Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

«Коммунизм сметет все границы!..»1Коммунизм сметет все границы! Да здравствует Рабоче-Крестьянская Красная Армия – боевой оплот мировой революции (фото А. Шайхета, стихи Д. Алтаузен) // Огонек. 1928. № 9. С. 8–9.: идеи мировой революции на страницах советских еженедельников в 1920-е годы. В 1920-е гг. печать рассматривалась как важнейший инструмент формирования новой государственной идеологии. Советская власть, вырабатывая новую идеологию, выстраивала и новые общественные отношения, создавала новый уклад жизни.

В этой связи активно формировалась новая модель человеческих отношений и пропагандировались новые ценности. Печать как основное средство агитации и пропаганды играла в этом процессе ключевую роль. Идеи революционной борьбы рабочих с враждебными им классами, буржуазией и капиталистами проходили сквозной нитью в идеологических кампаниях большевиков в начале 1920-х гг. и смогли просуществовать до начала 1930-х гг. Идеологическое конструирование находило отражение в печати. Советская власть ставила своей целью воспитание нового человека и создание нового типа общества и государства на принципах, диаметрально противоположных европейским ценностям. На транслирование новых идей и ценностей была нацелена печать.

Идеи взаимовыручки рабочих и ценности интернационализма находили отражения в советской печати. Само понятие «мировая революция» было долгое время мифологизировано и представлялось в печати лишь с позиции определенного ракурса. На страницах печати в исследуемый период раскрывается эволюция политики Коминтерна и самой идеи мировой революции, ее преломление в зависимости от политических задач советской власти, международной обстановки и условий исторического периода.

Советская печать в рассматриваемый период была представлена массовыми литературно-художественными и общественно-политическими еженедельниками: «Красная Нива» и «Огонек». Журнал «Красная нива» возник при издательстве «Известия» ЦИК СССР и ВЦИК как приложение к газете «Известия» и выходил под редакцией А.В. Луначарского. В нем содержался преимущественно литературно-художественный материал, журнал был предназначен для семейного чтения.

Журнал «Огонек», воссозданный на новой основе в 1923 г. как частное издание, выходил под редакцией М.Е. Кольцова. «Огонек» был оперативнее классического «толстого» журнала, быстрее реагировал на события, происходившие в стране и мире, обладал жанровым разнообразием материалов, печатал аналитические обзоры и статьи. Все это способствовало превращению его в массовый журнал «для всех» и росту популярности. В 1926 году он стал крупным Акционерным издательским обществом «Огонек», выпускавшим массовую периодику. Несмотря на то, что журналы отличались по форме и условиям возникновения, их информационный контент во многом был схожим. В журналах были схожие рубрики, посвященные событиям, произошедшим в стране за неделю: в «Огоньке» она называлась «Строительство новой жизни» («В стране Советов», «По Советскому Союзу», «по Советской стране»)2В стране Советов // Огонек. 1926. № 49. С. 11., в журнале «Красная нива» – «Дневник советской жизни»3Дневник советской жизни// Красная Нива. 1929. № 4. С. 14–15..

Схожими были и формы подачи материала. В 1920-е гг. в универсальных еженедельниках на первый план выходят визуальные жанры, ключевым компонентом которых являлась фотография как отдельный смысловой элемент в тексте или без него: фотоочерк, фоторепортаж, фотограмма, фотозаметка, фотообложка, фотоколлаж. Задача фотожанров была не в том, чтобы показывать конкретных людей или явления, а прежде всего в том, чтобы выполнить агитационную функцию – донести до читателя политический смысл происходивших событий, оказать воздействие на массовое сознание с помощью трансляции определенных образов.

Тема «мировой революции» и «борьбы пролетариата» нашла свое отражение в еженедельниках «Красная Нива» и «Огонек» при раскрытии тем: образа власти, образа врага, образа друга, образа Красной армии.

