Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

29836598623865982385239858962358.jpg

Историю непростых отношений России и Финляндии, ныне ближайших соседей, а еще сто лет назад – двух частей одной неделимой страны, обсудили участники международного проекта «Россия и Финляндия: Динамика противоречий. 1917–1920 гг.».

Мероприятие прошло на этой неделе в стенах Дома Российского исторического общества. Проведение научной конференции, открытие историко-документальной выставки и презентация нового сборника архивных материалов, посвящённых этой теме, собрали ведущих учёных, архивистов и дипломатов как из России, так и из Финляндии.

На сложном и извилистом пути к так называемой «исторической правде» крайне сложно найти точки соприкосновения, ведь, как известно, правда у каждого своя: в России, например, многие считают Петра Столыпина великим реформатором, а вот для финнов он, напротив, самый настоящий антигерой, политик, чьё имя неизбежно ассоциируется с углубляющейся русификацией и резким ограничением автономии княжества Финляндского. Как отметил в своем докладе генеральный директор Национального архива Финляндии Юсси Нуортева, именно жёсткий курс Столыпина во многом спровоцировал рост антироссийских настроений и стремление финнов к независимости, которую они провозгласили вскоре после Октябрьского переворота в России. Впрочем, и взгляд на предшествовавшие этому факту события тоже может сильно отличаться в зависимости от того, с какой стороны на них посмотреть.

«В начале июля 1917 года, после того, как в Петербурге прошли беспорядки, финский парламент получил известие о том, что Временное правительство свергнуто, и на этом фоне 5-го числа принимается закон о власти, которым финский парламент фактически объявляет автономию и берёт на себя функцию руководством Финляндией. Это была, если говорить с точки зрения истории России, безусловно попытка государственного переворота, это был сепаратизм с точки зрения российской истории»,

- подчеркнул заместитель директора Института российской истории РАН Сергей Журавлёв.

Несмотря на это, в конце 1917 года пришедшие к власти большевики первыми в мире признают независимость Финляндии, для них этот шаг имел в первую очередь крайне важный пропагандистский эффект. Собственно, и дальнейший «постреволюционный» сценарий развития событий у двух стран оказался похожим.

«Финский народ пережил трагедию гражданской войны в первой половине 1918 года, и в какой-то мере здесь Финляндия опередила Россию, где в то время гражданская война только разгоралась, а в Финляндии она уже приняла драматическую форму.  Это могло бы быть неким предупреждением для России, но, к сожалению, так не произошло, - отметил директор Института российской истории РАН Юрий Петров. - Важно отметить, что впоследствии белое финское правительство не поддержало белое движение в России. Если бы Юденич мог опираться на финское правительство, я думаю, его поход на Петроград мог бы иметь иные последствия, соответственно, были бы и другие последствия для истории России, да и для Финляндии. Поэтому тот «дружественный нейтралитет», как называл эту политику Ленин, сыграл очень важную роль в исходе Гражданской войны в России».

Осмысливать исторические события, происходившие на разломе двух эпох и ставшие одинаково важными как для России, так и для Финляндии, ещё предстоит не один десяток лет. По прошествии одного века с момента революции в России ответы на многие вопросы пока так и не найдены, равно как и не даны однозначные оценки многим процессам, происходившим в стране. Например, провозглашению независимости Финляндии, которая отделилась одной из первых, став примером для других окраин Российской империи, рушившейся на глазах, как карточный домик.

«Придя к власти, большевики столкнулись с целым рядом непредвиденных последствий, к их числу относится и парад суверенитетов, и образование национальных государств. Причинами этого стали дезорганизация власти, провозглашенный большевиками принцип самоопределение наций, а также крайний радикализм в политике и практике левого толка, который не всегда и не везде находил понимание и отклик»,

- сказал в ходе конференции директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин.

Ключевое значение в исследованиях этих событий, конечно, имеют первоисточники. В российских и финляндских архивах – огромное количество взаимодополняющих документов, поэтому специалисты обеих стран очень часто обращаются друг к другу за помощью: между архивистами заключено порядка сорока всевозможных договоров о сотрудничестве, в рамках которых только одна финская сторона уже скопировала около одного миллиона важных исторических документов. Подобная работа ведётся не один десяток лет и приносит ощутимые результаты.

