297563891283568236586238658236586239568923654.jpg

В Государственном историческом музее открылась выставка «Александр II. Освободитель». Экспозиция приурочена к грядущему 200-летию со дня рождения императора Александра II, великого реформатора, царя-освободителя, вошедшего в историю в первую очередь благодаря отмене крепостного права в России.

В работе над проектом кроме самого ГИМа принимали участие ведущие музеи страны – Государственный Эрмитаж, музей-заповедник «Царское Село», а также Государственный архив Российской Федерации и частные коллекционеры. Выставка подробно рассказывает обо всех периодах жизни великого императора – с момента рождения до последних часов жизни Александра II после покушения народовольцев. Среди уникальных экспонатов выставки - крест, сделанный из стекла, вылетевшего при взрыве кареты Александра II в день его гибели.

Для Государственного исторического музея этот выставочный проект особенный: Александр II, помимо всего прочего, был еще и основателем ГИМа. О масштабе экспозиции можно судить не столько по количеству экспонатов, сколько по их уникальности: некоторые вещи, такие как, например, походный стул Александра II, сопровождавший его в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, вообще никогда раньше не выставлялись на территории России.

Открытие выставки «Александр II. Освободитель»

Экспозиция, осмотр которой у въедливого посетителя наверняка займёт не один час, построена по хронологическому принципу. Уже в первом зале посетителя встречают вещи, связанные с рождением наследника царского престола, среди них, например, два детских мундира, переданные на выставку музеем-заповедником «Царское Село». Один из них изготовили, когда Александру II было всего несколько недель: спустя 7 лет именно в этом мундире в день восстания декабристов его вынес на руках император Николай I, чтобы представить своего наследника Лейб-гвардии Сапёрному батальону, который первым явился на защиту Зимнего дворца. Среди наиболее интересных экспонатов также портрет цесаревича Александра Николаевича во младенчестве: неизвестный художник изобразил его на фоне Московского Кремля.

рассказал на открытии выставки директор ГИМа Алексей Левыкин


«Эта выставка - дань Москве, потому что Александр II был вторым после Петра Великого императором, кто появился на свет в Москве. Он родился в Николаевском дворце Московского Кремля, который сейчас, к сожалению, уже не существует. Рядом с ним был поставлен один из самых красивых и монументальных памятников Александру II, который был уничтожен после 1917 года»,

- рассказал на открытии выставки директор ГИМа Алексей Левыкин.

Цесаревич Александр Николаевич был провозглашён наследником императорской короны в 1825 году, сразу после того, как его отец Николай I вступил на престол. Воспитанию мальчика уделяли особое внимание, он получил блестящее домашнее образование. Его наставниками были юрист Михаил Сперанский, поэт Василий Жуковский, финансист Егор Канкрин и другие выдающиеся умы того времени. Александр II свободно владел английским, немецким, французским, польским и русским языками – в экспозиции представлены, например, тетради с многочисленными переводами 10-летнего цесаревича. Все это составило прекрасную базу для будущего императора, вошедшего в историю как один из величайших российских реформаторов.

SHAL0472983765926398569823650.jpg


«В перечне достижений Александра II целый список фундаментальных реформ, совершённых им в различных сферах государственного управления, в сферах экономики и общественной жизни нашей страны. Это, конечно же, судебная реформа, которая создала независимый суд, адвокатуру, институт независимой прокуратуры. Это, безусловно, реформа местного самоуправления, так называемая земская реформа, это кардинальная модернизация армии, реформа школьного и университетского образования, построение государственной системы финансов и бюджета. И конечно же, отмена крепостного права»,

- отметил Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, одним из первых осмотревший экспозицию.

