Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Коммунистический Интернационал (III Интернационал), объединявший коммунистические партии разных стран, существовал с 1919 по 1943 г. Он был создан в противовес силам, которые привели к расколу в «старом» Интернационале, а именно группе «правых», поддерживающих буржуазию своих национальных правительств, и группе центристов, неспособных к решительным действиям1К I съезду Коммунистического Интернационала // РГАСПИ. Ф. 488. Оп. 1. Д. 1. Л. 6..

В связи с этим инициатором создания Коминтерна стала РКП(б), олицетворяющая левое, революционное крыло.

Первый учредительный конгресс Коминтерна, на котором произошло его основание и избрание органов управления, состоялся в марте 1919 г. в Москве. В обращении к первому съезду среди главных целей организации было обозначено налаживание контактов со странами, где были сильны левые движения; основным методом борьбы с капитализмом были названы массовые действия пролетариата2Там же. Л. 1–7..

Слаженная организационно-административная структура, концентрация всей полноты власти в руках Исполнительного Комитета, неукоснительное следование его постановлениям секциями (партиями) и приверженность коммунистической идеологии обеспечивали единство Коминтерна в политическом, управленческом и идейном аспектах. Более того, Коминтерн стал международной организацией, обладающей полномочиями формулировать принципы и определять тактику для коммунистических партий во всем мире. Одной из особенностей политики Коминтерна (в отличие от политики II Интернационала) была установка на решение вопросов, связанных с борьбой зависимых народов. В связи с этим негритянский вопрос в США не раз становился объектом обсуждений в Коммунистическом Интернационале.

Следует отметить, что негритянский вопрос в США в конце XIX – начале XX в. приобрел иную окраску, нежели в эпоху рабовладения или период «Реконструкции Юга». Особенности социально-экономического положения негритянского населения, занятого в сфере сельского хозяйства на протяжении 1870–1920-х гг., позволяют судить о том, что негры продолжали испытывать последствия системы рабовладения. Это выражалось, во-первых, в том, что сельскохозяйственный труд негритянских крестьян имел форму издольщины, «чертами которой являются право земельного собственника распоряжаться продукцией издольщика, определять посев…»3Насонов Н.М. Негритянская проблема в Северо-Американских Соединенных Штатах // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 46. Л. 68 об.; во-вторых, что существовала система «долгового рабства» (пеонаж) – осуществление трудовой деятельности в счет оплаты долга. Таким образом, явно прослеживалась система эксплуатации, основанной на присвоении чужого труда, характерной для капиталистических отношений. С другой стороны, могли наблюдаться и такие явления, как ограничение свободы передвижения от одного нанимателя к другому, а также система отработок провинностей. Из этого можно заключить, что капитализм в США сочетался с пережитками рабовладения. Количество фермеров в США к 1920-му году составило 6,5 миллионов человек; из них только около 900 тысяч были неграми, причем большинство из них являлись арендаторами, а не собственниками земельных участков4Percentage distribution by tenure negro farm operators // РГАСПИ. Ф. 535. Оп. 2. Д. 141. Л. 69.. Другими словами, доля независимых фермеров на Юге была значительно ниже, чем доля эксплуатируемых рабочих в сельском хозяйстве, большую часть которых составляли афроамериканцы.

Вследствие ухудшения условий труда на Юге, негритянское население образовало сильный миграционный поток на Север (например, в Чикаго, Нью-Йорк), вследствие чего количество негров, занятых в промышленности, увеличилось. В промышленном секторе негритянских рабочих подстерегали такие трудности, как загруженность сектора (причиной тому были миграционные процессы в США); дискриминация в области труда, которая выражалась в ограничении круга работ для негров, низкой заработной плате, отсутствии социальных льгот, должного медицинского обслуживания. Афроамериканцы зачастую не могли вступать в профсоюзы из-за расовых конфликтов с белыми рабочими.

Высокие показатели в экономике США были достигнуты благодаря использованию значительных человеческих ресурсов. Поэтому в социально-классовой структуре общества четко выделялись те, кто выиграл от процесса индустриализации, – буржуазия, и те, кто обеспечивал протекание этого процесса, – рабочий класс и фермеры, значительную часть которых составляло негритянское население. Нерешенность земельного вопроса после Гражданской войны привела к тому, что афроамериканцы попали в кабальную зависимость от белого населения через договорные отношения. Если ранее, в период рабовладельческих отношений подневольный труд чернокожих использовался в плантационных хозяйствах, то в конце XIX – начале XX в. дешевая наемная сила чернокожих служила для обеспечения интересов капиталистов как в сельском хозяйстве, так и промышленности. Поэтому можно утверждать, что развитие капитализма создало условия для массовой пролетаризации чернокожего населения США.

