Рябушинских долгое время, особенно в советской истории, относили к классу угнетателей, к купцам-кровопийцам. Что, собственно, и не удивительно, принимая во внимание общее отношение в советское время к капиталистическим элементам, существовавшим в царской России.
Спустя почти сто лет, основываясь на сущностной эволюции исторической науки и мировоззрения, мы иначе смотрим на деятельность одной из самых выдающихся промышленных династий – династий филантропов, меценатов и двигателей экономического развития Российской империи.
Начало истории династии Рябушинских относит нас к концу XVIII – началу XIX века. Первый представитель семьи – Михаил Яковлевич – был крестьянином Калужской губернии. Приехав в Москву, в 16 лет, после четырехлетнего обучения, он записался в московской 3-й гильдии купцы. Молодой коммерсант женился на дочери владельца одного из кожевенных производств Москвы – Евфимии Скворцовой. Не стоит думать, что удачный брак и лег в основу будущего экономического состояния Рябушинских. История все расставила по своим местам.
Отечественная война 1812 года и пожар в Москве привели к тому, что Михаил Яковлевич был вынужден подать рапорт о выходе из купеческого сословия по неутешительному состоянию своих дел. Но уже через 12 лет московский мещанин Михаил Яковлевич Ребушинский (нет, это не опечатка, а изначальный вариант фамилии) объявляет о капитале в 8000 рублей и вновь записывается в 3-ю купеческую гильдию.
Этимология фамилии довольна проста. Ребушинская – так называлась родная слобода первых предпринимателей. Написание же через «я», а не через «е» утвердилось куда позднее – к концу жизни Михаила Яковлевича.
В конце 20-х годов XIX века семейство обладало состоянием порядка 27 тысяч рублей, а к середине столетия в пяти лавках продавались шерстяные ткани 40 видов – от «армяка» до неведомой «лянзи вульзи». Годовое производство собственной фабрики Ребушинских составляет около 50 тысяч рублей серебром, но, что важно, эта фабрика предоставляла 185 рабочих мест. Вот оно – простое, но амбициозное начало будущей промышленной империи.
Один из уроков, которые можно извлечь из деятельности первого Рябушинского, – связь производства с исторической родиной и ориентация на потребности местного населения. Две мануфактуры, основанные в Калужской губернии, имели развитые связи с сельскими ткачами, там же располагалась раздаточная контора, поставлявшая местным крестьянам пряжу.
Двум наследникам, Павлу и Василию, достался огромный капитал в 2 миллиона рублей, и они сумели распорядиться им с умом. В 1867 году в Москве открылся торговый дом «П. и В. Братья Рябушинские».
1870-е годы – пик расцвета предпринимательской и, что немаловажно для понимания образа главного представителя фамилии, общественной деятельности Павла Рябушинского. После смерти Василия в 1885 году он остался единоличным владельцем капитала и решает учредить акционерное предприятие.
Форма организации капитала братьев Рябушинских – товарищество на паях. Основной капитал предприятия в 2 миллиона рублей акциями был разделен на 2 тысячи паев по тысяче рублей соответственно. Паи являлись именными, и продать их не члену товарищества можно было только в том случае, если желающих приобрести права не было среди числа совладельцев. Этот довольно простой принцип позволял пресечь попытки приобрести конкурентами контрольный пакет, а также делал предприятие устойчивым.
Вскоре текстильное товарищество стало к тому же одним из ведущих банковских учреждений купеческой столицы. Вышневолоцкие фабрики стали не просто заметной, но знаковой величиной в хлопчатобумажной промышленности.
Павел Рябушинский, бесспорно, одна из ведущих фигур русской экономики имперского периода, но его имя остается в анналах истории еще по одной значимой причине.
«Нашей главной целью была не нажива, а само дело»
М.П. Рябушинский
Все члены семьи Рябушинских были старообрядцами, а потому общехристианское сочувствие к классам, финансово не обеспеченным, не могло не оказаться в ценностном мировоззрении фамилии. К тому же, к религиозной философии добавилась рациональная купеческая, заключавшаяся в осознании ответственности предпринимателя за развитие страны, культуры и народа. Рябушинские не были наставниками в прямом значении этого слова, но их образ жизни и деятельность стали примером для целых поколений предпринимателей, как больших, так и малых.
