15 октября 1967 года на Мамаевом кургане был торжественно открыт памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Тысячи людей, военная авиация, участие генсека Леонида Брежнева – открытие монумента на легендарной, политой кровью «Высоте 102» стало событием, важность которого невозможно переоценить.

«Родина-мать» стала последним крупным творением скульптора Евгения Вучетича и его профессиональным триумфом. Однако тогда, в день открытия, сам скульптор не произносил торжественных речей: Евгений Вучетич сам прошел войну, был сильно контужен и старался избегать публичности.

«После ранения не мог долго говорить, у него начинался кашель, тик, дергалась рука. Были сильно повреждены голосовые связки и связки плеча. Это была неизлечимая реакция»,

– рассказывал в одном из интервью внук скульптора Евгений Вучетич.

Евгений Вучетич хорошо знал не только своё дело, но и то, чем на самом деле была Великая Отечественная. Он видел, как рвутся снаряды и гибнут боевые товарищи. И, наверное, потому его образы оказались столь пронзительными, несмотря на монументальность.

Главная доминанта мемориала – скульптура «Родина-мать» – сооружалась в течение трёх лет. Авторы сочли наиболее удачным материалом бетон – пластичный и одновременно передающий суровую атмосферу военных лет. Впрочем, этот выбор пришлось отстаивать: скульптура была едва ли не первым в мире памятником, сделанным не из благородных материалов, а из простого железобетона. Доверия к цементу не было, но вместе с тем не было и денег на бронзу или гранит в таких невероятных масштабах. Вучетич лично убедил в правильности своего выбора занимавшего на тот момент пост первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева.

Работы велись только в тёплое время года, сначала был построен фундамент глубиной 16 метров, затем на площадках лесов послойно собирали форму, внутри которой располагалась арматура.

«Несмотря на то, что это очень высокая скульптура – почти 91 метр, она представляет из себя художественный объект. Видно, что это делал серьёзный, большой скульптор. Это очень важно: суметь объединить огромные размеры и некую запоминающуюся художественную форму. Если смотреть издалека – на фоне неба скульптура как будто летит. Он придал ей парусность, движение, вот этот шарф развевающийся – как птица двигается, а ведь это же фигура исполинская»,

– отмечает внук скульптора Евгений Вучетич.

К установке памятника был привлечен один из лучших советских инженеров – Николай Никитин, который разрабатывал конструкцию Останкинской телебашни. Инженерное решение, к которому Никитин пришел в ходе этой работы, легло и в основу монумента: как и башня, «Родина-мать» должна была стоять под тяжестью собственного веса. Это 8 тысяч тонн. Сама фигура была полая, а её железобетонный каркас удерживался за счет натяжения стальных тросов.

«Родина-мать» – это главная фигура и композиционный центр архитектурно-скульптурного ансамбля на Мамаевом кургане. Общая площадь этого комплекса 26 гектаров, а протяжённость от подножия до вершины холма составляет 1,5 километра. От подножия кургана к его вершине ведут 200 гранитных ступеней – по числу дней Сталинградской битвы. По мере подъёма посетителям раскрываются новые элементы композиции: это вводная композиция-горельеф «Память поколений», Аллея пирамидальных тополей, площадь «Стоявших насмерть», стены-руины, площадь Героев, подпорная стена-рельеф, зал Воинской славы, площадь Скорби с памятником «Скорбящая мать» и, конечно, сам монумент «Родина-мать зовет!».

Работа над этим комплексом стала знаковой не только для самого Евгения Вучетича, но и для всей страны. Посмотреть на строительство памятника мирового масштаба приезжали правительственные комиссии, в том числе лично Шарль де Голль и Фидель Кастро. Эта напряженная, самоотверженная работа потребовала колоссальных усилий скульптора: архитектурный ансамбль на Мамаевом кургане стал его последним масштабным проектом.

Текст: Анна Хрусталёва

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

О находке новой берестяной грамоты в Великом Новгороде

14 октября 1943 года произошло восстание в лагере смерти Собибор

10 октября 1918 года в России была введена новая орфография

Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

«Раннесредневековый могильник Заостровье-1 в Северной Самбии»

sambia.jpg

Результаты комплексного исследования раннесредневекового некрополя Заостровье-1 опубликованы в монографии М.М.Казанского, Э.Б.Зальцмана, К.Н.Скворцова «Раннесредневековый могильник Заостровье-1 в Северной Самбии».

 

Разумная вера и верующий разум. Православие и философия Ивана Ильина

3289756823658623852356.jpg

Иван Александрович Ильин – русский философ, правовед, один из ярких деятелей русского религиозного возрождения первой половины ХХ в. Православие играло ключевую роль не только в формировании этической позиции мыслителя, но было важным аспектом его социально-политической концепции.

 

Об отношении коммунистических партий к парламентаризму на II конгрессе коминтерна


Второй конгресс Коминтерна 1920 г.

Второй конгресс Коминтерна, проходивший с 19 июля по 7 августа 1920 г. и утвердивший организационные принципы мирового коммунистического движения, необходимым пунктом включил в повестку вопрос об отношении к парламентаризму.

Новости Региональных отделений

В день Ульяновской области в ГА открылась выставка, посвященная истории региона

В день Ульяновской области в ГА открылась выставка, посвященная истории региона

В честь 78-ой годовщины со дня образования Ульяновской области 19 января 2021 года Государственный архив Ульяновской области представил выставку «Становление региона».

 

Награждены победители Всероссийской олимпиады «От Куликова поля до реки Угры»

Награждены победители Всероссийской олимпиады  «От Куликова поля до реки Угры»

В год 640-летия Куликовской битвы и 540-летия Великого стояния на реке Угре Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», отделения Российского исторического общества в Туле и Калуге провели Всероссийскую интернет-олимпиаду для учащихся старших классов и колледжей, студентов вузов.

 

Отчетное заседание отделения РИО в Кемерово за 2020 год

Отчетное заседание отделения Российского исторического общества в Кемерово за 2020 год

11 января в Кемеровском государственном университете состоялось отчетное заседание отделения Российского исторического общества в Кемерово.

Трибуна

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

 

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

Monographic

Contradictio in adjecto: буржуазные ценности советской торговли 1950-1960-х гг.

982365892638956892638956293852.jpg

Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.

 

Археография: символ свободы или жертва идеологии?

2938659823698562398652.jpg

Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».

 

1924 год. Выставка работ русских художников в Америке

На фото: Организаторы и участники выставки. Нью-Йорк, 1924 г.

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года – одна из интереснейших страниц истории отечественного изобразительного искусства. Ей, к сожалению, посвящено на удивление мало исследовательского материала.

Прокрутить наверх