Массовая пролетаризация чернокожего населения США в совокупности с расовой сегрегацией приводили к выводу о необходимости соединения борьбы афроамериканцев за равноправие с борьбой всех трудящихся США. Анализ расизма в США уже не мог игнорировать классовые отношения. Поэтому расовый вопрос в США стал объектом идеологической борьбы левых сил с капитализмом в лице Коммунистического Интернационала, что требовало определения подхода (или подходов) к этому вопросу.

Первая серьезная дискуссия в рядах коминтерновцев возникла в связи с решением вопроса о созыве Всемирной негритянской конференции (съезда). В Резолюции по негритянскому вопросу, принятой 30 ноября 1922 г., было отмечено, что «враг негритянской расы и враг белых рабочих один и тот же – капитализм и империализм»5Резолюция по негритянскому вопросу, принятая IV конгрессом Коминтерна 30 ноября 1922 г. // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 5. Л. 14.. Принимая во внимание исторический опыт противостояния угнетателям и воинственность негритянского народа, Коминтерн призывал поддерживать любые формы революционного движения чернокожих. Важным итогом IV конгресса Коммунистического Интернационала по негритянскому вопросу стало заявление, что он «немедленно предпримет шаги для созыва всеобщей негритянской конференции или съезда в Москве»6Там же. Л. 17..

Одним из немногих, кто поддержал данную инициативу, был представитель Коммунистической партии Японии в ИККИ, Сен Катаяма (1859–1933).

В своем докладе «Негритянская раса как фактор грядущей мировой социальной революции» он заявил, что «Негритянский Конгресс в Москве станет важным событием на пути борьбы негритянской расы против эксплуатации»7Negro race as a factor in the coming world social revolution by S. Katayama // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 17. Л. 9..

В целом предложение сразу же было встречено бурной критикой со стороны коммунистов разных стран, главный аргумент которых состоял в опасности апелляции преимущественно к расовому аспекту негритянской проблемы. Так, И. Амтер, (1881–1945), представитель КП США, писал, что расовый подход в деле созыва Негритянской Конференции является неверным, поскольку «негритянский расовый вопрос не является революционным фактором и… для наступления на капитал имеет небольшое значение»8Negro question. (Discussion in Anglo – Saxon group) // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 3. Л. 9–10.. Поэтому, по его мнению, нужно обратиться не к расовой, а классовой солидарности всех рабочих.

После выхода этой статьи Д.А. Джонс (1883–1924), представитель КП Южной Африки в ИККИ, направил письмо в Исполком Коминтерна 23 марта 1923 г. с дополнительными замечаниями по обсуждаемому вопросу (изменив свою позицию от поддержки до отрицательного отношения к созыву негритянского Конгресса). Идея, высказанная в письме, была созвучна позиции И. Амтера: необходимо объединить чернокожих и белых рабочих в рамках мирового пролетарского движения против капитализма. Джонс также считал, что «проводить расовый конгресс – значит создавать источник замешательства и путаницы»9Further note on the proposed Negro Congress (by Ivon Jones) // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 3. Л. 5..

Таким образом, мнения по поводу необходимости созыва Всемирной негритянской конференции в Коминтерне разделились, и вопрос был отложен вплоть до 1928 г. Проблема состояла в том, что апелляция к расовому аспекту означала бы поддержку буржуазного панафриканского движения, представленного в двух формах. Первая была связана с идеей «обособления», делающей акцент на расовых различиях чернокожих и белых, что выразилось в движении Маркуса Гарви (1887–1940). Вторая опиралась на идею интеграции, принципы равенства и преодоления расовой сегрегации, и нашла воплощение в деятельности Уильяма Дюбуа Э.Б. (1868–1963). При всех своих различиях оба течения панафриканского движения противостояли намерениям деятелей Коммунистического Интернационала осуществить классовую солидаризацию всего пролетариата США, независимо от расовых различий. Сторонники гарвеизма и движения под руководством Дюбуа), стремились пробудить у негров антибелый расизм, а также грозили вызвать эффект классового замешательства лозунгом ухода «назад в Африку».

К вопросу о созыве Всемирной Негритянской конференции вернулись только в 1928–1929 гг.: в 1928 г. при содействии Международного объединения профсоюзов (Профинтерна) был создан Международный профсоюзный комитет негритянских рабочих, который должен был включать в свои ряды чернокожих рабочих США, Черной Африки и Вест-Индии, а в 1929 г. Исполнительное бюро Профинтерна выпустило резолюцию о созыве Всемирной конференции негритянских рабочих10On the convening of the First International Conference of negro workers // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 53. Л. 3.. Тем самым первоначальный замысел созыва расового Конгресса был успешно заменен принципом классовым. Итогом долгих споров и разногласий стало проведение Конференции в 1930 г. в Гамбурге.