Важной точка отсчета пути для мировой борьбы пролетариата стала Октябрьская социалистическая революция, победителями которой стали большевики. В.И. Ленин в конце 1918 года выступил с предложением объедения всех леворадикальных сил под эгидой одной организации для воплощения мировой революции. Так появился Коминтерн – Международная организация коммунистов, созданная на Учредительном (Первом) конгрессе, состоявшемся 2–6 марта 1919 года в Москве4Коммунистический интернационал. Энциклопедия Всемирная История. URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/kommunistichieskii_intiernatsional. Программные установки Коминтерна, пропагандирующие идеи мировой революции, включали борьбу коммунистов за власть и объединение рабочего класса в борьбе с господством капитала. Важными идеями и целями работы Коминтерна являлось построение нового общества. Новое общество, создававшееся в СССР после революции должно было стать примером для Запада, а нарастающий политический кризис в послевоенной Европе должен был привести к радикализации рабочего движения. При этом большевистские идеологи считали, что именно пример российских революций должен послужить важной школой в борьбе пролетариата за свои права. Эти идеи находили активное отражение в печати в 1920-е гг. и начале 1930-х гг. В очерке «Бурнопламенный год»5П. Лепешинский. Бурнопламенный год// Огонек. № 35. 1930. С. 4–5., напечатанном в журнале «Красная Нива», известный революционер и литератор П. Лепешинский писал о исторической связи революции 1905 года с дальнейшим революционными движением во всех странах мира: «Современное человечество, возлагающее свои чаяние на мировую революцию, имеет все основания с величайшей благодарностью оглядываться на наш 1905 год, который явился не только прологом нашего Октября, но и начал эру революций нашей бурной эпохи и во многих отношениях является образцом для грядущей мировой пролетарской революции»6П. Лепешинский. Бурнопламенный год // Огонек. № 35. 1930. С. 5.. П.Н. Лепешинский подчеркивает, что от опыта повторения «кровавого воскресения» никто не застрахован и что «массы, настраиваемые на непротивленческий лад своим Ганди (в Индии), своими Ульрихами, Кухами, и прочими пророками социал-пацифизма, беспощадно расстреливаются в Бомбее и Берлине, в Варшаве и Париже, в Бухаресте и Мадриде…».

Далее автор сокрушается, что мало кто внял урокам истории «кровавого воскресенья» и «фашистские дирижеры» могут воспользоваться методом «террористического одурачивая толпы»7Там же. С. 4.. Отрезвлением масс, как пишет Лепешинский, должно произойти путем «…революционизирования мирового пролетариата и нарастаниях вокруг компартий все новых и новых пролетарских кадров…»8Там же.. Необходимость в союзниках остро ощущалась большевистским руководством в 1920-е гг., советская власть искала союзника за рубежом в лице рабочего класса не только «для воплощения идеи мировой революции», но и для укрепления своего авторитета в деле строительства нового государства.

О важности всеобщего, сплоченного удара по «мировому капиталу» много писали в еженедельниках 1920-х гг., сам международный курс советского руководства был направлен в этот период на поиск союзников в европейских странах в лице рабочего класса и на признание нового государства рабочих и крестьян.

На страницах журналов освещались конгрессы Коминтерна, на обложке журналов размещались фотографии с конгрессов Коминтерна. На обложке журнала «Красная Нива» была размещена фотография с открытия шестого всемирного конгресса

Коммунистического Интернационала под заголовком «Привет авангарду мирового пролетариата»9Привет авангарду мирового пролетариата (фото Пресс-Клише) // Красная Нива. № 31. 1928. Обложка.. Публиковались в еженедельниках и портреты лидеров коммунистического движения. Так, в зарисовках художника И. Воронова на VI конгрессе Коминтерна изображены лидеры мирового коммунистического движения: Мариот (Канада); Пристли (Англия); Германсен (Норвегия); Ветцель (Франция); Боль (Австрия); Селькер (Англия); Гарус (Чехо-Словакия); Самуэльсон (Швеция)9Привет авангарду мирового пролетариата (фото Пресс-Клише) // Красная Нива. № 31. 1928. Обложка.; Вокоун (Чехословакия)10На VI конгрессе Красняа Нива. № 36. 1928. С. 13.. Печатались материалы, посвященные гимну Коммунистического интернационала. В очерке «Кто перевел “Интернационал” на русский язык?» автор рассказывает читателю о Аркадии Яковлевиче Коце11Беркова К.Н. Кто перевел «Интернационал» на русский язык? // Красная Нива. № 39. 1928. С. 14., первом переводчике «Интернационала» на русский язык. Данные материалы позволяли формировать образ соратника и друга Советской страны.

