес японским вооружённым силам в регионе — рассматривалась как сдерживающий фактор против Квантунской армии, помимо войск 17-й армии РККА, дислоцировавшейся на территории МНР на протяжении всей войны. Это обеспечило СССР возможность забрать с Дальнего Востока несколько дивизий, которые были заметной величиной даже в масштабах огромного советско-германского фронта.
В августе 1945 года каждый десятый монгол принял участие в военных действиях против Японии. В Декларации об объявлении войны Японии от 10 августа 1945 года было сказано, что Малый Хурал и правительство МНР готовы «внести свой вклад в дело Объединённых Наций» и «объявляют священную войну Японии»20 Российско-монгольское военное сотрудничество (1911–1946). Сборник документов. Ч. 2. М.; Улан-Удэ, 2008. С. 151.. Монгольская народно-революционная армия принимала непосредственное участие в разгроме Квантунской армии: совместно с войсками Забайкальского фронта в составе конно-механизированной группы действовали четыре кавалерийские дивизии, одна мотобронебригада и авиационная дивизия.
Группа монгольских генералов и офицеров, проявивших мужество и героизм в боях с японскими империалистами, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 октября 1945 года была награждена орденами СССР.
За помощь Советской армии в разгроме японских милитаристов летом 1945 года и умелое руководство боевыми операциями монгольской армии главнокомандующий МНРА маршал Х. Чойбалсан был награждён орденом Суворова I степени. Боевыми орденами и медалями Монгольской Народной Республики были награждены около 2 тыс. советских военнослужащих.
Помощь и моральная поддержка, оказанная Советскому Союзу, стала ценным вкладом Монголии в борьбу против фашизма и милитаризма, скрепив узы братства двух народов.
Текст: Елена Бойкова,
кандидат исторических наук,
Институт востоковедения РАН
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School