Вторая дискуссия развернулась по поводу одного из положений, выдвинутых «Резолюцией Политсекретариата по негритянскому вопросу в САСШ» от 26 октября 1928 г. Согласно этому документу, во-первых, негритянское население США признавалось угнетенным народом. Во-вторых, было отмечено, что негритянский пролетариат способен стать движущей силой революционного движения всех трудящихся. В-третьих, в качестве основного источника бедственного положения афроамериканцев были названы социально-экономические проблемы, связанные с пережитками рабовладельческой системы, которые обусловили в т. ч. проявления расовой дискриминации в американском обществе. При этом шовинизм (как крайняя форма расизма) был признан выражением идеологического влияния империализма, провоцирующего конфликты между белым и чернокожим населением. В-четвертых, главным врагом негритянского движения объявлялся империализм с присущими ему формами эксплуатации. Наконец, был сделан акцент на международном влиянии негритянского вопроса в США на положение негритянского населения планеты11Резолюция Политсекретариата от 26/X 1928 по негритянскому вопросу в САСШ // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 51. Л. 75–85.. Дискуссионным же стало положение о том, что негритянский вопрос (в южных штатах) является вопросом национальным, и негры имеют право на самоопределение. При этом борьба чернокожих, согласно «Резолюции…», объявлялась борьбой национально-освободительной12РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 51. Л. 75–85..

Необходимо упомянуть и о ленинских «Тезисах по национальному и колониальному вопросу» 1920 г., которые были составлены ко II конгрессу Коминтерна. В них утверждалась задача преобразования диктатуры пролетариата в интернациональную борьбу, способную оказывать влияние на политические процессы в мире, а также был задан вектор деятельности коммунистических партий по содействию революционным движениям «в зависимых или неравноправных нациях, например… среди негров Америки»13Ленин В.И. Первоначальный набросок тезисов по национальному и колониальному вопросам (для Второго съезда Коммунистического Интернационала) // Полное собрание сочинений (5-е издание). М., 1981. С. 161–168.. На комиссии по национальному и колониальному вопросам в рамках обсуждения «Тезисов…» были сделаны некоторые обобщения идей Ленина, в частности утвердилось деление мира на угнетающие и угнетаемые нации, а также закрепилось понятие «национально-революционного движения» вместо «буржуазно-демократического»14Ленин В.И. Доклад комиссии по национальному и колониальному вопросам 6 июля // Полное собрание сочинений (5-е издание). М., 1981. С. 242–248..

Таким образом, именно на II конгрессе Коминтерна вопрос о положении негров в США был отнесен к проблеме угнетенных народов в целом.

Обозначению негритянского вопроса как национального способствовало также появление трактовки концепта «нации», разработанной И.В. Сталиным. Обращаясь к сталинскому определению «нации» – «нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединенных общностью языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры»15Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос // РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 926. Л. 111., – конечно, можно заметить, что данные черты в какой-то степени объединяли афроамериканцев «черного пояса» США. Однако становится непонятным, как в эту концепцию вписывалось чернокожее население промышленного Севера, которое составляло на этих территориях меньшинство. В этой связи обнаружилось явное противоречие, которое не могло остаться незамеченным для некоторых деятелей Коминтерна, что и породило острую дискуссию.

Прежде всего стоит отметить несовпадение взглядов некоторых представителей Коммунистической партии США с генеральной стратегией Коминтерна. В частности, Отто Хейсвуд (1893–1961), член комисссии по негритянскому вопросу на II конгрессе Коммунистического Интернационала, в статье «Международные аспекты негритянского вопроса» утверждал, что чернокожие в США составляют расовое меньшинство и их положение отлично от положения негров Африки и Вест-Индии, которые испытывают национальный и колониальный гнет. Автор статьи отрицал наличие у афроамериканцев черт, позволяющих отнести их к нации, при этом подчеркивая их явно выраженные расовые отличия. Наличие системы дискриминации и необходимость борьбы за социальное и политическое равноправие, по мнению Хейсвуда, позволяет утверждать, что негритянский вопрос в США носит исключительно расовый характер. При этом американский коммунист призывал рассматривать расизм как идеологическую категорию, используемую империалистическими силами для усиления эксплуатации трудящихся16Huiswood O. World aspects of the negro question // Communist, February 1930. P. 132–147..

