Российское историческое общество и Российское военно-историческое общество выдвинули совместную инициативу, к которой присоединилось Правительство Ленинградской области, — создать Мемориальный комплекс в память о мирных жителях СССР, ставших жертвами геноцида со стороны немецкофашистских оккупантов.
Проект получил поддержку Президента России, и соответствующее поручение уже дано Правительству России. Редакция вестника «Воронцово поле» обратилась к Александру Дрозденко, губернатору Ленинградской области, мирное население которой в годы войны пострадало от преступлений гитлеровцев, с просьбой ответить на ряд интересующих издание вопросов.
Александр Дрозденко |
– Сооружение Мемориального комплекса планируется осуществить на территории Ленинградской области, что исторически глубоко обосновано самим масштабом нацистских преступлений в отношении мирных жителей. Какими Вам видятся основные идейные, художественные, эстетические, культурно-просветительские особенности будущего Мемориала?
Ленинградской области Великая Отечественная принесла катастрофические бедствия. Оккупация и непрерывные бои продолжались на нашей территории более трёх лет. После войны многие населённые пункты пришлось заселять заново — в них просто не осталось людей, некоторые деревни были выжжены фашистами дотла. В районе Гатчины, где мы хотим установить Мемориал, нацисты создали несколько детских донорских концлагерей. Безжалостность нацистов доходила до того, что детей после забора крови просто выставляли за ворота умирать. Поэтому место для размещения Мемориала выбрано абсолютно не случайно.
Об архитектурном облике будущего Мемориала говорить пока рано. Прежде должен пройти творческий конкурс. В разработке концепции Мемориального комплекса примут участие представители администрации Ленинградской области, Российского военно-исторического общества и Российского исторического общества. Мне хотелось бы, чтобы рядом с Мемориалом разместился и филиал федерального музея. Например, Музея современной истории: буду ходатайствовать об этом перед Правительством России. Надеюсь также, что там будет создан парк, где в будущем мы могли бы проводить торжественно-траурные церемонии.
Уличные бои в Гатчине. Ленинградская область, 1944 год. РГАКФД |
– Получила ли инициатива сооружения Мемориала, высказанная в год 80-летия начала Великой Отечественной войны, отклик со стороны общественных организаций, деловых структур, деятелей искусства, науки и культуры Ленинградской области и России в целом? Кого Вы видите главными помощниками в деле создания нового Мемориала?
Идею создания Мемориала активно поддержали наши общественники. С благодарностью восприняли эту инициативу ветераны. Волонтёры Победы и добровольцы готовы помогать в её осуществлении реальными делами. Уверен: воплощение в жизнь получившей поддержку Президента России совместной инициативы Российского исторического общества, Российского военно-исторического общества и Правительства Ленинградской области станет общим делом и для жителей области, и для всех граждан России.
– На территории Ленинградской области в настоящее время имеется множество мемориалов, посвящённых памяти мирных граждан, погибших от рук фашистских оккупантов. В каком состоянии они находятся? Стали ли эти места общей исторической памяти и пространством личной, семейной «памяти сердца» для местных жителей и россиян в целом?
Линия фронта проходила по территории Ленинградской области три года и семь месяцев — такого не было ни в одном другом регионе России. И сейчас в области в целом более 800 мемориалов и памятных мест, посвящённых Великой Отечественной войне. У большинства памятников есть шефы. Традицией области стали и общественные субботники в преддверии Дня Победы. Я сам уже шесть лет ежегодно провожу уборку и весеннее благоустройство у мемориала «Разорванное кольцо» на Дороге жизни. Для ленинградцев уход за мемориалами Великой Отечественной войны — обязанность, дорогая сердцу.
Но пока наши памятные места посвящены отдельным событиям и сражениям. Не только в Ленинградской области, но и во всей России нет мемориала, объединяющего память обо всех жертвах фашизма. Мне кажется, что новый Мемориал должен стать именно таким местом.
Возвращение жителей г. Тихвина в родной город после освобождения его войсками Волховского фронта. Тихвин, 1944 год. Фото В. Тарасевича, ЦГАКФФД Санкт-Петербурга |
– Какова историко-просветительская роль мемориализации жертв нацизма в деле патриотического воспитания молодого поколения? Участвует ли молодёжь области, школьники и студенты, в поддержании уже имеющихся мемориалов и есть ли планы подключить молодёжь к работам по созданию планируемого Мемориального комплекса?
Ленинградские мемориалы — это свидетельства героической борьбы наших дедов и прадедов за будущее родной земли. Великая Отечественная война коснулась каждой семьи. И в каждой семье ленинградцы хранят память о своих потерях и своих героях. В беседах с ветеранами войны, труда, узниками концлагерей ребята, волонтёры Победы, собирают по крупицам личные истории, из которых складывается история народа.
Я уверен, новый Мемориал действительно найдёт отклик в сердцах жителей области, от Ивангорода до Подпорожья, потому что с фашистским геноцидом столкнулась каждая наша семья. Уже сейчас добровольцы разных возрастов обращаются с предложениями об участии в подготовке и проведении творческого конкурса, предлагают концепции будущего Мемориала, ищут возможности быть причастными к его созданию.
Вестник «ВОРОНЦОВО ПОЛЕ», №2/2021
В Ленобласти установили закладной камень на место будущего Мемориального комплекса
22 июня и ценностный язык российской политики. Война и память
Выдающийся историк и филолог XIX столетия Афанасий Фёдорович Бычков
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School