В фотоочерке «На службе тыла мировой революции»12Гейлер Г. На службе тыла мировой революции // Красная Нива. № 51. 1928. С. 14. автор пишет о деятельности Международной организации помощи борцам революции. МОПР – коммунистическая благотворительная организация, созданная в 1922 году решением 4-го Конгресса Коминтерна. Ее целью являлось оказывать помощь рабочим в международном масштабе. МОПР автор называет «верным часовым революции», подводя в фотоочерке итоги ее работы за прошедшие шесть лет: «Свыше 8 миллионов индивидуальных и коллективных членов, свыше 10 миллионов рублей, собранных по копейкам, – вот основной цифровой итог этой работы. Не один десяток политзаключенных был спасен благодаря этой помощи от цепких лап фашистской полиции»13Там же.. Автор пишет о нарастании международной напряженности и о необходимости усилить деятельность МОПР: «Современная международная обстановка, таящая в себе опасность новой империалистической войны и интервенции против Светской страны, обзывает МОПР… усилить свою работу»14Там же..

Пропагандистским приемом было и противопоставление условий труда в СССР и на Западе. Фотографии, лаконичный и запоминающийся текст создавали необходимый образ, воздействуя на большую рассредоточенную аудиторию (фотозаметка, фотограмма). Работая на контрасте, журналисты «Огонька» целенаправленно проводили мысль о том, что советский рабочий живет лучше. Например, фотоочерк «Рабочие на улицах Германии (письмо из Берлина)» в № 51 в журнале «Огонек» за 1927 г. повествует о забастовке рабочих на одной из текстильных фабрик Германии, «пользующейся самой дурной славой среди рабочих». Это «не фабрика, – пишет автор, – а адская машина, переламывающая кости рабочего… Рабочие прозвали эту фабрику “морилкой”, и когда голод заставляет их наниматься туда, то они не без основания называют себя каторжниками»15Габор А. Рабочие на улицах Германии // Огонек. 1927. № 51. С. 1..

О борьбе пролетариата на Западе за свои права читаем в материалах: фоторепортаж «Классовые бои в Берлине» иллюстрирует противостояние рабочих и власти16Классовые бои в Берлине // Огонек. 1929. № 19. С. 2–3., фотоочерк «Безработные в Париже» приводит сведения о численности безработных и их положении17Безработные в Париже // Огонек. 1927. № 9. С. 3.. О тяжелом положении рабочих за границей повествует фотоочерк «За Советским рубежом» в № 11 за 1930 г. с характерными комментариями: «Волна безработицы – это прорвавшийся наружу нарыв на теле “стабилизированной” Европы»; «20 млн безработных – мерило недуга, который подтачивает организм послевоенной Европы»18За Советским рубежом. Безработица–голод–террор // Огонек. 1930. № 11. С. 2.. Особое внимание автор уделяет тяжелому положению в Польше: «Голод, нищета, бездомность, массовые самоубийства на почве нищеты – основной фон жизни современного польского города… Штык и пуля для бунтующих безработных – это меры политического воздействия»19За Советским рубежом. Безработица–голод–террор..

О неприятии западного, буржуазного образа жизни читаем в очерке корреспондента Завадского «День в Париже». Корреспондент пишет о том, как неспешно французы распивают кофе, читают утренние газеты и едут на работу: «На улицах все больше и больше автомобилей, развалясь в новеньких “Крайзлер” и “Паккард” едут в свои конторы упитанные самодовольные буржуа»20Завадский. День в Париже // Огонек. 1929. № 7. С. 4–5.. Во многих материалах можно встретить и упоминание о врагах советского государства, проживающих на Западе: «Как живет белая эмиграция» (о русской финансовой эмиграции в Берлине)21Как живет белая эмиграция // Огонек. 1923. № 7. С. 14..

