Накануне мы уже рассказывали о некоторых виртуальных выставках плакатов периода Великой Отечественной войны, подготовленных рядом российских музеев. Сегодня мы продолжаем эту тему и обращаем ваше внимание на проект Государственного музея политической истории России, отметившего в прошлом году своё столетие: видеоэкскурсия по выставке антифашистских сатирических рисунков, плакатов и карикатур предвоенного периода и военных лет, созданных не только советскими, но и зарубежными художниками.

В состав экспозиции вошли около 30 произведений, среди которых, в частности, карикатуры датского художника-графика Херлуфа Бидструпа, работы мастеров советского плаката, агитационные и сатирические выпуски объединения «Боевой карандаш», графические листы московских художников, создававших «Окна ТАСС».

Особое место в музейной коллекции занимают работы Херлуфа Бидструпа. В середине 1930-х гг. антифашистский журнал «Kulturkampen» опубликовал серию его рисунков, сопровождавшихся цитатами из речей Гитлера. Организаторы проекта приводят цитату самого художника: «Настоящим политическим сатириком я стал во время гражданской войны в Испании. Фашисты творили там чудовищные злодеяния. Я старался их заклеймить, пытался вскрыть существо происходящих событий». Героями сатирических произведений Бидструпа были и Франсиско Франко, Бенито Муссолини, Герман Геринг и Йозеф Геббельс. Кроме того, он также рисовал антифашистские карикатуры для нелегальной газеты «Land og folk», издававшейся датскими коммунистами.

Новый сатирический образ внешнего врага начал формироваться в советской антивоенной графике незадолго до Второй мировой войны, во время битвы на реке Халхин-Гол. В период Советско-финской войны (1939–1940) эта тема получила развитие в выпусках «Боевого карандаша» – творческого объединения ленинградских художников и поэтов, выпускавших агитационные и сатирические плакаты, близкие к лубочным картинкам и сопровождавшиеся меткими лаконичными стихами. Плакат «Фашизм – враг человечества! Смерть фашизму!», вышедший в июне 1941 г., стал первым откликом коллектива на начало Великой Отечественной войны. Листы «Боевого карандаша» отличали небольшие размеры, выразительный колорит, сочетание изображения со стихотворным текстом.

Представлены и эскизы плакатов ленинградских художников «Боевого карандаша» Николая Муратова и Владимира Гальбы. Один из основателей творческого коллектива «Боевой карандаш» Николай Муратов с первых дней войны был в рядах войск противовоздушной обороны, но не прекращал при этом создавать агитплакаты, шаржи, карикатуры. Владимир Гальба создал серию сатирических работ «Цепные фашистские собаки», иллюстрирующую бесчеловечную мораль руководства Третьего рейха.

Художник Василий Власов, работавший в жанре сатирического антифашистского плаката, вместе с поэтом Борисом Тимофеевым-Еропкиным создали один из первых сатирических плакатов Великой Отечественной войны «Что ты лжешь, мой конь ретивый?» (1941).

Также в экспозиции представлены графические листы московских художников, создававших «Окна ТАСС», – агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза. Это работы Кукрыниксов, Бориса Ефимова, Виктора Дени.

Виртуальную экскурсию проводит куратор выставки, хранитель фондов музея Екатерина Костина.

Текст: Вера Марунова

На основании материалов сайта Государственного музея политической истории России.

Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Василий Ощепков: черный пояс между Россией и Японией

im564324124124124age.jpg

Слыша, как часто сегодня на Дальнем Востоке, в Приморье, во Владивостоке упоминается имя Василия Ощепкова, трудно поверить, что исторический образ первого русского дзюдоиста и создателя борьбы самбо здесь возник совсем недавно, не более пятнадцати лет назад.

 

В ГПИБ поступили издания Института славяноведения РАН

Chernogoriya.jpg

В Государственную публичную историческую библиотеку поступили издания Института славяноведения РАН Издания Института славяноведения РАН больше 15 лет систематически не поступали в Российскую книжную палату.

 

Идея ссоры славянских народов была рождена в нацистской Германии

rosenberg4732848.jpg

9 мая наша страна будет отмечать очередную годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Сейчас это невозможно себе представить, но этот день мог войти в историю благодаря совсем другому, печальному для России поводу. 

Новости Региональных отделений

В ЮФУ прошел Межрегиональный исторический форум

В ЮФУ прошел Межрегиональный исторический форум

23 и 24 сентября на базе Южного федерального университета начал работу межрегиональный исторический форум «Без срока давности: трагедия мирных жителей в годы Великой Отечественной войны».

 

В Архив новейшей истории Ульяновской области поступило новое оборудование

В Архив новейшей истории Ульяновской области поступило новое оборудование

По словам Министра искусства и культурной политики Ульяновской области Евгении Сидоровой, оцифровка собственных фондов и наполнение электронными копиями баз данных является актуальной задачей для архивов и библиотек региона.

 

Архив новейшей истории разработал уроки исторической памяти

Архив новейшей истории разработал уроки исторической памяти

Уроки разработаны для учащихся школ на основе документов из фондов Государственного архива новейшей истории Ульяновской области.

Трибуна

Юрий Тракшялис - "В небесах мы летали одних...". Круглый стол "Нормандия-Неман - 75 лет"

Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II  и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.

 

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

 

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

Monographic

Contradictio in adjecto: буржуазные ценности советской торговли 1950-1960-х гг.

982365892638956892638956293852.jpg

Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.

 

Россия в ХХ веке: как экономика определяла историю, а история – экономику

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

 

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

Прокрутить наверх