Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Выставка «Храним вечно: “Antiquités Byzantines”» начала работу в ГПИБ

5 декабря 2022 года в Государственной публичной исторической библиотеке России состоялось открытие выставки «Храним вечно: “Antiquités Byzantines”».

В экспозиции представлены иллюстрации из альбома «Antiquités Byzantines» («Византийские древности») — одной из первых книг в России, посвящённых византийскому искусству, его истокам и ранним этапам развития. В новое издание книги «Византийский альбом графа А.С. Уварова» 2021 года включены ранее не публиковавшиеся цветные художественные копии и фотографии византийских миниатюр, мозаик, элементов орнаментального декора IV–XIV веков, некогда собранные Уваровыми в единый альбом «Antiquités Byzantines», который ныне бережно хранится в Государственной публичной исторической библиотеке России.

В альбом входят живописные копии мозаик римских церквей и миниатюры из собраний Национальной библиотеки Франции (Париж), Ватиканской апостольской библиотеки (Рим), Австрийской национальной библиотеки (Вена), представляющие изображения Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, пророков Исайи и Захарии, византийских императоров и евангельские сюжеты.

Большое европейское путешествие супругов Уваровых длилось три года — с 1859 по 1862 год. Множество часов, проведённых графом Уваровым, его молодой супругой Прасковьей Сергеевной и французским художником Шарлем Керюсоном в стенах Ватиканского книгохранилища, в фондах Национальных библиотек Франции и Австрии, библиотеке Британского музея, обогатили зарождавшееся русское византиноведение удивительными открытиями, познакомили соотечественников с памятниками искусства Византии, а самого графа сделали основоположником русской византологической школы. Помимо работы в библиотеках и музеях Европы, чета Уваровых занималась глубоким изучением памятников архитектуры и настенной живописи Рима, Пармы, Генуи, Неаполя. Кроме живописных копий Уваров заказывал и фотографии многочисленных базилик, мозаик и предметов древней пластики Равенны — определённо, первых фотографических изображений памятников культуры этого старинного города.

Вероятно, в этот период у Алексея Сергеевича и возник замысел обобщающего труда, посвящённого византийскому искусству и его символике. А.С. Уваров среди первых русских авторов-византинистов обратился к идейной (историко-богословской) и сюжетной стороне живописных памятников. Жаль, что граф не успел усовершенствовать и подготовить окончательный вариант своего детища. Это произошло уже после его кончины стараниями вдовы Прасковьи Сергеевны, которая привлекла к работе над «Византийским альбомом» лучшие отечественные научные силы и издала его в 1890 году.

Выставка «Храним вечно: “Antiquités Byzantines”» продолжит работу до 5 ноября 2023 года.

Текст: Дарья Денисова

По материалам Государственной публичной исторической библиотеки

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Подведены итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В Амурской области подвели итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В июле-августа 2024 года, к 70-летию Дальневосточной археологической экспедиции, Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области провёл археологическую экспедицию на памятнике «Гащенка, городище-1».

 

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

В Центре изучения Гражданской войны Исторического архива Омской области состоялся круглый стол «Верховный правитель России А.В. Колчак: личность и память».

 

К 300-летию поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги в Астрахани прошёл круглый стол

К 300-летию поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги в Астрахани прошёл круглый стол

В филиале Астраханского государственного объединённого историко-культурного музея-заповедника состоялся круглый стол, приуроченный к 300-летию Махтумкули Фраги.

Прокрутить наверх