Кроме того, за 25 лет правления Александра II страна пережила небывалый промышленный подъём: достаточно сказать, что объемы выплавки стали и чугуна возросли в 2,5 раза, а протяжённость железных дорог увеличилась в 15 раз. Александра II можно было бы назвать бриллиантом российской государственности, хотя уместнее было бы вспомнить про другой камень – александрит, найденный в день совершеннолетия Александра II на Урале и названный так именно в его честь. С именем Александра II связано немало занимательных человеческих историй: так, например, во время своего путешествия по Европе в 1839 году он едва не влюбился в королеву Великобритании Викторию. Стоит отметить, что чувства эти были взаимными и это очень насторожило императорскую чету в Петербурге: перспектива превращения наследника российского престола в британского принца-консорта совершенно не входила в планы Зимнего дворца. В конечном счёте невесту будущий император нашел себе в Дармштадте – ей стала принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская. На выставке впервые экспонируется всё, что осталось от знаменитого свадебного сервиза супружеской четы, изготовленного на Императорском фарфоровом заводе.

Экспонаты

Особое место в экспозиции занимает, конечно, коронация императора Александра II. Он венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля 8 сентября 1856 года. Посетители могут увидеть десятки гравюр с изображением первопрестольной, например, торжественный проезд процессии по Тверской, а также изображения военных манёвров, проходивших в Москве, памятные медали и подлинные ноты марша Иоганна Штрауса, написанного в честь коронации, где композитор именуется на русский манер – просто Иваном.

Среди наиболее интересных экспонатов – детали парадной конной упряжки для коронационного выезда, изготовленной шорной мастерской «Вальтер и Кох», имевшей статус поставщика двора Его Императорского Величества. Конная шестёрка предстает перед посетителями в натуральную величину. Всего было подготовлено 26 таких парадных комплектов, однако до наших дней дошёл только один из них.

Ещё одна интересная глава биографии Александра II, которая в полной мере иллюстрирует его характер, – это Кавказская война. Впервые он выехал на Кавказ по поручению отца в 1850 году, когда участвовал в столкновении с чеченцами. Увидев небольшой вражеский отряд, Александр II, на тот момент еще только наследник престола, устремился за ним в одиночку. Следом за ним наперерез кинулся весь конвой.

«Оружие убитого командира отряда Александру преподнесли в качестве трофея, но за этот бой он получил Георгиевский крест. Это был его личный Георгиевский крест, который он во время Русско-турецкой войны после взятия Плевны в 1877 году и пленения Осман-паши снял с себя и отдал не кому-нибудь, а командующему астраханским полком генералу Леониду Ксенофонтовичу Квитницкому»,

– рассказал куратор выставки Андрей Яновский.

Русско-турецкая война 1877-1878 годов

Русско-турецкой войне 1877-1878 годов на выставке посвящён отдельный зал. В этой военной кампании Александр II лично принимал участие. И она стала одной из самых успешных – по итогам войны целый ряд стран Балканского полуострова, включая Болгарию, находившуюся под турками на протяжении почти пяти веков, обрел независимость. Русские войска дошли до самого Константинополя, вынудив турок капитулировать. Среди наиболее интересных экспонатов, представленных в этом зале, – ключ от Андрианополя, подаренный художнику Василию Верещагину генерал-майором Александром Струковым, кавалерийский отряд которого в январе 1878 года без боя занял Андрианополь. На самом деле никаких ключей от города не существовало в принципе, однако, чтобы удовлетворить требования русского командования, турецкие власти проявили находчивость - пошли купили на базаре старые ключи, чтобы вручить их.

SHAL10927365962395698263566.jpg


«Я бы очень хотел, чтобы те люди, которые придут сюда, потом, увидев здесь всё, поняв величие этой личности, узнав многие исторические моменты, отправились на Крымский вал и посмотрели там выставку Василия Верещагина, осознав, что то, что запечатлено на картинах там, на самом деле является художественным воплощением тех деяний, о которых рассказывается здесь»,

- отметил, осматривая выставку, министр культуры правительства Москвы Александр Кибовский.

