В Москве состоялось Общее собрание Российского исторического общества. Оно прошло в Патриарших палатах Московского Кремля. Заседание было приурочено к 400-летию Земского собора 1613 года, избравшего на царство Михаила Романова, с которым завершился один из смутных периодов российской истории.
Однако в числе главных тем собрания были и события относительно недавнего прошлого, а именно – подготовка к 100-летию начала Первой мировой войны, которое будет отмечаться уже в следующем году.
«Содержательная подготовка к столь значимой для Европы и всего мира дате должна стать приоритетной, особенно в контакте с зарубежными учёными и парламентариями»,
– сказал в ходе заседания Председатель Российского исторического общества Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин.
При этом, как отметил присутствовавший на собрании Руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Иванов, в России до сих пор нет памятника героям этой войны, в то время как за границей такие монументы существуют.
Первую мировую часто называют «неизвестной войной», потому что в советские годы о ней и её героях по понятным причинам не говорилось, однако этот пробел необходимо восполнять, в том числе привлекая людей в музеи. Директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Ирина Антонова выступила с инициативой проведения выставки «Первая мировая война глазами деятелей искусства».
В числе приоритетных направлений работы Российского исторического общества – также создание нового учебного пособия по истории. Как отметил Сопредседатель РИО ректор МГИМО академик Анатолий Торкунов, в рабочую группу, которая будет заниматься этим учебником, должны войти не только учёные, но и учителя, а также психологи, которые бы помогли сделать учебник доступным и интересным для детей.
1917 год подвел черту не только под императорской, а затем и под либеральной россией, но и под целой эпохой в истории русской культуры. То, что происходило в литературе, в живописи, в архитектуре после 1917-го, можно называть расцветом русского авангарда, можно – временем новых ярких поисков. Но декаданс и богоискательство предыдущих двадцати лет остались в прошлом.
Поль Брока – знаковая фигура в истории мировой науки, исследователь, оставивший существенный след в нейрохирургии, основатель первого научного общества физических антропологов.
9 мая наша страна будет отмечать очередную годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Сейчас это невозможно себе представить, но этот день мог войти в историю благодаря совсем другому, печальному для России поводу.
Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.
Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.
Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».
Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].