Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

2163745982638568236562398569283652.jpg

Поздно вечером 3 (16) апреля 1917 г. на перрон Финляндского вокзала Петрограда прибыл поезд с особенным пассажиром. После многолетней эмиграции в Россию вернулся лидер левого крыла российской социал-демократии В. И. Ленин (Ульянов).

Его встречали с цветами, красными флагами, военным оркестром и почетным караулом. В Царском павильоне вокзала с приветственным словом к прибывшим обратилась делегация Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов во главе с меньшевиками Н. С. Чхеидзе и М. И. Скобелевым.

54756476466484.jpg


В ответной речи Ленин заявил, что Февральская революция ничего не дала народу, что власть находится в руках буржуазии и что война, которую она ведет, является «грабительской». Закончил лидер большевиков призывом: «Да здравствует социалистическая революция!»

Выступление Ленина вызвало полное недоумение присутствующих. Реакция однопартийцев объяснялась всеобщей эйфорией по поводу падения монархии: «медовый месяц» революции на тот момент еще не закончился. Не только меньшевики, но и руководители большевиков в России – Л. Б. Каменев (Розенфельд), И. В. Сталин (Джугашвили), М. К. Муранов – склонялись к поддержке политической платформы умеренного социалистического большинства Петроградского совета, считавшего необходимым сотрудничество с Временным правительством.

skobelev2345.jpg


Оценка Февральской революции, высказанная Лениным в письмах в Петроград, была неизвестна партии. «Письма из далека» под давлением Каменева и Сталина публиковались в «Правде» со значительными купюрами. Только ночью 3 (16) апреля в штабе большевиков во дворце Кшесинской Ленин получил возможность публично заявить о своем видении ситуации.

В двухчасовом докладе перед единомышленниками лидер большевиков изложил свои взгляды на текущую политическую ситуацию. Внефракционный социал-демократ Н. Н. Суханов (Гиммер) вспоминал: «Мне не забыть этой громоподобной речи, потрясшей и изумившей не одного меня, случайно забредшего еретика, но и всех правоверных. Я утверждаю, что никто не ожидал ничего подобного. Казалось, из своих логовищ поднялись все стихии, и дух всесокрушения, не ведая ни преград, ни сомнений, ни людских трудностей, ни людских расчетов, носится по зале Кшесинской над головами зачарованных учеников». Впечатление было ошеломляющим. Встреча закончилась около 4 часов ночи. Наспех Ленин записал план своего выступления на небольшом листе бумаги. Именно этот листок с изложением основных положений доклада и получил название «Апрельские тезисы».

376273322332232_6.jpg


На следующий день в Таврическом дворце было запланировано совещание представителей всех течений социал-­демократии для обсуждения вопроса об объединении. До возвращения Ленина из эмиграции руководство большевиков уже достигло предварительной договоренности по этому вопросу с другими социал-демократами.

Перед совещанием В. И. Ленин по­лучил возможность представить свою позицию делегатам-большевикам. Свое выступление он начал с вопроса об отношении к войне, которая, по его мнению, оставалась империалистической, так как велась в интересах буржуазии. Ленин раскритиковал большинство европейских и российских социал-демократов, считавших необходимым в период мирового конфликта поддержать свои правительства. В России большинство социалистических партий, вошедших в Советы, занимали позицию революционного оборончества, поддерживая курс Временного правительства на продолжение войны для защиты революционных завоеваний. Ленин, напротив, считал революционное оборончество оправданным только при соблюдении трех условий: переход власти «в руки пролетариата и беднейшего крестьянства», отказ от любых завоеваний, разрыв «со всеми интересами капитала». Вождь большевиков потребовал от своих сторонников не оказывать никакой поддержки Временному правительству. Он заявлял, что лишь свергнув власть «имущих классов» во всех воюющих странах, можно заключить всеобщий справедливый мир.