Негативная подача материала о жизни пролетариата за границей, прием противопоставления являлись частью пропаганды, наглядно демонстрировавшей превосходство одного государственного и общественного строя над другим. Причем антипод представлялся исключительно в негативных оттенках, его положительные стороны не демонстрировались.

Данный пропагандистский прием нашел отражение в журнале и в рубрике «Окно в мир», выходившей в журнале «Огонек», в материалах которой освещалась повседневная жизнь Запада, что также являлось элементом пропаганды. Она появилась в журнале еще в 1923 г. и рассказывала о наиболее ярких мировых событиях. Сведения были самые разнообразные и охватывали все сферы человеческой деятельности. Но упор был сделан на то, как там плохо и как хорошо жить в стране Советов. С необходимостью усиления риторики по данному вопросу в «Огоньке» появились и новые рубрики, рисующие образ заграницы. Так, в 1926 г. в журнале стала выходить рубрика «Запад за неделю». Корреспонденты рассказывали о наиболее интересных и важных политических событиях. Основное внимание уделялось рабочему движению, условиям труда и положению рабочего класса, подробно освещались забастовки трудящихся.

В 1926 г. в журнале «Огонек» появилась и рубрика «За Советским рубежом», которая с 1927 г. стала называться «На Западе и Востоке». Она, как и другие не была постоянной, появлялась в зависимости от наличия интересного и важного с идеологической точки зрения материала. Информация давалась дозировано и в определенном ракурсе, с соответствующими комментариями.

Определенное отношение к повседневной жизни Запада можно объяснить разными социальными ориентирами, где СССР выступал в роли первого государства в мире, выступавшего от имени пролетариата и трудового крестьянства, готового защитить угнетаемые классы во всем мире.

На фоне материалов о положении рабочих на Западе, о борьбе их за свои права, публиковались материалы о строительстве и открытии новых предприятий в СССР, о все возрастающем потенциале страны. СССР противопоставлялся Западу как реальная альтернатива, как центр борьбы за новый мир. В печати активно использовались идеологемы, призванные возвысить советские ценности и идеи в противовес западным. Через такие материалы журнал пытался выстраивать картину мировой борьбы рабочего класса, где в образе «Друга» всего мирового пролетариата выступал и Советский Союз. В то же время советского руководство искало поддержку у мирового пролетариата в период проведения собственной внутренней и внешней политике. На протяжении всего периода 1920-х гг. в материалах, посвященных Коминтерну и идеям мировой революции, можно проследить эволюцию идей от спада революционного движения, согласно периоду «временной и частичной стабилизации капитализма»22Коммунистический Интернационал в документах. 1919–1932. М., 1933. С. 529. до нарастания военного противостояния.

В середине 1920-х гг. образ «Чужого», «Другого» начал трансформироваться в образ «Врага», усилилась военная риторика в печати. На смену критике капиталистического мира пришла военная тема, призывы защитить Советское государство от «посягательств капиталистов». В 1927 г., в год «военной тревоги»23Лившин А.Я. «Военная тревога» 1927 г. и общественные настроения в Советском Союзе // Государственное управление. Электронный вестник, 2015. Вып. № 50. С. 190–206., произошел разрыв дипломатических отношений СССР с Англией и Китаем. В пространстве советской коммуникации все более заметной становится тенденция к устранению невраждебного (позитивного или хотя бы нейтрального) образа «Другого» и появлению образа «Врага». Как отмечают исследователи: «Образ внешнего мира теперь описывался даже не в категории “иное”, а скорее “анти”. Возродилось представление о сакральном характере границы, что отразилось в привычном штампе “священные рубежи нашей Родины”»24Голубев А.В. Невежин В.А. Формирования образа Советской России в окружающем мире средствами культурной дипломатии, 1920-е первая половина 1940-х гг. / ИРИ РАН. М., 2016. С. 26..

