Амшей Нюренберг, Детские ясли, 1942 годАмшей Нюренберг, Детские ясли, 1942 год

Выставка 2020 года построена по монографическому принципу и посвящена творчеству классика отечественного искусства художника Амшея Нюренберга (1887–1979).

Всего посетителям выставки представлено более 50 работ художника: графика, живопись, рисунки и наброски из записных книг.

В состав экспозиции вошли работы, написанные в период эвакуации в Ташкент в годы Великой Отечественной войны. Среди композиций, непосредственно связанных с военной тематикой, особое внимание обращают на себя акварель «Начало войны» (1941), а также рисунок тушью «Эвакуированные» (1941) из серии «Беженцы».

Эвакуация в Ташкент стала его вторым приездом на Восток – впервые художник побывал в Средней Азии в начале 1920-х. Тогда Амшей посетил Самарканд и Ташкент для изучения, зарисовок и реставрации памятников средневековой архитектуры.

В течение второго посещения Средней Азии Амшеем Нюренбергом основным сюжетным мотивом его произведений стало единство, сплоченность людей, помогающие пережить тяготы и тревогу военного времени. А кроме того, жизнь в гармонии с природой местных жителей с их традиционным укладом, складывающимся веками. Человек, его чувства, характер всегда были в центре внимания художника.

Экспозиция продолжает серию выставок Государственного музея Востока на тему «Художники в эвакуации». Ранее состоялись «Рахмат, Ташкент» (2010), «Азийский дом» (2015), где были представлены произведения нескольких авторов, оказавшихся во время войны в эвакуации в Средней Азии или живших там.

Выставка завершит свою работу 9 августа 2020 года.

Амшей Маркович Нюренберг (1887–1979) родился в Елисаветграде (ныне Кропивницкий). В 1904–1910 годах прошел обучение у Кириака Костанди в Одесском художественном училище, затем продолжил образование в Париже (1910–1913), где был соседом Марка Шагала по мастерской в «Улье» – общежитии художников.

Накануне Первой мировой войны он вернулся в Одессу и стал участником организации группы «Общество независимых» (1915), переименованной в «Товарищество независимых художников» (1918). Организация состояла из приверженцев французской живописи, ищущих новые пути в искусстве. Сегодня их принято называть «Одесскими парижанами».

В 1920 году Амшей Нюренберг переехал в Москву, где сотрудничал с Владимиром Маяковским, Михаилом Черемных и Иваном Малютиным в «Окнах РОСТА». Он стоял у истоков объединений художников: НОЖ (1921), «Московские живописцы» (1925), АХРР-АХР (1926–1929), преподавал в московском ВХУТЕМАСе историю западноевропейской живописи Х1Х–XX вв. (1923–1924).

Конец 1920-х годов он провел в командировке в Париже, куда был отправлен Народным комиссаром просвещения РСФСР Анатолием Луначарским для чтения лекций о советском искусстве (1927–1929), где написал цикл статей о современных художниках Запада. После возвращения Нюренберг жил и работал в Москве.


Текст: Вера Марунова

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

В ГЦМСИР открылась выставка к 75-летию начала «Суда народов»

Слово архивным документам: Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны

Из печати вышла монография о жизни и творчестве Евгения Аграновича

Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Апрельский рубеж. Как ленинские тезисы изменили курс революции

2163745982638568236562398569283652.jpg

Поздно вечером 3 (16) апреля 1917 г. на перрон Финляндского вокзала Петрограда прибыл поезд с особенным пассажиром. После многолетней эмиграции в Россию вернулся лидер левого крыла российской социал-демократии В. И. Ленин (Ульянов).

 

Казачий путь. Атаман Дутов в борьбе с диктатурой большевиков

23756812586128561825121257.jpg

Александр Ильич Дутов родился 5 августа 1879 г. в семье казачьего офицера. Окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, Николаевское кавалерийское училище и Николаевскую академию Генерального штаба. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах. На фронте был контужен и ранен. Февральскую революцию 1917 г. встретил войсковым старшиной и командиром 1-го Оренбургского казачьего полка.

 

Сердце России. Донецко-Криворожская Советская Республика

1825681258612856125125-5.jpg

Именно так называли Донбасс в годы становления советской власти. Наверное, каждый, кто интересовался историей Гражданской войны, последовавшей после февральской и октябрьской революций, видел этот агитационный плакат, появившийся в начале 1920-х гг.

Новости Региональных отделений

В день Ульяновской области в ГА открылась выставка, посвященная истории региона

В день Ульяновской области в ГА открылась выставка, посвященная истории региона

В честь 78-ой годовщины со дня образования Ульяновской области 19 января 2021 года Государственный архив Ульяновской области представил выставку «Становление региона».

 

Награждены победители Всероссийской олимпиады «От Куликова поля до реки Угры»

Награждены победители Всероссийской олимпиады  «От Куликова поля до реки Угры»

В год 640-летия Куликовской битвы и 540-летия Великого стояния на реке Угре Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», отделения Российского исторического общества в Туле и Калуге провели Всероссийскую интернет-олимпиаду для учащихся старших классов и колледжей, студентов вузов.

 

Отчетное заседание отделения РИО в Кемерово за 2020 год

Отчетное заседание отделения Российского исторического общества в Кемерово за 2020 год

11 января в Кемеровском государственном университете состоялось отчетное заседание отделения Российского исторического общества в Кемерово.

Трибуна

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

 

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

Monographic

Экономическая и политическая история СССР 1945 – 1991 годов

82736598263958623865928365923865-2.jpg

Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.

 

Археография: символ свободы или жертва идеологии?

2938659823698562398652.jpg

Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».

 

Об отношении коммунистических партий к парламентаризму на II конгрессе коминтерна


Второй конгресс Коминтерна 1920 г.

Второй конгресс Коминтерна, проходивший с 19 июля по 7 августа 1920 г. и утвердивший организационные принципы мирового коммунистического движения, необходимым пунктом включил в повестку вопрос об отношении к парламентаризму.

Прокрутить наверх