1446354634632463466.jpg


Следующий важный элемент тезисов Ленина заключался в необходимости продолжать революцию. Он настаивал на том, что в Феврале завершился только первый ее период – «буржуазно-демократический». И необходимо приступать к следующему этапу – социалистической революции. В этом смысле его анализ ситуации расходился с мнением практически всех политических сил того времени. Умеренные социалисты, в том числе и большевики – сторонники Каменева, считали, что для радикальных социалистических преобразований Россия еще не готова. Переход к социализму, по марксистской теории, мог совершиться только в развитом капиталистическом обществе. В России, с ее крестьянским большинством населения и аграрно-индустриальным характером экономики, такое общество еще только предстояло построить.

По мысли Ленина, Февральская революция создала возможность быстрого перехода к социализму благодаря тому, что возник орган прямого участия рабочих, солдат и крестьян во власти – Советы. Большинство социалистов в тот период не представляли их в качестве самостоя­тельного государственного института. Для них это были лишь временные органы массовой мобилизации. Ленин же считал, что парламентская республика являлась бы шагом назад по отношению к «республике Советов». При этом в Советах, где большевики были в меньшинстве, лидер партии предлагал вести «работу критики и выяснения ошибок, проповедуя в то же время необходимость перехода всей государственной власти» к этому органу.

A174554454554680.jpg


По мнению Ленина, для быстрого перехода к социализму в России необходимо было ликвидировать постоянную армию, государственную бюрократию и полицию. Совет рабочих депутатов должен был контролировать единый общенациональный банк, а также – на государственном уровне – производство и распределение продуктов. Тем самым важнейшие сферы капиталистической системы подчинялись общественному управлению. При этом В. И. Ленин подчеркивал, что социализм не может быть «введен сразу»: необходим был «систематический, постепенный переход» к этой роли Советов.

Отдельно Ленин выделил аграрный вопрос. Как и все социал-демократы, он с крайним недоверием относился к крестьянству. Лидер большевиков считал, что передача земли крестьянству создаст широкий класс собственников, враждебный идеям социализма. Чтобы не допустить такого развития событий, Ленин призывал передать всю землю в собственность государства. В деревне следовало организовать «образцовые хозяйства» (прообраз будущих колхозов) под контролем Совета батрацких депутатов, то есть безземельных крестьян, – «деревенского пролетариата», не имеющего никакой собственности.

Наконец, Ленин предлагал меры по преобразованию партии и всего социал-­демократического движения. Он призывал как можно быстрее собрать съезд партии, на котором изменить ее программу и даже название. Формальному единству РСДРП, которая объединяла фракции меньшевиков-оборонцев, меньшевиков-интернационалистов, большевиков и др., должен был быть положен конец. Ленин призывал резко отмежеваться от социал-демократии и даже изменить название своей партии на «коммунистическую».

В дискуссии, которая развернулась после выступления Ленина, часть большевиков выразила несогласие с этими идеями, мотивируя его тем, что думать о социалистической революции преждевременно. Дебаты еще продолжались, когда меньшевики заявили, что больше ждать не намерены. Поступило предложение Ленину повторить свой доклад на общем совещании. Все поспешили в полуциркульный зал Таврического дворца, где их ждали меньшевики.

После кратких вступительных слов организаторы совещания предложили слово Ленину. Тот взошел на трибуну и сразу оговорился, что он выскажет лишь свое частное мнение. Затем лидер большевиков повторил свой доклад. Стали раздаваться протесты и крики возмущения. И. П. Гольденберг, член ЦК большевистской фракции и один из инициаторов объединения, разразился гневной речью в адрес Ленина. Он назвал того наследником анархиста Бакунина и обвинил в желании посеять семена гражданской войны.

Лидер меньшевиков И. Г. Церетели был более снисходителен и напомнил, что Ленин очень давно не был в России и лишь вчера вернулся из эмиграции, поэтому еще не успел освоиться. Церетели подчеркнул, что «никакие призывы к разъединению не ослабят стремление пролетариата к созданию единой партии, и скоро в нее придет и Ленин, так как жизнь научит его старой истине марксизма: “Индивидуумы могут ошибаться, классы – никогда !”»