«Богатство обязывает»
П.П. Рябушинский
Старший из сыновей, Павел, был не чужд искусства, хотя и обладал математическим складом ума. В его подмосковном имении сохранилось собрание полотен русских художников. Михаил Павлович Рябушинский также оставил после себя собрание картин западноевропейских, японских, китайских и русских художников, в числе которых знаменитый «Демон» М.А. Врубеля, этюды и работы И.Е. Репина, И.И. Левитана, Н.К. Рериха, В.А.Серова. Многие представители семьи собирали библиотеки, помогали молодым художникам открывать собственные выставки и оказывали сильное влияние на течение культурной жизни России на рубеже XIX – XX веков. Менторский подход покровителя чем-то похож на работу современных бизнес-наставников: они знакомят с нужными людьми, поддерживают финансово, но чаще связями.
Осенью 1891 года в России начался голод, охвативший Черноземье и Среднее Поволжье. Павел Рябушинский не остался в стороне и открыл в родовом доме в Голутвинском переулке народную столовую, а позднее и приют для вдов и сирот купеческого и мещанского сословий, разоренных и не надеявшихся на помощь государства. Оказал полную поддержку Рябушинский также и еще одной столовой, в Спасо-Глинищевском переулке, в доме Человеколюбивого общества. Духовное завещание Павла Михайловича обеспечивало бесплатное кормление в народной столовой трехсот человек ежедневно.
Оглядываясь в прошлое нашей страны и наблюдая за развитием его настоящего, какой совет можно дать современным предпринимателям? Почему те же Рябушинские достойны стать учителями тех, кто в современности двигает состав по экономическим рельсам России?
Ответил на этот вопрос Юрий Александрович Петров – доктор исторических наук, директор Института российской истории РАН, автор более 170 научных трудов. Сфера его научных интересов – экономическая история, российская буржуазия, банковское дело и частное предпринимательство. Его монография о семье Рябушинских может по праву считаться лучшей работой, посвященной изучению династии выдающихся промышленников, сыгравших столь заметную роль в истории Отечества.
«Часто употребляют имена Третьяковых, Рябушинских, Морозовых как некий набор общеизвестных знаков, и всем, должно быть, ясно, что за ними стоит меценатство, благотворительность, филантропия. Но что недооценивается в их деятельности, так это ее экономический аспект, т.е. что они сделали для России. Созидательный фактор остается в тени, а он и является главным заветом этих предпринимателей. Они обустраивали Россию на промышленный лад. Если проехать по центральным областям, то можно среди сельских пейзажей вдруг заметить «острова» фабричных зданий и труб, к сожалению, сейчас редко продолжающих действовать. Предприниматели прошлого создавали в аграрной стране промышленные оазисы, выпускали продукцию – ткани, в которую одевалась вся крестьянская Россия. Они тем самым создавали огромное количество рабочих мест для бывших крестьян, выводили Россию на новый индустриальный уровень развития. Они созидали, они строили – чего сейчас в нашей стране остро не хватает. Не достает в современных предпринимателях креативного начала. Я имею в виду не строительство торгово-развлекательных комплексов, где продают китайскую продукцию. Это лишь средство обогащения, но экономике страны и, значит, твоему народу это не дает ничего. Всегда говорил и сейчас повторю, что инвестиции в собственную экономику – вот первоочередная задача российских предпринимателей, наших современных Рябушинских».
«Не просто торговля, а затем вывоз заработанных денег на Запад и безбедное проживание там. В их деятельности, как и в деятельности сотен других, была не до конца осознанная, но глубокая патриотическая мысль. Они себя ощущали частью этого мужицкого мира, и сами были «из мужиков», из крестьян, а потому, давая работу сотням тысяч таких же людей, какими они были в прошлом поколении, помогали народу подняться и обрести новую форму благосостояния. Лучшие из них последовательно заботились о народе: строили не только фабрики, но и общежития, ясли, детские учреждения, бани, дома культуры, создавали всю социальную инфраструктуру. Их отличала осознанная жизненная позиция: думать не только о своей мошне, но и о народе, из которого ты вышел и благодаря которому процветаешь».
Мы привыкли думать, что наставничество и филантропия – это заимствованные западные тенденции, Но так ли это? Обращаясь к великой русской истории и её «золотому веку» – XIX столетию, можно увидеть, что традиция промышленников и крупных деятелей – лучших людей своей эпохи – помогать и поддерживать сферы образования и искусства существовала как одна из основных ценностей Российской империи. Национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ вместе с Российским историческим обществом подготовили серию материалов, посвященных известным русским меценатам и филантропам, благодаря усилиям которых было открыто множество новых имён, обогатились мировая культура и история.
Текст: Ольга Давыдова
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
В начале ноября 2024 года на территории Богоявленского собора состоялось перезахоронение останков жителей и служилых людей Орловского крепости XVI-XVII веков, обнаруженных во время проведения археологических работ в Орле. Местом захоронения выбрана территория храма со стороны Парка «Орловская крепость».