24 декабря 1914 года в канун католического Рождества состоялось негласное перемирие на Западном фронте Первой мировой войны. Оно произошло в Бельгии, в районе печально известного города Ипр, где немецкие войска впоследствии применят химическое оружие против союзнических англо-французских войск.
Но это будет потом, а в сочельник 1914-го бойцы обеих сторон, ещё не измотанные окончательно войной и помнящие прошлую жизнь вне окопов, начали петь знакомую каждому «Тихую ночь», рождественский гимн, написанный в 1818 году священником Йозефом Мором и школьным учителем Францем Грубером.
Перемирие было стихийным – о нём не сохранилось никаких официальных документов, наверное, в первую очередь потому, что подобное братание вызвало крайнее недовольство военного командования по обе стороны конфликта. Такие попытки впоследствии пресекались на корню, доходило до превентивных провокаций и диверсий. Например, в следующем 1915 году, в ночь перед Рождеством, специально проводились атаки в лоб и артиллерийские обстрелы нейтральной полосы.
Судить о тех событиях мы можем по воспоминаниям очевидцев и материалам газет того времени. Считается, что первыми перемирие начали немцы: в окопах они начали петь Stille Nacht, Heilige Nacht. На это пение ответили британские и шотландские полки, стоявшие напротив, а чуть позже к нему присоединились и французы.
«Около 10 часов утра я посмотрел через бруствер и увидел немца, размахивающего руками, а затем ещё двое вышли из своих окопов и подошли к нашим. Мы уже готовились открыть по ним огонь, но вовремя заметили, что у них нет винтовок, и тогда один из наших пошел к ним навстречу, и примерно через две минуты вся «ничейная земля» между двумя линиями обороны заполнилась солдатами и офицерами с обеих сторон — они пожимали друг другу руки и желали счастливого Рождества. Весь остаток дня никто не стрелял, люди по своей воле бродили по верху бруствера, таская солому и дрова под открытым небом. У нас также были совместные похороны с богослужением – похоронили нескольких немцев и наших, которые лежали между нашими позициями»,
– писал капитан А. Д. Чейтер,
служивший во втором батальоне полка Гордонских горцев,
в письме домой матери.
По имеющимся оценкам, к неформальному перемирию на Западном фронте присоединились в общей сложности около ста тысяч солдат. Перемирия случались и на Восточном фронте. Однако чаще они приходились на Пасху. Известно, например, что в апрельские дни 1915 года в период затишья боевых действий русские и германские солдаты вышли из окопов на нейтральную полосу. Началось дружелюбное общение, обмен продуктами и подарками – фотографиями, открытками.
Такое поведение среди рядовых солдат можно объяснить обычным проявлением человечности, однако немецкое верховное командование впоследствии стало использовать его в своих целях. Так, например, во время братания 10 апреля 1916 года на участке 40-го армейского корпуса 8-й армии неприятель взял в плен 135 наших пехотинцев, приглашённых во вражеские окопы, за что командующему 4-й стрелковой дивизией генерал-майору А. И. Деникину был объявлен выговор.
«Враг ещё раз, как и следовало ожидать, проявил присущее ему вероломство, а в поведении некоторых, к сожалению, наших офицеров и стрелков сказалась недопустимая праздничная распущенность и проглянули славянская незлобивость, беспечность и добродушие, совершенно неуместное в боевой обстановке»,
– писал главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта
генерал от кавалерии А. А. Брусилов.
Он одним из первых увидел в безобидной на первый взгляд инициативе опасную тенденцию, которая деморализует войска: если вначале братавшихся уводили в плен, то затем, как писал командир 25-го армейского корпуса генерал от инфантерии Ю. Н. Данилов, «правительство императора Вильгельма озаботилось созданием в различных пунктах особых отделений для пропаганды идей, способных облегчить германскому народу продолжение и благополучное окончание войны». После Февральской революции в России по предписанию руководства Германии и Австро-Венгрии боевые действия на Восточном фронте фактически прекратились, вместо этого началась активная пропаганда.
«Немецкий генеральный штаб поставил это дело широко, организованно и по всему фронту, с участием высших штабов и командного состава, с подробно разработанной инструкцией, в которой предусматривалось: разведка наших сил и позиций; демонстрирование внушительного оборудования и силы своих позиций; убеждение в бесцельности войны; натравливание русских солдат против правительства и командного состава, в интересах которого якобы исключительно продолжается эта «кровавая бойня». Груды пораженческой литературы, заготовленной в Германии, передавались в наши окопы»,
– писал командовавший в то время
армиями Западного фронта Деникин.
Весной 1917 года на всем восточноевропейском театре военных действий поднялась невиданная волна братаний солдат противоборствующих сторон, которая, впрочем, имела уже совсем другие корни и преследовала весьма чёткие цели.
Текст: Анна Хрусталёва
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
20 января 2023 года на базе Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования Башкирского государственного педагогического университета состоялось совещание с руководителями методических объединений учителей истории и обществознания муниципальных образований Республики Башкортостан.
Совет отделения Российского исторического общества в Курганской области, Курганский государственный университет и Курганская областная универсальная научная библиотека им. А.К. Югова приглашают принять участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Курганская область в истории России», посвященной 80-летию образования Курганской области.
Судьба святителя Афанасия (Сахарова) уникальна. Он был посвящен в сан епископа в возрасте 34 лет в 1921 г., когда развернулось первое наступление компартии и советских спецслужб на Православную церковь.
Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.
Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.
Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».
В течение ХХ в. в США и в странах Западной Европы сформировался институт защиты прав потребителей, предполагающий ограничение экономической свободы участников рынков в пользу слабейших из них.0Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект "Государственная политика в сфере прав потребителей в СССР, № 14-01-00125".
В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.