Против положений ленинского доклада выступили крупные деятели всех направлений социал-демократии: меньшевик Ф. И. Дан (Гурвич), внефракционный социал-демократ Ю. М. Стеклов (Нахамкис), меньшевик-интернационалист Юрий Ларин (М. А. Лурье), член меж­районной организации К. К. Юренев (Кротовский). Ленина поддержала лишь одна А. М. Коллонтай, тут же осмеянная и освистанная. Член Исполкома Петроградского Совета меньшевик Н. С. Чхеидзе подытожил дискуссию, сказав, что «вне революции останется один Ленин, а мы пойдем своим путем». Однако этих слов Ленин уже не слышал. Не став дожидаться ответного слова, он покинул зал вместе со своими сторонниками. Совещание приняло решение о созыве объединительного съезда. При этом из 50 большевиков, бывших в полуциркульном зале, более 20 голосовали вместе с меньшевиками. Как вспоминал позже член Петербургского комитета большевиков В. Н. Залежский, «в тот день (4 апреля) товарищ Ленин не нашел открытых сторонников даже в наших рядах». Большевики боялись полной изоляции партии, если она встанет на точку зрения Ленина.

31036_384378569384685963485638465863454.jpg


Однако борьба Ленина и его противников внутри партии только начиналась. Несмотря на разногласия, руководители большевиков приняли решение подвергнуть «Апрельские тезисы» открытой дискуссии, и 7 (20) апреля 1917 г. они были опубликованы в «Правде» с комментария­ми автора.

Одновременно в социалистической прессе появилось множество критических статей, посвященных ленинской программе. В социал-демократических изданиях («Единство», «Рабочая газета» и др.) говорилось об опасном уклоне Ленина в анархизм и заговорщичество. Во многих публикациях подчеркивалась невозможность социалистической революции в условиях, когда пролетариат не составляет большинства в стране. Указывалось и опасное «сектантство» Ленина, способствующее разъ­единению социалистов. Авторитетный деятель российского и международного социалистического движения Г. В. Плеханов посвятил ленинской позиции статью «О тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен». Ленин отвечал на критику, разъясняя свои тезисы в целой серии статей («Луиблановщина», «О двоевластии», «Война и Временное правительство», «Задачи пролетариата в нашей революции», «Письма о тактике»).

Видный член партии большевиков Н. И. Подвойский вспоминал, что выступления Ленина «временно отбросили от рабочего класса колеблющиеся элементы, поставили пролетариат и партию большевиков одинокими». Ораторов, которые заявляли о своей партийности, отказывались слушать, иногда они рисковали быть избитыми.

Тем временем вопрос об отношении к «Апрельским тезисам» был перенесен в большевистские районные комитеты Петрограда. В течение недели сторонники и противники тезисов вели дискуссии, пытаясь доказать свою точку зрения. В результате Ленину и его последователям удалось переломить ситуацию в столичной партийной организации. Пет­роградские большевики, настроенные более радикально, поддержали ленинскую программу. Член Русского бюро ЦК А. Г. Шляпников вспоминал, что «недо­умение и непонимание Ленина в первые дни внутри партии постепенно проходило, и круг товарищей, разделявших его взгляды, становился с каждым днем все шире, а его позиция из "личной" становилась партийной». Эта работа обеспечила успех ленинской точки зрения на Петроградской общегородской конференции большевиков, проходившей 14–22 апреля (27 апреля – 5 мая) 1917 г. По итогам доклада Ленина о текущем моменте и на основе «Апрельских тезисов» были составлены резолюции об отношении к Временному правительству и к войне.

4348щ9283752360965982365986238965.jpg


Победа программы Ленина в столичной организации была серьезным успехом в его борьбе за изменение курса партии. 22 апреля (5 мая) 1917 г. на Всероссийской конференции большевиков дискуссия вокруг ленинских тезисов в основном свелась к вопросу о том, закончен ли период буржуазно-­демократической революции и, соответственно, стоит ли бороться за социалистическую революцию. По итогам обсуждения в основу главных резолюций конференции – «О войне», «Об отношении к Временному правительству», «О текущем моменте», «О Советах рабочих и солдатских депутатов» – были положены «Апрельские тезисы». Окончательно был взят курс на разрыв с другими социалистическими партиями, которые «развращают пролетариат буржуазным влиянием», внушая ему мысль о возможности изменить политику Временного правительства путем соглашений. Вместе с тем партконференция отклонила предложения Ленина о переименовании партии в коммунистическую и о созыве нового Интернационала. Это произошло уже после октябрьского переворота.