В «Огоньке» начинают публиковаться материалы, в названии которых открыто читаются лозунги-призывы: «Пролетариат сумеет защитить свое Отечество»25Свентицкий Л. Пролетариат сумеет защитить свое Отечество (фото А. Шайхет) // Огонек. 1929. № 31. С. 7–8., «Вызов Советскому миролюбию»26Вызов Советскому миролюбию // Огонек. 1929. № 29. С. 1., «На защиту Советской страны»27Цымбалов Н., Константиновский А. На защиту Советской страны // Огонек. 1929. № 41. С. 15., «Новой интервенции не допустим!»28Маловажный Н. Новой интервенции не допустим! // Огонек. 1927. № 37. С. 1.. На обложках появляются фотографии военных деятелей Европы, враждебно настроенных к СССР. Как, например, в № 38 за 1927 г. фотография с заголовком «Наш старый враг» французского маршала Фоша, под ней помещен небольшой комментарий: «Он предлагал Германии в 1918 году напасть на Республику Советов. Он вдохновлял французскую интервенцию в 1919 году. Он организует сейчас новый поход против нашего Союза. Маршал Фош – один из тех, кого мы знаем слишком хорошо!»29Наш старый враг // Огонек. 1927. № 38. Обложка. Все это работало на образ врага.

Международная обстановка обострялась, и вопрос о союзниках приобрел особое значение. Новый тип союзника в 1920 – начала 1930-х гг. – революционный пролетариат всего мира. Однако быть союзниками страны Запада могли лишь при условии победы там социалистической революции30Голубев А.В. «Враги второй очереди»: «Если мир обрушится на нашу Республику»: Советское общество и внешняя угроза в 1920–1940-е гг. URL: http://istmat.info/node/47292 (дата обращения. 25.04.2018).. И здесь появляется образ «Друга» (союзника).

О скорой победе коммунистического движения, единстве и солидарности рабочего класса повествует очерк «Советы в Китае» С. Гальперина. В нем отмечалось, что «Китайские рабочие, крестьяне, ремесленники и даже часть интеллигенции впервые в истории Китая встречаются с фактом образования власти, которая не рассматривает население как объект правительственных вымогательств, которая защищая интересы и права не верхушки привилегированных классов, а интересы и права деревенской бедноты. Еще много боев предстоит трудящимся массам Китая. Тернист путь китайских Советов, но за ними стоит 300 млн крестьян, рабочих, кустарей и ремесленников. Советы в Китае существуют, они борются, растут, учатся управлять – они победят»31Гальперин С. Советы в Китае // Огонек. 1930. № 16. С. 11..

Очерк заканчивается утверждением скорейшей победы и единства всего мирового рабочего движения.

Официальная пропаганда всячески поддерживала подобные представления. В образе «Друзей» выступали рабочие Запада, как например, рабочие Польши в статье Ю.М. Лещинского «Из польского подполья», опубликованной в № 2 за 1926 г.: «Революционный союз польских и русских рабочих во всей красе и могуществе проявился еще в 1905 году. Мы хорошо помним, как в ответ на кровавое 9 января в Петербурге боевым действием откликнулся пролетариат Польши, как потом он присоединился к забастовке…»32Лещинский Ю.М. Из польского подполья // Огонек. 1926. № 2. С. 4. Ю.М. Лещинский отмечал тяжелое положение коммунистов в Польше, которое хуже, чем во времена Царской России, в тоже время акцентировал внимание, на том факте, что молодежь стремится попасть в их ряды, проявляя «героическое упорство»33Там же.. В фотозаметке «Враги рабочего класса»34Враги рабочего класса // Огонек. 1928. № 2. С. 1. автор пишет, как представители «империалистических» государств (Англия, Франция, Польша) договариваются о разделе сфер влияние на «колониальном плацдарме».

Такие материалы являлись частью идеологического конструирования «образа врага» и «образа друга».

