24 декабря 1914 года в канун католического Рождества состоялось негласное перемирие на Западном фронте Первой мировой войны. Оно произошло в Бельгии, в районе печально известного города Ипр, где немецкие войска впоследствии применят химическое оружие против союзнических англо-французских войск.
Но это будет потом, а в сочельник 1914-го бойцы обеих сторон, ещё не измотанные окончательно войной и помнящие прошлую жизнь вне окопов, начали петь знакомую каждому «Тихую ночь», рождественский гимн, написанный в 1818 году священником Йозефом Мором и школьным учителем Францем Грубером.
Перемирие было стихийным – о нём не сохранилось никаких официальных документов, наверное, в первую очередь потому, что подобное братание вызвало крайнее недовольство военного командования по обе стороны конфликта. Такие попытки впоследствии пресекались на корню, доходило до превентивных провокаций и диверсий. Например, в следующем 1915 году, в ночь перед Рождеством, специально проводились атаки в лоб и артиллерийские обстрелы нейтральной полосы.
Судить о тех событиях мы можем по воспоминаниям очевидцев и материалам газет того времени. Считается, что первыми перемирие начали немцы: в окопах они начали петь Stille Nacht, Heilige Nacht. На это пение ответили британские и шотландские полки, стоявшие напротив, а чуть позже к нему присоединились и французы.
«Около 10 часов утра я посмотрел через бруствер и увидел немца, размахивающего руками, а затем ещё двое вышли из своих окопов и подошли к нашим. Мы уже готовились открыть по ним огонь, но вовремя заметили, что у них нет винтовок, и тогда один из наших пошел к ним навстречу, и примерно через две минуты вся «ничейная земля» между двумя линиями обороны заполнилась солдатами и офицерами с обеих сторон — они пожимали друг другу руки и желали счастливого Рождества. Весь остаток дня никто не стрелял, люди по своей воле бродили по верху бруствера, таская солому и дрова под открытым небом. У нас также были совместные похороны с богослужением – похоронили нескольких немцев и наших, которые лежали между нашими позициями»,
– писал капитан А. Д. Чейтер,
служивший во втором батальоне полка Гордонских горцев,
в письме домой матери.
По имеющимся оценкам, к неформальному перемирию на Западном фронте присоединились в общей сложности около ста тысяч солдат. Перемирия случались и на Восточном фронте. Однако чаще они приходились на Пасху. Известно, например, что в апрельские дни 1915 года в период затишья боевых действий русские и германские солдаты вышли из окопов на нейтральную полосу. Началось дружелюбное общение, обмен продуктами и подарками – фотографиями, открытками.
Такое поведение среди рядовых солдат можно объяснить обычным проявлением человечности, однако немецкое верховное командование впоследствии стало использовать его в своих целях. Так, например, во время братания 10 апреля 1916 года на участке 40-го армейского корпуса 8-й армии неприятель взял в плен 135 наших пехотинцев, приглашённых во вражеские окопы, за что командующему 4-й стрелковой дивизией генерал-майору А. И. Деникину был объявлен выговор.
«Враг ещё раз, как и следовало ожидать, проявил присущее ему вероломство, а в поведении некоторых, к сожалению, наших офицеров и стрелков сказалась недопустимая праздничная распущенность и проглянули славянская незлобивость, беспечность и добродушие, совершенно неуместное в боевой обстановке»,
– писал главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта
генерал от кавалерии А. А. Брусилов.
Он одним из первых увидел в безобидной на первый взгляд инициативе опасную тенденцию, которая деморализует войска: если вначале братавшихся уводили в плен, то затем, как писал командир 25-го армейского корпуса генерал от инфантерии Ю. Н. Данилов, «правительство императора Вильгельма озаботилось созданием в различных пунктах особых отделений для пропаганды идей, способных облегчить германскому народу продолжение и благополучное окончание войны». После Февральской революции в России по предписанию руководства Германии и Австро-Венгрии боевые действия на Восточном фронте фактически прекратились, вместо этого началась активная пропаганда.
«Немецкий генеральный штаб поставил это дело широко, организованно и по всему фронту, с участием высших штабов и командного состава, с подробно разработанной инструкцией, в которой предусматривалось: разведка наших сил и позиций; демонстрирование внушительного оборудования и силы своих позиций; убеждение в бесцельности войны; натравливание русских солдат против правительства и командного состава, в интересах которого якобы исключительно продолжается эта «кровавая бойня». Груды пораженческой литературы, заготовленной в Германии, передавались в наши окопы»,
– писал командовавший в то время
армиями Западного фронта Деникин.
Весной 1917 года на всем восточноевропейском театре военных действий поднялась невиданная волна братаний солдат противоборствующих сторон, которая, впрочем, имела уже совсем другие корни и преследовала весьма чёткие цели.
Текст: Анна Хрусталёва
Сергей Нарышкин: «Победа в Северной войне вынудила Европу признать роль России»
Серия выставок «Две Пальмиры» проходит в Эрмитаже
Ровно 100 лет назад был принят Государственный план электрификации России
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.
Святой князь Михаил Тверской.
Фрагмент иконы XVII века
В историческом образе князя Тверского и великого князя Владимирского Михаила Ярославича сопряжены две составляющие. Во-первых, это борьба Михаила Тверского за великое княжение, за возвышение собственной «отчины» перед иными землями (любимый «вид спорта» тогдашних Рюриковичей!).
Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.
Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.
О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.