Значение «Апрельских тезисов» для истории революции 1917 г. сложно переоценить. Они легли в основу курса большевиков, которого те придерживались весь 1917 г., определив бескомпромиссную позицию партии по отношению к умеренному социалистическому лагерю и Временному правительству. Однако самое главное заключалось в другом: следуя намеченным Лениным курсом, большевики после прихода к власти приступили к реализации утопического социалистического эксперимента.  

Константин Тарасов,
кандидат исторических наук

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

Вестник №4/2022

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Член Межмузейной группы Минкультуры встретился с представителями отделения РИО в ДНР

Член Межмузейной группы Минкультуры встретился с представителями отделения РИО в ДНР

Ведущий научный сотрудник музея-панорамы «Сталинградская битва» провёл встречу с представителями Совета отделения Российского исторического общества в Донецкой Народной Республике.

 

В Ульяновске состоялась XX конференция «История регионов в памяти поколений»

В Ульяновске состоялась XX конференция «История регионов в памяти поколений»

В Ульяновске состоялась XX межрегиональная историко-архивная конференция «История регионов в памяти поколений».

 

Саратовское отделение РИО презентовало книгу о Нижне-Воскресенском монастыре

Саратовское отделение РИО презентовало книгу о Нижне-Воскресенском монастыре

В зональной научной библиотеке Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского состоялась презентация новой книги ответственного секретаря Совета отделения Российского исторического общества в Саратовской области Юрия Каргина «Аврамиева обитель: жизнь и судьба».

Цех историков

Штурм цитаделей. Красная армия против немецких крепостей в 1945 году

3982685689216358693815615.jpg

6 мая 1945 г. в Силезии сложил оружие германский гарнизон Бреслау (ныне – Вроцлав, Польша). 40 тыс. солдат вермахта, СС и фольксштурма сдались советским войскам. Бреслау был не просто осажденным городом: в Силезии окончилась эпопея «фестунгов» — крепостей Третьего Рейха, создание которых стало одной из самых неоднозначных стратегических идей гитлеровского командования за всю войну.

 

«Если бы побольше русских людей думали так же…»

Анна Павлова

Неумирающий лебедь Анна Павлова: навсегда русская в Лондоне. Анна Павловна (Матвеевна) Павлова, дочь прачки и (по слухам) отставного солдата, – одна из величайших балерин XX века.

 

Кузьма Деревянко. Представитель CCCH в союзном командовании в Японии

Кузьма Деревянко. Представитель CCCH в союзном командовании в Японии
На фото: Представитель СССР генерал-лейтенант К. Н. Деревянко подписывает Акт о капитуляции Японии во Второй мировой войне на борту линкора «Миссури»*Присутствуют: министр иностранных дел Японии М. Сигэмицу, начальник Генштаба генерал Ё. Умэдзу. У микрофона — генерал Д. Макартур. 2 сентября 1945 года. Фото Виктора Темина / РГАКФД.

Советский генерал Кузьма Николаевич Деревянко большинству историков известен одним фактом биографии: именно он 2 сентября 1945 года поставил подпись от имени Советского Союза на Акте о капитуляции Японии.

Трибуна

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

 

Выступление Натальи Татарчук на круглом столе "Нормандия-Неман - 75 лет"

Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

Monographic

Об отношении коммунистических партий к парламентаризму на II конгрессе коминтерна


Второй конгресс Коминтерна 1920 г.

Второй конгресс Коминтерна, проходивший с 19 июля по 7 августа 1920 г. и утвердивший организационные принципы мирового коммунистического движения, необходимым пунктом включил в повестку вопрос об отношении к парламентаризму.

 

Археография: символ свободы или жертва идеологии?

2938659823698562398652.jpg

Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».

 

Коллективный портрет немецких политических эмигрантов

Novosti-img/berlin-1945-2015.jpg

В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.

Прокрутить наверх