Материалы еженедельников пропагандировали необходимость защиты Родины, настраивали на отпор врагу, посягавшему на суверенитет Советского государства, при этом призывы оказывать помощь мировому пролетариату в борьбе за права оставались в печати на протяжении 1920-х гг. В большом фотоколлаже «Коммунизм сметет все границы! Да здравствует Красная армия – боевой оплот мировой революции!»35Коммунизм сметет все границы! Да здравствует Красная армия – боевой оплот мировой революции! (снимки А. Шайхета, стихи Д. Алтаузен) // Огонек. 1928. № 9. С. 8–9. были напечатаны стихи советского писателя и поэта Джека Алтаузена:

…У нашего в сердце хранится

Та надпись, что смотрит в года –

Столбы и чужие границы

Коммуна сотрет навсегда!36. Коммунизм сметет все границы! Да здравствует Красная армия – боевой оплот мировой революции! (снимки А. Шайхета, стихи Д. Алтаузен) // Огонек. 1928. № 9. С. 8–9.

Фотоколлаж был оформлен в виде единой карты границ Советского Союза, по контурам которой размещались фигуры красноармейцев-пограничников, по бокам фотоколлажа располагались фотографии разных частей границы Советской страны (Фото 1. «Наша граница с Польшей»; Фото 2. «Поимка румынских перебежчиков нашими пограничниками на границе с Румынией»; Фото 3. «Наш пограничный отряд выезжает на советско-китайскую границу»; Фото 4. «Наша граница с Персией...»)37Там же..

Данный фотоколлаж ярко иллюстрирует изменившееся положение дел к концу 1920-х гг. Несмотря на то что идеи мировой революции, интернационализма и взаимопомощи в среде рабочего класса остались в идеологическом дискурсе исследуемого периода, на первый план выходят задачи внутренней модернизации в стране, усиление ее обороноспособности, сакрализации и охраны границ. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. виден спад революционных движений в Европе, как пишет исследователь Голубев А.В.: «…у советской политической элиты исчезали и иллюзии относительно масштабов поддержки со стороны западного пролетариата в случае войны против СССР»38Голубев. А.В. «Враги второй очереди»: «Если мир обрушится на нашу Республику»: Советское общество и внешняя угроза в 1920–1940-е гг.URL: http://istmat.info/node/47292 (дата обращения: 25.03.2019).. Был принят курс на построение «социализма в отдельно взятой стране», а главной движущей силой, призванной помочь в осуществлении мировой революции, стала Красная армия – «боевой оплот мировой революции».

Идеи мировой революции в исследуемый период «находились на службе» советской идеологической машины и использовались в борьбе с капиталистическим окружением. Их трансформация в исследуемый период была напрямую связана с политическими и внешнеполитическими ориентирами Советского государства и задачами исторического периода.

Танцевова Анастасия Владимировна, к.и.н. (Российский университет транспорта)

  • Из сборника избранных статей участников IX Международная конференция молодых учёных и специалистов «КЛИО». Сборник издан при поддержке фонда «История Отечества»

Мероприятие прошло 3–4 апреля 2019 года в Российском государственном архиве социально-политической истории.