Иной позиции придерживался другой представитель КП США, Гарри Хейвуд, который критиковал Хейсвуда за отход от марксистско-ленинских принципов, поскольку формула «расового вопроса» считалась им буржуазной. Он отмечал, что с развитием капитализма и углублением социально-классовой дифференциации в американском обществе негритянский вопрос принял форму национального вопроса. По мнению автора, он выражается в том, что империалисты усиливают национальный гнет путем сверхэксплуатации, замедляя экономическое и культурное развитие негров. Поэтому единственным путем спасения является революционная борьба за право на национальное самоопределение негров в «Черном поясе»17Heywood H. Against bourgeois distortions of Leninism on the Negro question in the United States // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 87. Л. 90–104..

Эволюция взглядов на негритянский вопрос в США произошла у Джона Пеппера (Йожефа Шварца) (1888–1938), делегата от Коммунистической партии США, который на V конгрессе Коминтерна возразил против лозунга самоопределения для негров США, предложив заменить его положением о «полном равноправии во всех отношениях (юридическом и социальном)»18Пятый Всемирный Конгресс Коммунистического Интернационала. 17 июня – 8 июля 1924 г. Стенографический отчет. Часть 1. М.; Ленинград, 1925. С. 667.. Однако, проанализировав общие тенденции в политике Коминтерна в этом вопросе, он написал памфлет, призывающий не просто к самоопределению чернокожих, а к созданию Негритянской Советской республики19Pepper J. American Negro Problems // Communist, October 1928. P. 628–638..

Еще одно идейное столкновение произошло между А. Шийком (1891–1978), преподавателем Коммунистического университета трудящихся Востока и Международной ленинской школы и Н.М. Насоновым (1902–1938), членом Негритянского бюро Коминтерна. Дав подробный анализ расового вопроса в США как социальной проблемы через критику буржуазных теорий, Шийк сделал заключение, что нельзя отождествлять расовый антагонизм в США с национальным. Более того, он утверждал, что американские негры не являются нацией, что вообще снимает вопрос об их национальной борьбе. Причину расовой дискриминации в отношении чернокожих Шийк призывал искать в идеологическом влиянии буржуазии20Шийк А. Расовая проблема и марксизм [Текст] / А. Шийк. М., 1930. С. 321–368..

Н. Насонов критиковал Шийка за то, что тот счел тезис о самоопределении негров второстепенным, при этом противопоставив понятия «право на самоопределение» и «борьба за равноправие» в пользу последнего. О недостатках подобного «либерального подхода» он писал: «Либеральная точка зрения пытается свести всю негритянскую проблему лишь к борьбе за справедливое отношение между белыми и черными»21Насонов Н.М. Негритянская проблема в Северо-Американских Соединенных Штатах // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 46. Л. 66.. При этом он отмечал пагубное влияние гарвеизма и подобных движений чернокожих, подменявших идею революционной борьбы либеральными искажениями. С этим тезисом было связано негативное отношение Н. Насонова к идее участия Коминтерна в Пятом панафриканском конгрессе в 1929 г. (предыдущие прошли в 1919, 1921, 1923, 1927 гг. под руководством У. Дюбуа и носили политический характер). В своем предложении Политсекретариату он привел следующие аргументы против представительства от членов Коммунистического Интернационала на конгрессе: буржуазно-либеральный и антипролетарский характер данного мероприятия22Материал и предложения по вопросу о Панафриканском конгрессе 26.09.1929 // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 101. Л. 91–93..

Н. Насонов призывал не путать содержание и форму негритянского движения: содержанием является борьба за равноправие, а формой – национально-революционная борьба. В связи с этим позиция Н. Насонова может быть представлена следующим образом: негритянский вопрос в США должен рассматриваться с точки зрения двух компонентов: национального и расового, – при этом первый является формой, а второй – содержанием23Насонов Н.М. Против либерализма в негритянском вопросе в Америке // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 82. Л. 8–22..

Обобщая сказанное, стоит отметить, что отношение к расовой проблеме в США в Коминтерне было неоднозначным. Об этом свидетельствуют многочисленные дискуссии по поводу мероприятий и программ, связанных с негритянским вопросом.

Первая дискуссия, возникшая в связи с решением вопроса о созыве Всемирной негритянской конференции, показала, что были попытки отнести негритянский вопрос к расовому или же вопросу о классовой борьбе. В итоге классовый подход стал определяющим, поскольку именно он позволял придать революционность борьбе чернокожих.

