Государственные подарки – одна из важных тем в музейных исследованиях. Они отражают особенности дипломатических связей и представляют собой известную социальную категорию, требуя вручения ответных даров. Подарок может восприниматься как дань, как знак подчинения, как талисман...
Он может отражать отношения равенства или неравенства. А может быть своего рода взяткой для выгадывания благорасположенности. В подобном ритуале на примере истории российско-китайских отношений можно проследить свою эволюцию.
Хотел бы рассказать о том, какие подарки из области русско-китайских отношений присутствуют в Государственном Эрмитаже. Их поиск и обнаружение – результат кропотливой работы сотрудников музея. Ведь часто подаренные предметы как бы «растворяются» в общем массиве музейной коллекции: письменные источники далеко не всегда сохраняют описание подобных подношений.
Интересно, что история обмена подарками между Китаем и Россией свидетельствует о том, что просто подарков – равного равному – почти никогда не бывает. Подарки могут передавать дипломаты, их могут дарить и получать дипломаты, но дипломаты могут и выдумывать, что они получили подарки...
Знаменитая шпалера «Играющие мальчики» – шедевр из их числа. Шпалеры происходят из императорских коллекций, они ткались только на императорских мануфактурах (Рис. 1).
Впрочем, только недавно было определено, что две золотые чашечки происходят из ещё более ранних подарков, связанных с Нерчинским договором, когда была впервые проведена граница между нашими государствами по Амуру (Рис. 2).
Ко времени Анны Иоанновны и заключения Кяхтинского мирного договора относится ещё один дар из Китая – прекрасная чаша белого матового стекла (долгое время считали, что это нефрит). Крышка – это уже русская работа (Рис. 3).
Екатерине Великой из Китая были направлены подарки с особым значением. Это монеты (она любила собирать коллекции монет), переданные ей от императора Цянь-луна (Рис. 4).
Мы видим красивую коробочку, с описанием и каталогом монет. Внутри – китайские (и не только) монеты. И если предшествовавшие подарки имели значение демонстрации благоволения, благополучия, то смысл на этот раз был иным. Дело в том, что все эти монеты имели хождение на территории, которая в русской традиции называлась Восточным Туркестаном. Содержимое коробочки несло в себе прозрачный намек: всё это пространство совершенно определённо принадлежит Китаю, и русская императрица должна об этом помнить… А чтобы лучше помнилось, императрице, любительнице всего прекрасного, дарились филигранные вещи (Рис. 5).
Рис. 2. Золотая чашечка |
Рис. 3. Чаша из белого матового стекла |
Рис. 4. Монеты – подарок императора Цяньлуна Екатерине Великой |
Рис. 5. Подарки Екатерине Великой (заколки) |
У нас в Эрмитаже сохранилась изумительная коллекция подобных императорских даров Екатерине II. В том числе под влиянием таких изысканных вещей в России происходит увлечение китайским искусством. Во всех дворцах начинают оформляться китайские комнаты, все собирают китайские вещи…
Но традиция подарков, связанных с решением серьёзных политических вопросов, прекращается на время, чтобы возобновиться в момент, когда в этом вновь возникла необходимость. А это рубеж XIX – XX веков: время российского продвижения в Маньчжурии, царствования Николая II, строительства КВЖД, конфликта с Японией…
Ещё цесаревичем Николай посетил Восток. Китай (в отличие от Японии) ему очень понравился. Множество подарков он привёз именно из этой страны. Тогда же он заочно познакомился с Ли Хунчжаном, ведущим государственным деятелем, дипломатом, курировавшим внешнюю политику в Китае. И хотя личная встреча не состоялась, Ли Хунчжан прислал будущему российскому императору ценнейшую архаическую вазу, очень важный знак китайской культуры (Рис. 6).
В 1895 году император Гуансюй вместе с вдовствующей императрицей Цыси посылают в Россию посольство. Это время смерти Александра III и свадьбы Николая. Только уже в наши дни было определено, что жезл Жуи – один из древнейших талисманов, очень символический подарок – был привезен посольством. (Он восходит к буддистской традиции, и со временем, в XVIII–XIX веках, подобные жезлы становятся прежде всего символом власти.) Делегация тогда возложила серебряный венок русской работы на могилу Александра III, и, видимо, этот жезл также был возложен. Потом он находился в покоях Николая II (Рис. 7).