  1. Коммунизм сметет все границы! Да здравствует Рабоче-Крестьянская Красная Армия – боевой оплот мировой революции (фото А. Шайхета, стихи Д. Алтаузен) // Огонек. 1928. № 9. С. 8–9.
  2. В стране Советов // Огонек. 1926. № 49. С. 11.
  3. Дневник советской жизни// Красная Нива. 1929. № 4. С. 14–15.
  4. Коммунистический интернационал. Энциклопедия Всемирная История. URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/kommunistichieskii_intiernatsional
  5. П. Лепешинский. Бурнопламенный год// Огонек. № 35. 1930. С. 4–5.
  6. П. Лепешинский. Бурнопламенный год // Огонек. № 35. 1930. С. 5.
  7. Там же. С. 4.
  8. Там же.
  9. Привет авангарду мирового пролетариата (фото Пресс-Клише) // Красная Нива. № 31. 1928. Обложка.
  10. На VI конгрессе Красняа Нива. № 36. 1928. С. 13.
  11. Беркова К.Н. Кто перевел «Интернационал» на русский язык? // Красная Нива. № 39. 1928. С. 14.
  12. Гейлер Г. На службе тыла мировой революции // Красная Нива. № 51. 1928. С. 14.
  13. Там же.
  14. Там же.
  15. Габор А. Рабочие на улицах Германии // Огонек. 1927. № 51. С. 1.
  16. Классовые бои в Берлине // Огонек. 1929. № 19. С. 2–3.
  17. Безработные в Париже // Огонек. 1927. № 9. С. 3.
  18. За Советским рубежом. Безработица–голод–террор // Огонек. 1930. № 11. С. 2.
  19. За Советским рубежом. Безработица–голод–террор.
  20. Завадский. День в Париже // Огонек. 1929. № 7. С. 4–5.
  21. Как живет белая эмиграция // Огонек. 1923. № 7. С. 14.
  22. Коммунистический Интернационал в документах. 1919–1932. М., 1933. С. 529.
  23. Лившин А.Я. «Военная тревога» 1927 г. и общественные настроения в Советском Союзе // Государственное управление. Электронный вестник, 2015. Вып. № 50. С. 190–206.
  24. Голубев А.В. Невежин В.А. Формирования образа Советской России в окружающем мире средствами культурной дипломатии, 1920-е первая половина 1940-х гг. / ИРИ РАН. М., 2016. С. 26.
  25. Свентицкий Л. Пролетариат сумеет защитить свое Отечество (фото А. Шайхет) // Огонек. 1929. № 31. С. 7–8.
  26. Вызов Советскому миролюбию // Огонек. 1929. № 29. С. 1.
  27. Цымбалов Н., Константиновский А. На защиту Советской страны // Огонек. 1929. № 41. С. 15.
  28. Маловажный Н. Новой интервенции не допустим! // Огонек. 1927. № 37. С. 1.
  29. Наш старый враг // Огонек. 1927. № 38. Обложка.
  30. Голубев А.В. «Враги второй очереди»: «Если мир обрушится на нашу Республику»: Советское общество и внешняя угроза в 1920–1940-е гг. URL: http://istmat.info/node/47292 (дата обращения. 25.04.2018).
  31. Гальперин С. Советы в Китае // Огонек. 1930. № 16. С. 11.
  32. Лещинский Ю.М. Из польского подполья // Огонек. 1926. № 2. С. 4.
  33. Там же.
  34. Враги рабочего класса // Огонек. 1928. № 2. С. 1.
  35. Коммунизм сметет все границы! Да здравствует Красная армия – боевой оплот мировой революции! (снимки А. Шайхета, стихи Д. Алтаузен) // Огонек. 1928. № 9. С. 8–9.
  36. Коммунизм сметет все границы! Да здравствует Красная армия – боевой оплот мировой революции! (снимки А. Шайхета, стихи Д. Алтаузен) // Огонек. 1928. № 9. С. 8–9.
  37. Там же.
  38. Голубев. А.В. «Враги второй очереди»: «Если мир обрушится на нашу Республику»: Советское общество и внешняя угроза в 1920–1940-е гг.URL: http://istmat.info/node/47292 (дата обращения: 25.03.2019).
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №1/2024

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Хабаровском краевом музее имени Н.И Гродекова открылась Выставка «Музей. Первые 130 лет»

В Хабаровском краевом музее имени Н.И Гродекова открылась Выставка «Музей. Первые 130 лет»

В Хабаровском краевом музее имени Н.И Гродекова открылась выставка «Музей. Первые 130 лет».

 

В архиве Курской области представили выставку в рамках проекта «Малые города Курского края»

В архиве Курской области представили выставку в рамках проекта «Малые города Курского края»

19 апреля 2024 года в Государственном архиве Курской области состоялась презентация виртуальной выставки «Малые города Курского края. Щигры и округа», которая является частью проекта, посвящённого истории городов Курской области.

 

Владимирские студенты обсудили преступления нацистов в годы Великой Отечественной войны

Владимирские студенты обсудили преступления нацистов в годы Великой Отечественной войны
Источник: https://international.vlsu.ru

19 апреля 2024 года во Владимирском государственном университете состоялся открытый диалог студентов, приуроченный ко Дню единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.

Прокрутить наверх