«Установление мира и добрососедских отношений между Финляндией и Советской Россией уже в начале 1920-х годов стало прологом и моделью той формы конструктивных взаимоотношений, которая была окончательно обретена нашими странами после окончание Второй мировой войны. Отмечу, что в год столетия революции особенно рельефно и ярко высветилась миссия историков-архивистов в деле восстановления достоверной объективной картины прошлого. Наше сотрудничество с коллегами из Финляндии можно без преувеличения назвать образцовым»,

- заявил руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов.

Один из последних примеров такого сотрудничества – работа над новым сборником Россия и Финляндия: от противостояния к миру. 1917–1920», который вышел при поддержке фонда «История Отечества» буквально на днях. В книгу, презентация которой состоялась в ходе научной конференции в Доме Российского исторического общества, вошли уникальные архивные материалы, многие из которых публикуются впервые, а потому будут особенно интересны в том числе и финским исследователям. Читатель может впервые познакомиться с историей разработки Временным правительством законов, изменяющих статус Финляндии в 1917 году, а также с предысторией заключения мирного договора в 1920-м.

«Сейчас в мире очень популярна идея так называемой «science diplomacy». Я думаю, что участие учёных в дипломатии – это абсолютно необходимый сегодня элемент, прежде всего потому, что изменилась сама дипломатия, появились такие вопросы, которые дипломатия привычного образца уже решить не может, так как они требуют научной основы. В этом смысле было бы неплохо, если бы мы с Финляндией продолжили наше сотрудничество»,

- отметил сопредседатель Российского исторического общества научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

Обращаясь к послу Финляндии, академик Чубарьян подчеркнул, что один из удачных примеров такой новой дипломатии как раз касается взаимоотношений Москвы и Хельсинки. Александр Чубарьян напомнил, что именно при посредничестве Финляндии несколько лет назад на территории страны была проведена встреча российских и украинских историков. И Россия готова продолжать работать в этом направлении. Развивать диалог намерены и в Финляндии.

«Наше сотрудничество в области истории, в области взаимодействия архивистов наших стран – очень важно. Сегодняшнее мероприятие доказало, что мы можем сидеть за одним столом и обсуждать разные эпохи, разные проблемы и вопросы истории наших стран. И это всё происходит на основе научных размышлений»,

- сказал, в свою очередь, посол Финляндии Микко Хаутала.

Это заявление он сделал во время церемонии открытия выставки, посвящённой развитию отношений между Россией и Финляндией в начале ХХ века. Экспозиция создавалась при участии ведущих российских архивов. В ней подробно представлена вся хронология событий 1917 года, повлёкших за собой отделение Суоми и образование независимого финского государства, а также последующих нескольких лет, в ходе которых шёл непростой процесс формирования новых отношений между странами.

На протяжении шести веков Финляндия находилась сначала под властью Швеции, а затем в течение всего ХIХ столетия жила под одной короной с Россией. Так что обретение независимости для финнов действительно было долгожданным. И этим они обязаны российской революции, которую в школьных учебниках с недавних пор принято называть «Великой»: вряд ли кто-то из современных жителей соседней Финляндии станет спорить с этим определением.

Текст: Анна Хрусталева

Фото: Александр Шалгин

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Томском государственном университете состоялась лекция Руслана Гагкуева по истории Гражданской войны

В Томском государственном университете состоялась лекция Руслана Гагкуева по истории Гражданской войны

3 декабря 2024 года на базе Томского государственного университета прошла лекция председателя Правления Российского исторического общества Руслана Гагкуева по истории Гражданской войны.

 

Представлен документальный фильм об этнографической экспедиции «Большой Алтай — 2024»

Представлен документальный фильм об этнографической экспедиции «Большой Алтай — 2024»

20 августа завершилась международная экспедиция «Большой Алтай: тюркское наследие – 2024». В ней принимали участие этнографы, географы, филологи и фольклористы в области алтайской, кыргызской и узбекской культур.

 

В Томске состоялось расширенное заседание Совета регионального отделения РИО

В Томске состоялось расширенное заседание Совета регионального отделения РИО

3 декабря 2024 года в Томске состоялось расширенное заседание Совета отделения Российского исторического общества в Томской области. В ходе мероприятия его участники подвели итоги деятельности отделения в 2024 году и наметили планы на будущий год.

Прокрутить наверх