Последовала коронация Николая II – и вновь приехало китайское посольство, которое возглавлял тот самый Ли Хунчжан, с которым Николай разминулся в Китае. Миссия посольства была очень важной, связанной с союзом против Японии, и тогда же было подписано соглашение о строительстве КВЖД. Для России и Китая это были стратегические решения. Коронацию Николая II Ли Хунчжан отмечает преподнесением особого подарка – древнего сосуда из китайской бронзы (Рис. 8).
Рис. 6. Архаическая ваза – подарок цесаревичу Николаю |
Рис. 7. Жезл Жуи |
Рис. 8. Бронзовая чаша – подарок Николаю II |
На коронацию было привезено множество подарков, в том числе и императорских (Рис. 9, 9а).
В дневнике Николая II читаем:
«25 апреля принял Ли Хунчжана, который передал мне подарки от богдыхана, а также свои собственные. Потом долго беседовали с ним в кабинете…»
Николай произнес даже несколько китайских фраз, специально выученных к этой встрече.
Вся символика китайской культуры – даров императорского уровня, с благожелательными текстами, в значении талисманов на благополучное царствование – была представлена в этих ценных предметах. Было очевидно: при том, что в отношениях двух империй состоялось уже много посольств, эта встреча была особой...
Потом произошла революция, наши отношения начали строиться по-другому, и подарки стали другими.
Рис. 9. Подарки на коронацию Николая II |
Рис. 9 a. Сундук для цветов |
Медаль китайского посольства, присланная на коронацию Николаю II |
Появляются художественные выставки, и дарятся вещи с этих выставок. В 1936 году великий китайский художник Сюй Бэйхун организовал выставку в Советском Союзе, на которой были его произведения и работы художников, начавших работать немного в европейской манере (Рис. 10).
Часть вещей была подарена Советскому Союзу, и некоторые из них находятся в Эрмитаже. Особое место занимали подарки Сталину. Это были произведения в китайской традиции – например, рисунок Ци Байши, китайского художника и каллиграфа (1864–1957 гг.) (Рис. 11).
В 1950–1955 годах состоялось ещё несколько выставок китайского искусства, от которых также остались замечательные произведения прикладного и художественного искусства (Рис. 12).
Рис. 10. Картина китайского художника Сюй Бэйхуна |
Рис. 11. Рисунки Ци Байши, китайского художника и каллиграфа (1864–1957 гг.) |
Рис. 12. Подарки с выставок китайского искусства (1950–1955 года) |
А были подарки и «европейского» характера. Например, письменный прибор – это уже не совсем китайская традиция (Рис. 13).
Меняется зачастую и стиль подарков в целом (например, вышивка крестиком по картине с изображением Ленина и Сталина) (Рис. 14).
Под конец вернёмся к эпохе Петра Великого. Эта шпалера – как раз одна их тех, привезённых тогда в Россию из Китая. Со временем Пётр I подарил её Лефорту, своему сподвижнику. Потом через потомков Лефорта она каким-то образом оказалась в Европе...
Символический момент: Эрмитаж купил эту шпалеру несколько лет назад, вернув знаковый китайский дар в свою коллекцию (Рис. 15).
Рис. 13. Письменный прибор |
Рис. 14. Вышивка по картине П.В. Васильева «Ленин и Сталин беседуют» |
Михаил Пиотровский, академик РАН,
генеральный директор Государственного Эрмитажа
Путь длиною в 400 лет. История российско-китайских отношений
«Китай становится всё ближе» - к 400 - летию российской науке о Китае
Пленарное заседание Международной научной российско-китайской конференции на ВЭФ
Александр Лукин: исследователям российско-китайских отношений надо уходить от политики
Ефим Пивовар: "В центре внимания ВЭФ-2019 была тематика Большой Евразии"
«Наилучшие за всю историю». Интервью посла Российской Федерации в КНР Андрея Денисова
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School