Вторая дискуссия была связана с «Резолюцией Политсекретариата по негритянскому вопросу в САСШ», в которой был сделан вывод о том, что чернокожие «Черного пояса» (южных штатов) являются нацией. Поэтому главным тезисом «Резолюции…» стало отождествление негритянского вопроса с вопросом национальным, и утверждение, что негры имеют право на самоопределение. Данное положение оказалось спорным, поскольку некоторые деятели Коминтерна считали нецелесообразным применение понятия «нация» по отношению к неграм в США, и призывали обратить внимание на расовый аспект проблемы.

Исходя из описанных выше дискуссий о сущности негритянского вопроса в США, становится ясно, что проблема расизма в США скорее являлась элементом борьбы против империализма, создававшего искусственные границы между социальными общностями.

Апелляция к расовой проблематике служила целям привлечения негров в коммунистическую партию и их присоединения к мировой пролетарской революции.

Тимофеева Мария Андреевна (Российский государственный архив социально-политической истории)

  • Из сборника избранных статей участников IX Международная конференция молодых учёных и специалистов «КЛИО». Сборник издан при поддержке фонда «История Отечества»

Мероприятие прошло 3–4 апреля 2019 года в Российском государственном архиве социально-политической истории.


  1. К I съезду Коммунистического Интернационала // РГАСПИ. Ф. 488. Оп. 1. Д. 1. Л. 6.
  2. Там же. Л. 1–7.
  3. Насонов Н.М. Негритянская проблема в Северо-Американских Соединенных Штатах // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 46. Л. 68 об.
  4. Percentage distribution by tenure negro farm operators // РГАСПИ. Ф. 535. Оп. 2. Д. 141. Л. 69.
  5. Резолюция по негритянскому вопросу, принятая IV конгрессом Коминтерна 30 ноября 1922 г. // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 5. Л. 14.
  6. Там же. Л. 17.
  7. Negro race as a factor in the coming world social revolution by S. Katayama // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 17. Л. 9.
  8. Negro question. (Discussion in Anglo – Saxon group) // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 3. Л. 9–10.
  9. Further note on the proposed Negro Congress (by Ivon Jones) // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 3. Л. 5.
  10. On the convening of the First International Conference of negro workers // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 53. Л. 3.
  11. 11. Резолюция Политсекретариата от 26/X 1928 по негритянскому вопросу в САСШ // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 51. Л. 75–85.
  12. РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 51. Л. 75–85.
  13. Ленин В.И. Первоначальный набросок тезисов по национальному и колониальному вопросам (для Второго съезда Коммунистического Интернационала) // Полное собрание сочинений (5-е издание). М., 1981. С. 161–168.
  14. Ленин В.И. Доклад комиссии по национальному и колониальному вопросам 6 июля // Полное собрание сочинений (5-е издание). М., 1981. С. 242–248.
  15. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос // РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 926. Л. 111.
  16. Huiswood O. World aspects of the negro question // Communist, February 1930. P. 132–147.
  17. Heywood H. Against bourgeois distortions of Leninism on the Negro question in the United States // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 87. Л. 90–104.
  18. Пятый Всемирный Конгресс Коммунистического Интернационала. 17 июня – 8 июля 1924 г. Стенографический отчет. Часть 1. М.; Ленинград, 1925. С. 667.
  19. Pepper J. American Negro Problems // Communist, October 1928. P. 628–638.
  20. Шийк А. Расовая проблема и марксизм [Текст] / А. Шийк. М., 1930. С. 321–368.
  21. Насонов Н.М. Негритянская проблема в Северо-Американских Соединенных Штатах // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 46. Л. 66.
  22. Материал и предложения по вопросу о Панафриканском конгрессе 26.09.1929 // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 101. Л. 91–93.
  23. . Насонов Н.М. Против либерализма в негритянском вопросе в Америке // РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 155. Д. 82. Л. 8–22.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Астрахани состоялась презентация каталога к выставке о буддийской культуре

В Астрахани состоялась презентация каталога к выставке о буддийской культуре

В Астраханском краеведческом музее прошла презентация каталога экспозиционно-выставочного проекта «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций.

 

В Мурманске открылась выставка, посвящённая 85-летию начала советско-финской войны

В Мурманске открылась выставка, посвящённая 85-летию начала советско-финской войны

В Мурманске открылась выставка «Зимняя война», посвящённая 85-летию начала советско-финской войны 1939–1940 годов.

 

Подведены итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В Амурской области подвели итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В июле-августа 2024 года, к 70-летию Дальневосточной археологической экспедиции, Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области провёл археологическую экспедицию на памятнике «Гащенка, городище-1».

Прокрутить наверх