«Счастливый мундир» Александра II

Ну и конечно, последняя, но, пожалуй, самая значимая часть экспозиции, повествует о череде покушений на жизнь императора. За время его правления их было в общей сложности семь. Первое произошло в 1866 году, когда в Летнем саду в государя стрелял дворянин Дмитрий Каракозов. Император чудом избежал смерти – его спас крестьянин Осип Комиссаров. В экспозиции представлен «счастливый мундир» Александра II, в котором он был в день покушения. Именно этот мундир – офицерский сюртук Лейб-гвардии Конного полка – император предпочитал надевать чаще, чем любую другую форму. Затем было покушение деятеля польского освободительного движения Антона Березовского в Париже - оно тоже было неудачным. После этого в жизни императора наступило некоторое затишье, однако позже последовала целая серия покушений. Террористы пытались взорвать поезд императора, который следовал из Ливадии. Александра II спас опять же счастливый случай: царский поезд в тот раз прошёл первым вместо состава с багажом, который шёл за ним следом. Подпольная террористическая организация «Народная воля» целенаправленно и систематически готовила цареубийство. Террористам удалось пробраться даже в Зимний дворец: революционер Степан Халтурин заложил бомбу в столовой, где должен был обедать император, - сто с лишним килограммов динамита. В результате этого взрыва погибли 11 человек из конвоя императора, однако сам Александр II не пострадал: ожидая гостей, которые задержались из-за снежных заносов, он на обед опоздал. Репродукции с изображением разрушенной желтой столовой Зимнего дворца, а также литографии похорон жертв этого теракта представлены в экспозиции, как и памятная медаль, посвящённая уже свершившемуся покушению – медаль, весом 300 граммов чистого золота, вручалась лишь самому узкому кругу приближенных императора.

 

В результате нового нападения народовольцев в марте 1881 года Александр II получил смертельные ранения на Екатерининском канале в Санкт-Петербурге. Александр II скончался через несколько часов в Зимнем дворце и был погребен в родовой усыпальнице династии Романовых в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. На месте кончины Александра II в 1907 году был воздвигнут храм Спаса-на-Крови.

Экспозиция будет открыта для посетителей с 4 апреля по 15 октября 2018 года.

Фото: Александр Шалгин

Текст: Анна Хрусталева

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2018

Вестник фонда "История Отечества" Журнал Воронцово поле №3/2018

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Привычное чудо. «Дорожная карта» крымской истории

73265762376523685682365-3.jpg

Очевидная даже для непрофессионального наблюдателя мысль, что Крым – это «привычное чудо», удивительное сочетание пластов истории, особенностей географии и культурной специфики, «сама собой» существует в обыденном сознании, не требуя, казалось бы, доказательств и пояснений.

 

Как польский мятеж 1863 года объединил славянофилов и западников

38958962831568165816586155.jpg

После Венского конгресса 1815 г. под скипетром Романовых оказалась большая часть территории Речи Посполитой, исчезнувшей еще в конце XVIII в. с политической карты Европы. Это были как удерживаемые Польшей в течение нескольких столетий бывшие земли Древней Руси (Правобережная Украина, Белоруссия), так и Литва, и значительная часть собственно «этнографической Польши».

 

Сухой закон 1914 года. Борьба за народную трезвость накануне революции

239865893628562365.jpg

Одним из факторов, дестабилизировавших внутриполитическую обстановку в Российской империи накануне Февральской революции 1917 г., стала правительственная политика по ограничению продажи алкогольных напитков – так называемый сухой закон 1914 г.

Новости Региональных отделений

Региональная идентичность и единая историческая культура

1246128754519825475129754124124arova_4.jpg

Региональное отделение Российского исторического общества в Ульяновске – молодое (создано в феврале 2017 года), но уже успевшее отметиться значимыми для региона делами.

 

XXIV Всероссийские Платоновские чтения в Самаре

0ZKH521351235115ziXeWT0.jpg

7-8 декабря 2018 года в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королева на базе кафедры российской истории состоялась ежегодная конференция студентов и молодых ученых – XXIV Всероссийские Платоновские чтения.

 

Премия «Народное признание 2018» в Самаре

124581725451275478125479851241248.jpg

25 декабря 2018 года в Самарском академическом театре оперы и балета в присутствии более тысячи гостей прошла торжественная церемония награждения лауреатов Областной общественной акции «Народное признание 2018».  

Трибуна

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

 

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

Прокрутить наверх